Особенности диагностики и лечения сочетанной черепно-мозговой травмы с повреждением нижних конечностей у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Золотова, Н. Н. Особенности диагностики и лечения сочетанной черепно-мозговой травмы с повреждением нижних конечностей у детей / Н. Н. Золотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 490-491. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114093/ (дата обращения: 11.12.2024).



Актуальность проблемы заключается в частоте встречаемости сочетанных повреждений, особенно в детском возрасте. Анализ специальной литературы показывает, что диагностика и лечение данных повреждений, представляет собой сложную и актуальную проблему из-за наличия «взаимного отягощения», а при оказании помощи выявление «ведущего повреждения» с целью своевременного прогнозирования исходов при выбранных методах лечения [2].

Цель исследования . Совершенствование методов диагностики и улучшение результатов лечения детей с сочетанными повреждениями.

Материал и методы исследования. Настоящая работа основана на анализе лечения 72 детей с сочетанной травмой, поступивших в клинику Ташкентского Педиатрического Медицинского Института за последние 15 лет. Постоянным слагаемым сочетанных повреждений была черепно-мозговая травма. При сочетанных повреждениях нижних конечностей основными причинами была автотравма (47) и бытовая травма (25). Данная травма чаще наблюдались у мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет — 70,6 %. Самотеком доставлено- 28 (39 %), санитарным транспортом- 44 (61 %). Сроки доставки до стационара до 1 часа — 11 (15 %), с 1 до 3-х часов — 36(50 %), более 3-х часов — 25(35 %). Из 72 пациентов у 50 (69,4 %) отмечалось сотрясение головного мозга, у остальных 22 (30,6 %) ушиб головного мозга различной степени тяжести. Шок Ι степени был диагностирован у 28 больных, ΙΙ степени у 15 больных. Картина травматического отличалась от классической из-за несоответствия тяжести сочетанной травмы и общим состоянием ребенка. Тяжелой черепно-мозговой травме сопутствовали переломы 20 сегментов нижней конечности, нетяжелой — 52 сегментов конечностей и носили преимущественно закрытый характер — 65 (90,3 %), открытые наблюдались у 7 (9,7 %) больных. Методы исследования включали в себя клинический осмотр, рентгенографию области повреждений. Лечение сочетанных повреждений проводилось после выведения из состояния травматического шока и определения ведущего повреждения. Определение метода ортопедического лечения у детей, определялся показаниями к каждому из них. Консервативный метод лечения с применением функционального и иммобилизационного метода применен у 39 пострадавших, у 28 больных — аппаратный метод лечения (25 — спице–стержневой аппарат нашей конструкции и 3 — аппарат Илизарова), у 5 больных произведено оперативное лечение (интрамедуллярный остеосинтез). В данной группе повреждений процент оперативных вмешательств составил 45,8 % (33 больных), что свидетельствует о тяжести сочетанных повреждений и показаний для их проведения.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детского организма, разнообразие клинических форм сочетанных повреждений черепа, головного мозга и сопутствующих повреждений, мы основывались на классификации А. А. Артарян с соавт. [1].

Нетяжелая черепно-мозговая травма в виде сотрясения головного мозга и повреждений нижних конечностей была самой многочисленной 50 (69,4 %). Переломы локализовались на всех уровнях бедренной кости: вертельной области — 2, верхней трети — 3 (из них у 2-х — открытые), средней трети — 18 (из них у 2-х — открытые), нижней трети — 5. Локализация переломов костей голени: верхней трети — 3, средней трети — 16, нижней трети — 2. Односторонние переломы 2-х сегментов костей: бедренной кости и костей голени отмечались у одного больного. Трем больным проведена открытая репозиция переломов костей конечностей с металлоостеосинтезом. Аппарат Илизарова по показаниям применен у 1 больного с переломом бедренной кости, у 1 больного с переломом костей бедра и голени — открытая репозиция с металлоостеосинтезом бедра и закрытая репозиция с гипсовой иммобилизацией голени. Остальным больным накладывалось вытяжение с последующей гипсовой иммобилизацией.

Один больной этой группы с открытым переломом бедренной кости скончался от септических осложнений, остальные больные, с нетяжелой черепно-мозговой травмой, после выведения из шокового состояния лечились по методике, принятой для больных с изолированной травмой конечностей.

В группе пострадавших с тяжелой черепно-мозговой травмой и повреждений нижних конечностей у 22 больных (30,6 %), согласно классификации [1] со средней степенью тяжести (ушиб головного мозга легкой степени) поступило 2 — больных и тяжелой степенью тяжести (ушиб головного мозга средней степени) — 20 больных. Тяжесть состояния больных данной группы была обусловлена тяжестью черепно-мозговой травмы.

Переломы бедренной кости у 8 больных локализовались в средней трети (из них у 1 — открытый перелом), у 9 больных в средней трети костей голени (из них у 1 — открытый перелом), у 2-х больных — нижней трети костей голени у 1 — перелом бедренной кости сочетался с переломом костей голени. Из 11 больных с нестабильными переломами обеих костей голени у 2 больных применялся аппарат Илизарова и у 9 — спице-стержневой аппарат нашей конструкции. Остальным больным (11) по показаниями были применены общепринятые методы лечения (скелетное вытяжение, гипсовая иммобилизация).

При сочетанных открытых переломах костей конечностей применялась гипербарическая оксигенация (ГБО-терапия) в одноместной барокамере при давлении 1,8–2,0 АТА с режимом компрессии и декомпрессии — 15 минут, изопрессии ─ 40 минут. Курс лечения от 4 до 6 сеансов ежедневно. Наблюдения показали, что под воздействием гипербарического кислорода при сочетанной травме быстрее уменьшались боли и отек в области переломов, что способствовало активному восстановительному процессу. Проведение оценки отдаленных результатов показало, что данная тактика лечения сочетанных переломов позволила получить хорошие и удовлетворительные результаты в подавляющем большинстве случаев (96 %).

Литература:

  1. Артарян А. А., Лихтерман Л. Б. Клиническая классификация черепно-мозговой травмы у детей. Методические указания. — Москва, 1991. –16 с.
  2. Золотова Н. Н. Диагностика, лечение и прогнозирование исходов сочетанной черепно-мозговой травмы в повреждением конечностей у детей. Автореф. дис. … доктор. мед. наук. — Ташкент, 2008.– 39с.
Основные термины (генерируются автоматически): больной, бедренная кость, головной мозг, открытый перелом, перелом, повреждение, сочетанная травма, верхняя треть, нетяжелая черепно-мозговая травма, нижняя треть.


Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Особенности диагностики и лечения маточных кровотечений у подростков

Особенности неврологических осложнений у детей с сахарным диабетом 1-го типа

Диагностика и лечение остеопороза при переломах верхних конечностей у детей

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Особенности повреждений плечелучевого сочленения у детей

Совершенствование методов диагностики и улучшение результатов лечения диафизарных переломов костей предплечья у детей

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Особенности диагностики и лечения маточных кровотечений у подростков

Особенности неврологических осложнений у детей с сахарным диабетом 1-го типа

Диагностика и лечение остеопороза при переломах верхних конечностей у детей

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Особенности повреждений плечелучевого сочленения у детей

Совершенствование методов диагностики и улучшение результатов лечения диафизарных переломов костей предплечья у детей

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Задать вопрос