Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 11.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Мнацаканова, Д. А. Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона / Д. А. Мнацаканова, А. Р. Лосаберидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114026/ (дата обращения: 18.06.2024).



Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на эффективность этих учреждений, а также рассматривает влияние национального проекта «Культура» на посещаемость и развитие культурного продукта. Предлагаются стратегии для устойчивого развития сектора, включая активизацию партнерства между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, использование цифровых технологий для привлечения всех слоев населения.

Ключевые слова: культурно-досуговые учреждения, социально-экономическое развитие, стратегии управления, национальный проект Культура, устойчивое развитие, партнерство государства и бизнеса, цифровые технологии в культуре.

Культурно-досуговые учреждения представляют собой важную составляющую социальной и культурной жизни общества, создавая условия для общения, знакомства и объединения людей с общими интересами. Эти учреждения способствуют развитию туризма, в первую очередь, привлечению туристов в регион и познанию истории, культуры и традиций местного населения. Доступность культурно-досуговой деятельности для различных групп населения, интерактивность массовых программ и развитие социальной и культурной активности населения являются важными составляющими, влияющими на эффективность этих учреждений [7, с. 19–27].

Использование современных методов и технологий, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента предлагаемых услуг, несомненно оказывает значительное влияние на развитие данной сферы. Переориентация на стратегическое управление и маркетинговую деятельность позволяет культурно-досуговым учреждениям эффективно работать в условиях неопределенности рынка, сосредотачивая ограниченные ресурсы на ключевых направлениях.

В последние годы в России уделяется внимание связи между культурными институтами и экономикой на всех уровнях власти, что привело к разработке перспективных планов современной культурной политики. Введение Национального проекта «Культура» в 2019 году стало важным шагом к росту посещаемости и развитию качественного культурного продукта, что напрямую влияет на экономику регионов [4].

Система оплаты труда в сфере культуры претерпела реформирование в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, направленных на повышение заработной платы работников до среднего уровня по соответствующему региону. Это было частью усилий по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597. В результате применения этих мер в 2022 году в 76 регионах уровень средней заработной платы работников культуры достиг и даже превысил плановые показатели. [1].

В рамках стратегии государственной культурной политики до 2030 года и других концептуальных документов подчеркивается роль культуры как национального приоритета, важного фактора роста качества жизни и гармонизации общественных отношений. Увеличение числа театров, музеев и концертных организаций, а также рост численности работников сферы культуры и искусства способствуют созданию новых рабочих мест и развитию культурной индустрии в целом. Таким образом, в контексте основных стратегических целей и задач культурно-досуговых учреждений существует ряд направлений:

– повышение качества и доступности культурных услуг для всех слоев населения;

– развитие инфраструктуры культурных учреждений, в том числе через привлечение инвестиций и использование современных технологий;

– поддержка и развитие национального культурного наследия, а также стимулирование современного культурного творчества;

– взаимодействие с образовательными учреждениями для интеграции культурного образования в общее и профессиональное образование;

– развитие международного культурного сотрудничества и продвижение российской культуры за рубежом [3].

Реализация этих стратегических направлений способствует не только культурному развитию региона, но и его социально-экономическому прогрессу за счет привлечения туристов, создания новых рабочих мест в сфере культуры и смежных отраслях.

Благодаря усилиям государства в 2023 году количество посетителей культурных мероприятий заметно увеличилось по сравнению с данными 2013 года, достигнув отметки в 1875,9 млн. человек, что на 50 % выше предыдущих показателей. Среднее количество посещений на душу населения составило 12,8 раза, что существенно превышает 4,9 посещения, зафиксированные в 2013 году.

Согласно прогнозам на 2030 год, при благоприятных экономических условиях и растущем интересе к культуре, общее число посещений культурных организаций может достигнуть 4,5 млрд раз, или в среднем 30 посещений на одного человека за год. Культурный сектор в 2022 году насчитывал 87,9 тыс. учреждений государственного и муниципального значения, что на 2 % больше, чем в 2013 году, с общим числом сотрудников свыше 610,5 тыс. человек.

Также отмечается улучшение состояния зданий культурных учреждений: если в 2013 году 79,6 % зданий были признаны удовлетворительными, то к 2023 году этот показатель возрос до 86,5 %. Ожидается, что к 2030 году доля зданий в удовлетворительном состоянии достигнет 90 % [2].

Примером конкретных реализованных успешных стратегий развития культурно-досуговых учреждений и их влияния на регионы может послужить федеральный проект «Культурная среда», реализуемый Министерством культуры РФ. С 2016 года в рамках этого проекта были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей [5].

