Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А. Ф. Федоров, И. А. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 785-787. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6726/ (дата обращения: 23.12.2024).

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек), поиска информационных источников в книжных магазинах и т. п., что в итоге должно было привести к увеличению свободного времени. Подрастающее поколение использует свободное время для общения с компьютером и интернет-сетями. В виду того, что компьютеризация поставила человечество перед проблемой, последствия которой стала связь компьютера и психики человека. Её актуальность состоит в том, что американские ученые в 1996 году выделили новый вид в классификации психических болезней — «кибернетические расстройства». Они проявляются из-за чрезмерного стресса и переутомления в результате длительного пребывания в виртуальном мире. Ряд ученых и специалистов в данной области говорят о возникновении синдрома «Интернет — зависимости (аддикции)», когда человек теряет чувство реального времени и полностью погружается игровыми и информационными видами компьютерной деятельности, уводя и все больше погружая своё сознание в виртуальный искусственный компьютерный мир.

Понятие аддикция происходит от лат. addictus — зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный, т.о. мы сейчас порабощены прелестями техногенной цивилизации. [3]

В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и нехимическая зависимость.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением. [1]

К компульсивному поведению относятся следующие разновидности: компульсивное переедание, компульсивное стремление к снижению веса, компульсивное стремление к риску и стрессу, компульсивная потребность быть занятым («трудоголики»), компульсивное стремление к достижению цели, компульсивное стремление к смене сексуальных партнеров, в изоляции, потребность покупать вещи, компульсивная потребность в физических упражнениях и т. д. [1]

В нашем исследовании рассматриваются проблемы нехимической аддикции — игровой компьютерной Интернет — зависимости подрастающего поколения. [3]

На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой компьютерной зависимости.

На втором этапе было проведено исследование и анализ полученных результатов по определению игровой компьютерной Интернет — зависимости у студентов группы.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

Еще в 1996 году доктор Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость». Исследователь опирался на предположение о том, что патологическая зависимость может развиваться не только от собственных действий и эмоций, но и от внешних факторов. Многие специалисты работающие в этой области считают, что зависимость в отношении интернета наступает гораздо стремительнее нежели в отношении алкоголя, азартных игр и табакокурения..По утверждению ряда психологов, синдром компьютерной зависимости приобретается в течение полугода после начала использования интернета у подавляющего числа населения. [2]

Симптомы начинающейся компьютерной зависимости: ни чем не объяснимая агрессия и утомление, довольно продолжительные и весьма скачущие изменение в настроении сопровождающиеся то всплеском эмоций, то безучастным подавленным депрессивным состоянием, у этих людей ярко выражена враждебность, не принятие конструктивной критики и советов в свой адрес, враждебный настрой в отношении близких людей,семьи,социального окружения. У таких людей происходит смена привычного круга общения, появление сомнительных знакомств и контактов, отказ от хобби и дел, которые ранее вызывали огромный интерес и стремление. Новые интересы часто влекут за собой пропажу материальных ценностей из дома, в частности денег, возникновение посторонних вещей, ребенок постепенно и не заметно для родителей погружается в долги, становится более изощренным, юрким способным запросто ввести в заблуждение, солгать для достижение своей цели, не взирая на чувства долга и моральных ценностей.

Динамика развития компьютерной зависимости повторяет динамику развития химической зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности. Однако есть отличие — компьютерная зависимость редко перерастает в хроническую. Пик зависимости приходится на подростковый и юношеский возраст. С взрослением, повышением образования, становлением как личности, т. е. с приобретением жизненного опыта происходит переоценка ценностей, зависимость идет на спад и фиксируется на определенном уровне. Хроническую компьютерную зависимость можно наблюдать у инфантильных и «трудоголических» личностей, первые не хотят покидать виртуальность, а вторые не могут жить без общения с компьютером.

Интернет-зависимости более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, тогда как специалисты по компьютерным сетям приобретают интернет-зависимость крайне редко.

Главным фактором благодаря которому возникает интернет зависимость у подростков, является нехватка живого общения с реальными людьми, близкими, семьей. Первоначально интернет захватывает своей новизной и неограниченными возможностями в получении различной информации интересующий ребенка и благодаря этому человек не нуждается в живом общении и постепенно понимает, что прекрасно справляется и без чьей либо помощи. Старший школьный возраст сопровождается ускоренным психосоциальным развитием, формируются ценности, происходит активная социализация в общество. В свою очередь подросток имеющий интернет зависимость ограничивается лишь «общением» с компьютером, а все кроме этого отходит на второй план. В настоящее время наблюдается такая тенденция, что молодежь все чаще пренебрегает реальным общением и все больше отдает свое предпочтение компьютеру. Интернет стремительно привязывает молодежь к виртуальной реальности отдаляя ее тем самым от друзей, от приятного общения с ними. Благодаря этому у подростков наблюдается недостаток опыта и навыков в общении с людьми. Человек, как правило, не уверен в себе и не способен на принятие волевых и важных решений, без которых невозможно полноценно существовать в обществе. Также интересен тот факт, что коэффициент умственного развития у таких подростов находится на достаточно высоком уровне, что является еще печальнее. Исходя из выше сказанного можно с уверенностью утверждать что подростковый или дошкольный возраст из за психологических особенностей взросления и становления личности является наиболее уязвимым, именно в этот период дети являются более подвержены интернет зависимости.

