Правовое регулирование отношений в сфере бытового обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 12.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Черепова, С. А. Правовое регулирование отношений в сфере бытового обслуживания / С. А. Черепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114021/ (дата обращения: 18.06.2024).



Актуальность представленной для исследования темы обусловлена тем, что договор подряда является одним из самых востребованных договоров и занимает центральное место среди обязательств по выполнению работ и оказанию услуг. В данной статье уделяется внимание одному из видов подряда — договору бытового подряда, охватывающего отношения не только товарного обращения, но и производства материальных благ. Объект исследования — совокупность правоотношений, возникающих между исполнителем (подрядчиком) и потребителем (заказчиком) в сфере бытового обслуживания. Предмет исследования — нормы гражданского законодательства, регламентирующие правоотношения в рассматриваемой сфере. Цель исследования — проанализировать источники правового регулирования бытового подряда, выделить проблемные аспекты и предложить пути решения. Методологической базой являлись общенаучные методы познания: анализ и синтез.

Ключевые слова: подряд, бытовой подряд, бытовое обслуживание, защита прав потребителей.

Сфера бытового обслуживания распространяется на общественные отношения, связанные с пошивом, окраской, ремонтом обуви и трикотажных изделий, услугами прачечных, техническим обслуживанием транспортных средств.

Одним из важнейших источников правового регулирования договора бытового подряда является Гражданский кодекс РФ. В нем содержится легальное определение договора бытового подряда. В соответствии с ст. 730 ГК РФ «По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную, а заказчик обязуется принять и оплатить работу» [1].

Данный договор является консенсуальным, возмездным, взаимным. В силу своих особенностей договор также является публичным.

Как верно отмечает Юрий Фёдорович Беспалов «Поскольку заказчик является экономически более слабой стороной, возникает необходимость в таком правовом регулировании, при котором правовая защита заказчика была бы повышенной. Это достигается расширением прав и уменьшением ответственности заказчика по сравнению с общими положениями о подряде, с одной стороны, а также повышением ответственности и расширением обязанностей подрядчика — с другой» [2].

В Гражданском Кодексе РФ закреплены гарантии прав заказчиков, обязанность подрядчика на предоставлении заказчика необходимой и достоверной информации о предлагаемой работе, цена и оплата работы, а также уделено особое внимание последствиям обнаружения недостатков в выполненной работе и правам заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержит положение о том, что при рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договора бытового подряда, необходимо руководствоваться исходя из п. 3 ст. 730 ГК РФ также общими положениями ГК РФ о договоре подряда.

Согласно п. 3 ст. 730 ГК к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В Законе «О защите прав потребителей» наиболее полно отражены вопросы защиты прав потребителей на надлежащее качество работ, безопасность работ и услуг, условия и правила удовлетворения требований потребителя и возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ или услуг, порядок защиты прав потребителей.

Исходя из анализа судебной практики можно сделать вывод, что основными спорами, вытекающих из отношений договора бытового подряда, являются:

— наличие в результате работы или услуги недостатков (нарушение прав заказчика на надлежащее качество результата работы и на безопасность);

— нарушение исполнителем сроков выполнения работы;

— нарушение права заказчика на информацию.

Видится целесообразным внести изменение в Закон «О защите прав потребителей», изложив второе предложение абз.7 п. 1 ст.29 в следующей редакции: «Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки результата работы при оказании услуг или иные существенные отступления от условий договора».

Закон «О Защите прав потребителей» предусматривает специальную форму ответственности в виде законной неустойки, взыскания убытков, возмещение потребителю двукратной цены утраченного (поврежденного) материала (вещи).

Для отдельных ситуаций, в частности, для нарушенных отношений по бытовому подряду, следует закрепить положение о предельном размере судебного снижения взыскиваемой неустойки. При этом необходимо предусмотреть, что установленный судом размер неустойки не может быть, например, менее тридцати процентов от заявленной неустойки потребителем.

Л. В. Щенникова справедливо отмечает, что в отсутствие законодательно закрепленного лимита снижения размера неустойки, законодатель поощряет недобросовестного должника [3].

Следующим источником правового регулирования является Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения».

Раздел I данного Постановления содержит общие положения, которые закрепляют регулирование конкретных общественных отношений между потребителем и исполнителем. Раздел II посвящен информации об услугах (работах), порядку приема и оформления заказов на услуги (работы). В нем наиболее четко прописываются обязанности исполнителя на предоставлении перечня информации потребителю, а также указывается, что информация находиться в удобном и доступном для обозрения месте.

Разделы III и IV регламентируют порядок оплаты услуг (работ) и порядок оказания услуг (выполнения работ). Раздел V содержит особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ). В соответствии с п.19 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения» «При оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла. При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции» [4]. Последний VI раздел посвящен ответственности исполнителя и контролю за соблюдением Правил. Контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На сферу бытового обслуживания также распространяются документы национальной системы стандартизации.