Другой пример — это команда проекта «Идентичность в типовом», под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой, которые разрабатывают методики, призванные решить задачу координации усилий всех заинтересованных сторон, включая Департаменты культуры, архитектуры и туризма региона. Проект направлен на возрождение системы Домов культуры и включает в себя участие в международных фестивалях и конференциях, таких как Международный фестиваль «Зодчество 2024», где обсуждаются новые форматы культурных центров как часть проекта «Культурная среда» [6].

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты и успех, существует ряд проблем развития культурно-досуговых учреждений в столице и регионах. Одной из важнейших проблем в настоящий момент является недостаток финансирования. Между 2013 и 2023 годами наблюдался значительный рост консолидированного бюджета России, направленного на культурные нужды. За этот период общая сумма финансирования культуры увеличилась более чем в полтора раза, начиная с 377 миллиардов рублей в 2013 году и достигая почти 800 миллиардов рублей к 2024 году. Если рассматривать финансовые вложения на одного жителя страны, то затраты удвоились: с 2630 рублей на человека в начале периода до приблизительно 5486 рублей в его конце [2].

Но не все учреждения могут полагаться исключительно на государственную поддержку, что напрямую определяет необходимость расширения частного финансирования через привлечение инвесторов и благотворительные взносы. Еще одна нерешенная проблема — полная интеграция цифровых технологий и социальных медиа в рабочий процесс организаций культурной направленности. Это, в первую очередь, повысит доступность и привлекательность культурных программ, в особенности среди молодежи.

Учитывая вышерассмотренные аспекты, можно разработать ряд предложений по решению существующих проблем. Так, например, в контексте увеличения финансирования, можно предположить, что повышение бюджетных ассигнований со стороны государства на 20 % ежегодно в течение следующих пяти лет будет способствовать продолжению развития культурной инфраструктуры.

Чтобы привлечь частных инвесторов, государству следует разработать дополнительные стимулы, например, налоговые льготы для бизнеса, который «вкладывается» в культурные проекты. Инвестирование 500 млн рублей ради цифровизации культурных услуг и создания онлайн-платформ для доступа к культурному контенту позволит вывести культуру «в массы».

В рамках повышения квалификации работников культуры, необходимо разработать и внедрить специальные образовательные программы, бюджет которых будет составлять около 200 млн. рублей. Наконец, на продолжение модернизации и строительства новых культурно-досуговых объектов в районах с недостаточным культурным покрытием потребуется сумма в размере 1 млрд рублей.

Таким образом, проведенный анализ текущего состояния сферы культуры с точки зрения стратегий учреждения культурно-досугового типа как фактора развития социально-экономического региона, «наводит на мысль», что для формирования действительно эффективных стратегий развития культурно-досуговых учреждений, потребуется «взбодрить» партнерство между государством, бизнесом и некоммерческим сектором для обеспечения устойчивого финансирования.

Разработка и внедрение инновационных программ, ориентированных на абсолютно все возрастные и социальные категории населения, обязательно с использованием цифровых технологий, являются ключевым элементом устойчивого развития сектора в целом. Наконец, чтобы привлечь внимание к региональному культурному наследию, необходимо продолжать усиливать роль культурных учреждений в образовательном процессе.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// Гарант // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 04.03.2024)
  2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» (с изменениями и дополнениями)// Гарант // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70644226/ (дата обращения 04.03.2024)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 1259-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2019–2021 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г». // Гарант // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72170426/ (дата обращения 04.03.2024)
  4. Национальный проект «Культура»// Министерство культуры РФ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения 04.03.2024)
  5. Федеральный проект «Культурная среда» // Министерство культуры РФ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/cultural-environment/ (дата обращения 04.03.2024)
  6. Идентичность в типовом // Archi.ru // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://archi.ru/russia/85358/identichnost-v-tipovom (дата обращения 04.03.2024)
  7. Трофимова И. Н. Познавательный туризм как направление деятельности культурно-досуговых учреждений // Политика и общество. — 2019. — № 3. — С. 19–27.
Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, Национальный проект, развитие, культурная жизнь общества, млрд рублей, некоммерческий сектор, слой населения, создание новых рабочих мест, сфера культуры, устойчивое развитие сектора.


Ключевые слова

социально-экономическое развитие, устойчивое развитие, культурно-досуговые учреждения, стратегии управления, национальный проект Культура, партнерство государства и бизнеса, цифровые технологии в культуре

Похожие статьи

Задать вопрос