Компьютерные игры делятся на неролевые и ролевые. Такая классификация является очень важной, ввиду того что психологическая зависимость имеет существенные различия и механизмы отличаются между собой.

Ролевые компьютерные игры которые мы рассматриваем с точки зрения психологии, в них подросток полностью вживается в образ своего героя, виртуальный мир в котором он находится требует от него полного перевоплощения. Мы акцентируем внимание именно на ролевых компьютерных играх из множества других не просто, ведь именно в них человек полностью погружается и перевоплощается в компьютерного персонажа. В процессе игры подросток «сливается» с компьютером, становится с ним единым целым. В некоторых случаях происходит потеря личных качеств и полное превращение в образ с присущими ему особенностями, это ведет к потери своей индивидуальности.

Игры можно разделить на ролевые в ходе которых мы полностью погружаемся в образ персонажа и не ролевые игры, к ним относят всевозможные азартные игры, головоломки. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой Интернет-зависимости у студентов группы, наблюдения, проведения бесед можно сделать выводы: студенты подвержены игровой компьютерной зависимости, т. к. наблюдаются все признаки — компьютеризированные устройства постоянно находятся в руках, наблюдаются попытки воспользоваться устройствами во время занятий, во время перемен половина группы «отдыхает» в виртуальности, продолжая играть не выходя из лаборатории. Особенным ″шиком″ считается играть в сетевые игры через Интернет.

В исследовании приняли участия студенты юноши в возрасте 16–17 лет учебной группы второго курса технической специальности 140448 колледжа города Владимира. Выборка составила 35 студентов.

В ходе исследования сформулирована проблема: постоянные попытки большинства студентов группы во время занятий воспользоваться смартфонами, айфонами, планшетниками не для учебных целей.

Исследование по определению игровой компьютерной Интернет-зависимости у студентов группы основано на следующих методах диагностического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.

Результаты исследования выявили следующее: 100 % студентов группы имеют в пользовании личный компьютер; 5 % группы используют компьютер в учебных целях; 95 % для просмотра фильмов в онлайн-режиме, перекачивания видеоклипов; общения со сверстниками, «бродяжничества» в социальных и прочих сетях по Интернету; 45 % увлекаются ролевыми играми. Среднее время использования компьютера 3–4 часа в сутки обычно в вечернее и ночное время суток. Только 6 % студентов используют компьютер в учебных целях при выполнении домашних самостоятельных заданий.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы: студены исследуемой группы подвержены игровой компьютерной Интернет-зависимости, личное время используют нерационально во вред своему здоровью (только 6 % студентов используют компьютер в учебных целях); компьютер заменил все аспекты социального развития молодых людей, причины ухода в компьютерную виртуальность возникают из-за противоречий подросткового возраста и отсутствия должной ответственности родителей за воспитанием детей, компьютерная зависимость это ″болезнь″ возникающая в подростково-юношеском возрасте, которая может развиваться по нескольким направлениям: снизится до определенного фиксированного уровня, необходимого для продолжения жизненного цикла; продолжать прогрессировать у инфантильных личностей, которые не хотят взрослеть; приводить к профессиональному ″выгоранию″ программистов и «трудоголиков», не умеющих своевременно переключаться на фазу отдыха.

Исходя из проведенного исследования были предложены рекомендации:

1.         Организовать диагностическую работу по выявлению учащихся группы риска путем постоянного психологического тестирования.

2.         Организовать информационно-просветительную работу со студентами, родителями по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости, в частности используя материал данной статьи.

3.         Провести научно-практическую конференцию в колледже на тему «Компьютерная Интернет-зависимость подрастающего поколения».

4.         Студентов группы риска привлекать к участию в художественной самодеятельности, творческой работе в кружках технического творчества, спортивных секциях, активному посещению театров, выставок по профилю специальности.

5.         Внести коррективы в учебные программы соответствующих дисциплин по изучению проблемы компьютерной Интернет-зависимости студентов отделения.

Литература:

1.                                    Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.,1998.

2.                                    Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

3.                                    В. Д. Гатальский, Автореферат докторской диссертации по педагогике на правах рукописи. Санкт-Петербург.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): студент группы, виртуальный мир, зависимость, игра, Интернет, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.


Задать вопрос