Согласно ГОСТу Р 57137–2016 под бытовым обслуживанием населения понимается «Отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ)» [5]. Данный ГОСТ содержит подробное подразделение бытовых услуг и перечень предприятий бытового обслуживания. Услугам по ремонту и пошиву швейных изделий посвящен отдельный ГОСТ Р 51306–99.

Существенными условиями договора бытового подряда являются предмет договора и срок.

Определение предмета бытового подряда является дискуссионным вопросом.

Так, Гонгало Б. М. указывает, что предметом данного договора является «как сама работа, так и ее овеществленный результат» [6] или предметом можно рассматривать только «результат выполненной работы». Все же многие цивилисты придерживаются первой точки зрения, так как невозможно достичь какого — либо результата без совершения действий подрядчиком, исходя из этого, разумно предположить, что работа и результат образуют единый предмет договора подряда. Брагинский М. И. совершенно не согласен с узким подходом рассмотрения предмета договора подряда как «только к результату работы» и указывает на ее несостоятельность «если бы это было так, заказчик не мог бы осуществлять контроль за ходом и качеством работ» [7].

Следующим существенным условием договора подряда является срок выполнения работы, однако практика по этому вопросу складывается довольно противоречиво.

Согласно постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2023 N Ф07–700/2023 по делу N А21–12358/2021 «Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Следовательно, применительно к договору подряда существенными являются условия о предмете и сроках выполнения подрядных работ» [8].

Но существует и иная позиция судов по вопросу о существенности условия о сроках выполнения работ для договора подряда.

Согласно решению Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) по делу № 2–17/2020 «В статье 708 Кодекса нет прямого указания на то, что срок выполнения работ по договору подряда является существенным условием или условием, отсутствие которого в договоре влечет его незаключенность. Анализ норм главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что начальные и конечные сроки выполнения работ как существенные условия предусмотрены только для договоров строительного подряда и государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд» [9].

Таким образом, мы видим, что срок как существенное условие в договоре бытового подряда имеет две позиции в судебных инстанциях.

Цена договора бытового подряда является существенным условием и определяется соглашением сторон.

Сторонами договора являются «подрядчик» и «заказчик». В правилах бытового обслуживания населения встречается другое наименование сторон «потребитель» и «исполнитель». Подрядчиком или исполнителем выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, а заказчиком или потребителем может быть любое физическое лицо.

Гражданский кодекс не регламентирует форму заключения договора бытового подряда, но исходя из Правил бытового обслуживания предпочтение отдается письменной форме договора в виде квитанции, кассового чека или билета.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Договор бытового подряда обладает собственными отличительными чертами и особенностями, поскольку направлен на удовлетворение бытовых или других личных потребностей заказчика самого различного спектра.
  2. Для снижения количества судебных споров предлагается внести изменения в Закон «О защите прав потребителей», изложив второе предложение абз.7 п. 1 ст.29 в следующей редакции: «Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки результата работы при оказании услуг или иные существенные отступления от условий договора».
  3. Необходимо закрепить положение о предельном размере судебного снижения взыскиваемой неустойки, например, не менее тридцати процентов от заявленной неустойки потребителем.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ от 29 января 1996, N5, ст.410.
  2. Беспалов, Ю. Ф. Договорное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Ю. Ф. Беспалов, О. А. Егорова, П. А. Якушев; под редакцией Ю. Ф. Беспалов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 551 c.
  3. Щенникова Л. В. Неустойка в современном гражданском праве //Толкование правовых актов. Право и суд (теоретико-правовой, конституционноправовой, гражданско-правовой, трудо-правовой аспекты): материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 76–79
  4. Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения»//«Собрание законодательства РФ», 05.10.2020, N 40, ст. 6255.
  5. ГОСТ Р 57137— 2016. Национальный стандарт российской федерации. Бытовое обслуживание населения.
  6. Гражданское право: учебник: в 2 томах. Том 2 / под ред. Б. М. Гонгало. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2021. — 602 с.
  7. Брагинский, М. И. Договорное право: общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 4-е изд. — Москва: Статут, 2020. — 847 с.
  8. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2023 N Ф07–700/2023 по делу N А21–12358/2021.Суд акт. [Электронный ресурс] https://sudact.ru/arbitral/doc/OkiXC8uYi4lQ/ (дата обращения 03.05.2024)
  9. Решение Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) по делу № 2–17/2020 Суд акт. [Электронный ресурс] https://sudact.ru/regular/doc/8jpkbpoYXl1f/?regular-txt=(дата обращения 03.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): бытовой подряд, потребитель, бытовое обслуживание, договор подряда, договор, выполнение работ, выполнение работы, оказание услуг, правовое регулирование, существенное условие.


Похожие статьи

Задать вопрос