Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 15.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Н. А. Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе / Н. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 607-609. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114111/ (дата обращения: 01.06.2024).



В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ключевые слова: исследование, результат, анализ, адаптация, мотивация, самооценка, тревожность.

Целью экспериментальной работы является изучение уровня адаптации первоклассника, разработка коррекционно-развивающей программы взаимодействия семьи и педагога-психолога по успешной адаптации ребенка к обучению в школе «Открываем мир школы» и дорожной карты по внедрению данной программы на основе полученных результатов.

База исследования: одна из школ города Челябинска.

Задачи:

  1. Подобрать методики для выявления уровня адаптации первоклассников к школе.
  2. Провести констатирующий эксперимент.
  3. Проанализировать полученные результаты.
  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассника к школе «Открываем мир школы».
  5. Разработать дорожную карту реализации программы.

В исследовании участвовало 28 учеников 1 А класса. Девочки и мальчики в возрасте 6–7 лет (независимая выборка).

Экспериментальное исследование представляет собой ряд диагностических и методических исследований социально-психологической готовности ребенка к школе, что является комплексом исследования сфер мотивации, адаптации, определения уровня самооценки, а также эмоционально-волевой сферы, через уровень тревожности. Эти компоненты взаимозависимы, если в развитии отстает один из этих компонентов психологической готовности, то он влечет за собой отставание в развитии других. Важно своевременно диагностировать это отставание, развить и корректировать проблемную сферу, что в итоге повысит уровень адаптации ребенка к школьному обучению.

Уровень адаптации первоклассников мы выявляли с помощью диагностик:

  1. Методика Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации».

Цель: оценка уровня школьной мотивации 6–11 летних детей. Анкетирование проводится устно или письменно, индивидуально или при групповой диагностике.

  1. Методика В. Г. Щур «Определения уровня самооценки при диагностике адаптации первоклассников к школе «Лесенка».

Цель: оценка уровня самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Методика Е. Р. Гореловой «Выявление школьной тревожности у детей».

Цель данной методики: оценка уровня тревожности детей.

  1. Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя).

Цель: определение показателей адаптации и эффективности учебной деятельности, через выявление уровня эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм и правил поведения, а также социальных контактов, эмоционального благополучия у первоклассников.

Проанализируем результаты проведенных диагностик в 1 А классе.

При проведении диагностики по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации», нами получены результаты: 9 человек (32 %) с очень высоким уровнем; 14 человек (50 %) с высоким, 4 человека (14 %) со средним, 1 человек (4 %) с низким и ни одного с очень низким уровнем мотивации.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: большинство младших школьников в экспериментальной группе имеют высокий или очень высокий уровень мотивации обучения к школе. Но есть и такие дети, которые имеют проблемы с мотивацией к обучению в школе.

С целью проверки уровня самооценки первоклассников нами была проведена диагностика по методике В. Г. Щур «Лесенка». Данная диагностика показала, что у 11 человек (39 % класса) завышенный уровень, 15 учеников (54 %) имеют адекватную самооценку и только 2 человека (7 %) — заниженную. По данным исследования, ни один ученик класса не имеет ни низкой, ни резко заниженной самооценки. Стоит также отметить, что для первоклассников завышенная самооценка, является возрастной нормой.

С целью определения уровня школьной тревожности первоклассников была проведена диагностика по методике Е. Р. Гореловой, которая показала, что у 19 ребят (68 % класса) преобладает низкий уровень, средний уровень или повышенную тревожность имеют 5 человек (18 %) и 4 ребенка (14 %) испытывают высокий уровень тревожности.

Результат методики определения уровня школьной адаптации первоклассников по методике Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя) показал, что большинство детей 1 А класса находятся в зоне адаптации (по мнению учителя), 23 человека из 28 (83 %), 4 человека (14 %) имеют проблемы в адаптации к школе и находятся в зоне неполной адаптации. И один ребенок испытывает дезадаптацию (3 %).

Исходя из изученных сфер исследования — мотивации, тревожности, самоконтроля и адаптации выделим три основных уровня социально-психологической адаптации первоклассников в школе:

  1. Высокий (адаптация) — у ребенка хороший или высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, ответственно и почти безошибочно выполняет требования учителя. Низкий уровень тревожности, адекватная самооценка (умеет оценивать себя или свою деятельность). Принимает участие в подвижных или спокойных играх, читает книги. Общителен и легко контактирует со сверстниками и учителем. Спокоен или часто улыбается, хорошее настроение. Ему в школе, в классе комфортно.
  2. Средний (неполная адаптация) — ребенок положительно относится к школе, но более интересна внеучебная деятельность или общение с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы снижены, редко поднимает руку и допускает ошибки, активность на уроке кратковременна, часто отвлекается и не слышит. Возможно плохое усвоение материала по одному из предметов. Поведение на уроке может быть также плохим. Завышенная самооценка, что чаще всего характерно для первоклассников и является для них возрастной нормой. Средний уровень тревожности, скованность в движениях и напряженность в ответах, эпизодически снижено настроение. Сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми. Старательно выполняет требования учителя, но старается быть незаметным. Уровень комфортности снижен.
  3. Низкий (дезадаптация) — у ребенка низкая школьная мотивация, ходит в школу неохотно, может заниматься на уроке посторонними делами, играми. Трудности в учебе и поведении, часто допускает ошибки, не аккуратен, пассивен, имеет проблемы в общении, предпочитает одиночество. Ссорится с остальными детьми или проявляет агрессию. Школа для него как враждебная среда, ребенок хочет домой. С учителем при общении теряется или избегает контакта. Заниженная самооценка, как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Высокий уровень тревожности, возможно депрессивное состояние (слезы), личностное и эмоциональное неблагополучие.

По результаты 4 методик мы вывели показатели общего уровня социально-психологической адаптации в 1 А классе.

Итак, по результатам проведенных диагностик мы можем констатировать: 1 ребенок имеет низкий уровень мотивации, 2 — заниженную самооценку, 4 испытывают высокий уровень тревожности, 4 имеют проблемы в адаптации к школе и один дезадаптирован. Проанализировав показатели сводной таблицы учеников 1 А класса мы выяснили, что 19 учеников в зоне адаптации. 8 учеников имеют средний уровень и 1 — низкий уровень социально-психологической адаптации к школе, итого 9 человек. Такие дети мало активны на уроках, часто ошибаются, неаккуратны и не внимательны, часто отвлекаются, не дисциплинированы на уроке и переменах, малообщительны или одиноки, агрессируют, плохо идут на контакт с учителем, теряются в ответах и испытывают дискомфорт, находясь в школе. Эти дети составляют группу риска, и которым необходимо особое внимание со стороны взрослых, как родителей, так и всего педагогического состава, в том числе психологическая помощь и поддержка, сопровождение в процессе адаптации. В данном случае необходимо разработать адресную программу для сопровождения детей с признаками дезадаптации, включающую также блок работы с родителями и педагогами (рекомендации, тренинги и т. д.), а также профилактическую, просветительскую и консультационную работу, как самих детей, так и всех взрослых, что окружают этих детей, родителей и педагогов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 17.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, школьная мотивация, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, класс, методика, Оценка уровня, социально-психологическая адаптация, уровень тревожности.


Похожие статьи

Задать вопрос