Условия возникновения права собственности по приобретательной давности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Горланова, Д. А. Условия возникновения права собственности по приобретательной давности / Д. А. Горланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113962/ (дата обращения: 20.05.2024).



Наиболее важной представляется необходимость различать приобретательную давность как правовой институт приобретения права собственности по давности владения и срок приобретательной давности. Посредством приобретательной давности возможно устранение неопределенности юридических отношений по фактическому владению имуществом и их преобразование в отношения собственности.

Ключевые слова: приобретательная давность, владение, право собственности, имущество.

Приобретательная давность — одно из оснований приобретения права собственности. Известный специалист в области гражданского права Б. Б. Черепахин относит понятие «приобретательная давность» к первоначальным способам приобретения права собственности в форме юридических событий [6]. В современном законодательстве изучаемое понятие упоминается в ст. 234 Гражданского кодекса РФ: «Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)» [1].

Как уже было указано выше, в нашей стране, согласно статье 234 ГК РФ право собственности на имущество в силу давности владения признается, только если соблюдаются одновременно четыре условия, а именно: 1) добросовестность владения 2) открытость владения 3) непрерывность владения 4) владение вещью как своей собственной. Большое значение для правильного применения положений ст. 234 ГК РФ имеет п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Рассмотрим подробнее каждое условие:

1) «Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности». По закону, владельцем недвижимости считается тот, кто уверен, что его документы о праве собственности на недвижимость являются юридически обоснованными и закрепляют его право на имущество. С одной точки зрения, добросовестность для приобретения по давности необходима на момент совершения сделки по отчуждению вещи или установлению владения иным образом. Если впоследствии обнаружится, что вещь приобретена незаконно, то это само по себе не препятствует приобретению вещи в собственность [5]. Есть и другая точка зрения, подкрепленная судебной практикой, которая заключается в широком подходе к добросовестности, то есть лицо не должно считать себя собственником на момент завладения вещью.

2) «Давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении». Несомненным является факт взаимосвязи и сопряженности открытости и добросовестности. Это условие является логическим выводом из предыдущего факта добросовестного владения, которое должно быть открытым и очевидным для всех, включая фактического собственника. Открытое владение и исполнение связанных с ним обязанностей свидетельствует об отсутствии у фактического владельца намерения скрыть вещь от ее собственника с целью недобросовестного присвоения и показывает его намерение вернуть имущество действительному собственнику в случае его обнаружения. Ученый Д. В. Дождев интерпретирует реквизит открытости как отсутствие порока кражи у давностного владельца [2]. Основной недостаток описанного определения атрибута открытости заключается в отсутствии его нормативного (правового) содержания как такового.

3) «Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности». Требование непрерывности означает, что лицо, утверждающее свое право собственности, не должно сознательно совершать действия, которые явно указывают на отказ от владения и пользования этим имуществом. Д. И. Мейер пояснял: «Господство над вещью может быть лишь потенциальным, владельцу нет необходимости осуществлять его ежеминутно. Так, владелец может уехать в отпуск, в командировку, оставив вещь в своем доме, однако это не будет являться перерывом во владении» [3]. Фактический контроль лица над вещью не предполагает необходимости физического влияния лица на вещь, для его существования достаточно, чтобы между лицом и вещью существовали такие отношения, при которых при обычных обстоятельствах владелец может рассчитывать на постоянное и определенное распоряжение вещью, свободное от посягательств третьих лиц или от препятствий, вызванных природными силами.

4) «Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору». Приобретение права собственности по давности невозможно, когда владение имуществом осуществляется на основании договоров, направленных на приобретение имущества в пользование (аренды, хранения, безвозмездного пользования и др.). Следует отметить, что критерий владения вещью как своей собственностью нельзя понимать только в объективном смысле, т. е. в смысле наличия договорного основания владения вещью. Если цель приобретательной давности рассматривается как способ включения фактически выбывшего имущества в оборотный капитал, то этот критерий следует рассматривать в субъективном смысле, то есть внимательное отношение фактического владельца к вещи, бремя содержания вещи, извлечение полезных свойств вещи и т. д. [4].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, не смотря на толкование условий приобретения права собственности на основании приобретательной давности, которое изложено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС, в доктрине существует множество точек зрения на их истинное значение. Известно, что наличие и соблюдение всех необходимых условий возникновения права собственности в порядке приобретательной давности, является ничем иным, как обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках судебного разбирательства.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Леонова, С. В. Сущность и назначение реквизита открытости в институте приобретательной давности / С. В. Леонова // Гуманитарный научный вестник. — 2023. — № 7. — С. 40–45.
  3. Мейер, Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.) / Д. И. Мейер. — М.: Статут. 2003. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  4. Подмаркова, А. С. Условия приобретательной давности и необходимость их реформирования / А. С. Подмаркова // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. — № 2. — С. 109–138.
  5. Скловский, К. И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении / К. И. Скловский. — М.: Практические вопросы, 2004. — 169 с.
  6. Черепахин, Б. Б. Труды по гражданскому праву / Б. Б. Черепахин. — М.: Статут, 2001. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): приобретательная давность, собственность, вещь, Давностное владение, имущество, Верховный Суд РФ, владение имуществом, ГК РФ, Постановление Пленума, судебная практика.


Похожие статьи

Задать вопрос