Совершенствование мер по предупреждению преступлений в сфере таможенного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 23.05.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Полудина, К. А. Совершенствование мер по предупреждению преступлений в сфере таможенного дела / К. А. Полудина, М. П. Белослудцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 560-563. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114565/ (дата обращения: 18.06.2024).



В статье рассматриваются проблемы предупреждения и профилактики преступлений в сфере таможенного дела в России, анализируется статистика уголовных дел, возбуждаемых при выявлении преступлений в сфере таможенного дела, которая показывает тенденцию к снижению количества дел, связанных с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделяется необходимости разработки и внедрения инновационных подходов к предотвращению таможенных преступлений. Также обсуждаются проблемы, связанные с недостатками законодательной техники при изложении диспозиций уголовно-правовых норм, и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: таможенные преступления, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, международное сотрудничество, гармонизация законодательства.

The article discusses the problems of prevention and prevention of crimes in the field of customs in Russia, analyzes the statistics of criminal cases initiated when crimes in the field of customs are detected, which shows a trend towards a decrease in the number of cases related to smuggling and evasion of customs duties. Particular attention is paid to the need to develop and implement innovative approaches to the prevention of customs crimes. The problems associated with the shortcomings of legislative technology when setting out the dispositions of criminal law norms are also discussed, and ways to solve them are proposed.

Keywords: customs crimes, smuggling, evasion of customs duties, international cooperation, harmonization of legislation.

Глобализация и интенсификация международной торговли приводят к увеличению объема перемещаемых через границы товаров и услуг, что, в свою очередь, повышает риск совершения таможенных преступлений, таких как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и ряда других, непосредственно с ними связанных. Современные вызовы, такие как распространение новых технологий и цифровизация экономики, требуют разработки и внедрения инновационных подходов к предотвращению таможенных преступлений, активизацию использования современных информационных технологий и систем мониторинга.

Международное сотрудничество и интеграция в рамках экономических союзов ставят перед государствами задачу гармонизации законодательства и выработки общих подходов к борьбе с таможенными преступлениями, что также подчеркивает актуальность данной темы. Таким образом, исследование мер по предупреждению преступлений в сфере таможенного дела является актуальным и важным направлением для научного и практического изучения, направленным на повышение эффективности борьбы с таможенными правонарушениями и укрепление экономической безопасности российского государства.

Безопасность нашей страны, развитие разных сфер экономики и успешное сотрудничество с другими странами в торговле во многом зависят от того, насколько хорошо работают таможенные органы [5, с. 74]. У таможенной службы есть несколько важных задач, в частности, комплексное обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет платежей за товары, которые ввозят в Россию, предотвращение незаконного ввоза товаров, запрещенных к свободному обороту.

С 1 апреля 2024 года установлена ответственность за незаконное перемещение через госграницу РФ алкогольной и табачной продукции. Продукцию внесли в правительственный перечень стратегически важных товаров и ресурсов, за незаконное перемещение которых через госграницу РФ или таможенную границу ЕАЭС наступит ответственность уже по ст. 226.1 УК РФ.

Соответственно с этого срока статья 200.2 об ответственности за незаконное перемещение только через таможенную границу Таможенного союза утратила силу.

В таблице 1 представлена динамика уголовных дел в сфере таможенного дела в 2021–2023 годах.

Таблица 1

Динамика уголовных дел в сфере таможенного дела [8]

Уголовно правовая квалификация

Количество уголовных дел

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Ст. 229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»

262

156

157

Ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно- технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов»

742

704

698

Ст. 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»

87

55

64

Ст.200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»

99

103

90

Ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица»

349

344

329

Ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»

32

32

27

Ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»

140

147

154

Ст. 189 УК РФ «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль»

2

3

2

Ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»

8

9

8

Ст. 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»

124

100

105

Ст. 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»

196

190

192

Всего

2041

1847

1827

Статистика показывает, что количество уголовных дел в сфере таможенного дела имеет тенденцию к снижению. Так, общее количество дел в 2023 году составило 1827, что меньше, чем в предыдущие годы [8]. Особенно заметно сокращение дел по статьям, связанным с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых веществ, а также уклонением от уплаты таможенных платежей, что подтверждает повышение эффективности работы таможенных и иных правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения преступлений в таможенной сфере.

Так, уголовные дела по признакам статьи 194 УК РФ об уклонении от уплаты таможенных платежей, возбуждаемые таможенными органами РФ, характеризуются значительным количеством и тесно переплетены с административными правонарушениями, связанными с незаконным трансграничным перемещением товаров и денежных средств. Важно отметить, что такие административные правонарушения не образуют состав преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, в частности, при перемещении товаров, не отнесенных к предметам преступления согласно закону [2]. Этот факт свидетельствует о том, что масштабы нелегальной деятельности в сфере таможенного законодательства значительно шире, чем кажется на первый взгляд, и требует тщательного изучения и разработки эффективных мер противодействия.

Например, должностными лицами Астраханской таможни в грузовом автомобиле, прибывшем на таможенную территорию, была обнаружена партия детских электромобилей без необходимых сопроводительных документов, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Их ориентировочная рыночная стоимость превышала 10 млн рублей [8], а подлежащие уплате таможенные платежи составляли свыше 2 млн рублей. Следовательно, незаконное перемещение товаров подлежит квалификации как административное правонарушение, а уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах рассматривается как преступление, предусмотренное статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно статистике, количество правонарушений, связанных с контрабандой, остается высоким, что подчеркивает необходимость четкой формулировки ее понятия и содержания.

Другим примером может служить дело № А40–235506/2021 от 23.01.2023 г., рассматриваемое Арбитражным судом Московского округа об обжаловании решения таможенного органа о классификации товара как контрабанды. В нём суд признал решение таможенного органа законным, поскольку товар был ввезен в Россию без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей [8].

Это подтверждает высокую актуальность предотвращения преступлений в сфере контрабанды на территории ЕАЭС.

Административное законодательство содержит определение признаков незаконного перемещения товаров, таких как транспортировка товаров и транспортных средств международной перевозки через границу в обход установленных пунктов пропуска [3].

Однако в диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ указано только перемещение через таможенную границу и таможенную территорию, без упоминания государственной границы Российской Федерации и ее территории. Этот недостаток формулировки особенно существенен в контексте таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором не предусмотрено внутренних таможенных границ. Таким образом, внешние границы ЕАЭС могут не совпадать с границами государств-членов. Следовательно, описание правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через внешние границы ЕАЭС, является неполным в текущей формулировке ст. 16.1 КоАП РФ.

Исходя из представленных данным можно выделить следующие проблемы:

  1. Проблема квалификации преступлений в сфере таможенного дела, связанная с необходимостью чёткой формулировки понятия и содержания контрабанды.
  2. Недостаток формулировки в КоАП РФ, который делает описание правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через внешние границы ЕАЭС, неполным.

Для решения проблем, связанных с квалификацией преступлений в сфере таможенного дела и недостатками формулировок в КоАП РФ, необходимо внести следующие изменения:

  1. Внести уточнения в определение контрабанды, чтобы обеспечить более чёткую квалификацию преступлений в сфере таможенного дела;
  2. Дополнить статью 16.1 КоАП РФ, указав в ней не только перемещение через таможенную границу и таможенную территорию, но и через государственные границы Российской Федерации и её территории, чтобы обеспечить полное соответствие законодательству ЕАЭС.

В результате более чёткая формулировка понятия контрабанды позволит избежать разночтений и ошибок при квалификации преступлений.

Уточнение определения контрабанды и дополнение статьи 16.1 КоАП РФ позволят таможенным органам более эффективно бороться с нарушениями таможенного законодательства, а дополнение статьи 16.1 КоАП РФ обеспечит соответствие российского законодательства нормам и правилам ЕАЭС.

Совершенствование законодательства, безусловно, представляет собой важный инструмент предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, однако, по нашему мнению, наиболее эффективным способом недопущения подобных правонарушений является их профилактика и контроль, что требует использования современных цифровых инструментов.

К таким инструментам относятся:

  1. Система управления рисками (СУР) — автоматически анализирует информацию о товарах, позволяя сузить круг потенциальных нарушителей для последующего контроля;
  2. Электронные декларации — исключают необходимость бумажных документов, упрощая процесс проверки и снижая вероятность ошибок;
  3. Центры электронного декларирования — обеспечивают удаленный доступ к таможенным процедурам, сокращая время и затраты на оформление;
  4. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы — позволяют проводить осмотр грузов без их разгрузки, повышая эффективность контроля.

Использование этих инструментов позволяет автоматизировать процесс проверки товаров, что снижает человеческий фактор и вероятность ошибок, ускорить таможенное оформление, делая его более прозрачным и предсказуемым, выявлять потенциальные нарушения на ранних этапах, предотвращая их совершение, а также повысить эффективность контроля за перемещением товаров через таможенную границу.

Таким образом, использование современных цифровых инструментов предупреждения таможенных преступлений, внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение понятия контрабанды и дополнение статьи 16.1 КоАП РФ, позволит улучшить качество расследования преступлений в сфере таможенного дела, повысить эффективность работы таможенных органов, гармонизировать законодательство Российской Федерации с законодательством ЕАЭС и снизить количество правонарушений в данной сфере.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 11.03.2024 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.03.2024
  5. Вобликов, А. Б. Актуальные вопросы таможенного регулирования / А. Б. Вобликов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2024. — № 1(77). — С. 74–84
  6. Коровяковский, Д. Г. Деятельность таможенной службы России по пресечению и профилактике таможенных преступлений: текущее состояние и пути совершенствования / Д. Г. Коровяковский, В. И. Парфенова, К. А. Волкова // Таможенное дело. — 2024. — № 1. — С. 27–29.
  7. Оганисян, Л. М. Взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами в борьбе с правонарушениями в таможенной сфере / Л. М. Оганисян // Актуальные вопросы современной науки и инноватики: Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции, Уфа, 21 февраля 2023 года. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. — С. 176–181
  8. Федеральная таможенная служба Российской Федерации // Официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 22.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, РФ, Российская Федерация, дело, таможенная граница, контрабанда, незаконное перемещение товаров, средство, сфера, незаконное перемещение.


Похожие статьи

Задать вопрос