Развитие железнодорожного транспорта в России: историко-правовой аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Бучинский, И. Д. Развитие железнодорожного транспорта в России: историко-правовой аспект / И. Д. Бучинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113876/ (дата обращения: 01.12.2024).



Введение

Общеизвестно, что железные дороги в России имеют огромное значение для экономики страны, обеспечивая транспортировку грузов и пассажиров по всей территории, способствуя развитию торговли, промышленности и других отраслей экономики.

Кроме того, железные дороги играют важную роль в обороне страны, так как они позволяют быстро перемещать военное оборудование и войска. В XIX и XX вв. совершенствование железнодорожной сети является одним из приоритетов государственной политики для обеспечения экономического и оборонного потенциала России.

Для России с ее огромной территорией и географическим потенциалом стало просто необходимо развитие железнодорожной отрасли, которое бы имело не только хозяйственно-бытовое назначение или очередной способ торговли, но и стратегическую направленность. Первоначальные задумки о строительстве железнодорожных путей были еще в XVIII веке, когда в России только-только начинало зарождаться промышленность, однако крупномасштабное строительство развернулось лишь к 1860-м гг. Некоторые ученые даже называют это событие «железнодорожной лихорадкой», т. к. оно дало толчок развитию многих других крупных и немаловажных отраслей промышленного производства.

Актуальность темы : в настоящее время для России, как для самой большой по площади страны, железнодорожный транспорт играет очень важную роль в развитии экономики страны, а также имеет огромную нормативно-правовую основу.

Основные этапы развития:

  1. В 1834 году начались испытания первого русского паровоза.
  2. В 1837 году была открыта первая в России общедоступная пассажирская железная дорога — Царскосельская.
  3. В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи — линии от Варшавы до Скерневице.
  4. В 1842 году императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км.
  5. С 1891 года начинается строительство Транссиба.
  6. В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.
  7. В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. В рамках неё было ликвидировано Министерство путей сообщения, его хозяйственные функции были переданы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

В 1885 году императором Александром III был подписан первый Общий устав российских железных дорог и Положение о Совете по железнодорожным делам.

Устав железных дорог представлял собой основной железнодорожный закон и устанавливал единые юридические нормы эксплуатации железнодорожного транспорта. Он регламентировал деятельность и отчётность транспортной администрации, порядок перевозок людей и грузов.

Устав состоял из трёх частей:

  1. «Раздел о перевозке пассажиров и грузов по железным дорогам».
  2. «Раздел правил о подсудности и давности железнодорожных исков и о порядке исполнения решений по искам к железным дорогам».
  3. «Раздел полицейских железнодорожных правил».

С большим количеством дополнений и изменений отдельных статей Общий устав российских железных дорог просуществовал вплоть до 1920 года, когда был введён Общий устав железных дорог РСФСР.

В настоящее время деятельность и положения железнодорожного транспорта определяется Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который определяет основы функционирования железнодорожного транспорта в стране.

Согласно этому закону, железнодорожный транспорт в России состоит из:

  1. железнодорожного транспорта общего пользования;
  2. железнодорожного транспорта необщего пользования;
  3. технологического железнодорожного транспорта организаций.

Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая данным Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами РФ.

Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путём эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путём участия в развитии железнодорожного транспорта. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении РФ.

Вспомним, как ровно 100 лет назад в 1917 году, несмотря на две революции и фронты Первой мировой войны, российскими железнодорожниками было построено 2488 км новых путей. Строили пути даже в годы разрухи и Гражданской войны, возведя с 1918-го по 1920-й 1350 км железных дорог. А за 71 год с 1920 по 1991 год в стране было введено в общей сложности 55,8 тысяч км новых железных дорог.

Получается, что в новой истории страна за четверть века так и не смогла выйти не только на советские, но и на имперские — царские темпы строительства.

Перспективы развития ж/д транспорта в России

Развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа: этап модернизации железнодорожного транспорта (2008–2015 годы), который предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий. Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016–2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

Могут быть значительно повышены энергоэкономичность, экологичность и безопасность железнодорожного транспорта, обеспечены разработка и доскональная регламентация порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, а также выработана система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры. Таким образом, в результате реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, будут созданы транспортные условия по обеспечению динамичного развития экономики страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,2 раза, проведению оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

Заключение

Железные дороги в настоящее время — основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети. Сегодня железные дороги — один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли — необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.

Однако, несмотря на все усилия, железнодорожный транспорт в России сталкивается с рядом проблем, включая устаревшую инфраструктуру, высокие тарифы, недостаток конкуренции на рынке и низкую эффективность. Для улучшения ситуации необходимы дальнейшие инвестиции, реформы и модернизация системы.

Тем не менее, железнодорожный транспорт остается одним из основных способов перевозки грузов и пассажиров в России и играет важную роль в экономике страны, имея множество НПА, которые не только регулируют его деятельность, но и регламентируют цели, функции, задачи и стратегию развития на ближайшие годы.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Россия, дорога, железнодорожная сеть, Российская Федерация, III, народное хозяйство, промышленное производство, устав, экономика страны.


Похожие статьи

Личные права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Правовое регулирование фактических брачных отношений в России: историко-правовой аспект

Проблемы формирования законодательства Республики Крым и г. Севастополь: теоретико-правовой анализ

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Местное самоуправление в политической системе современной России: состояние и проблемы функционирования

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Развитие и становление наследственного права в России

Похожие статьи

Личные права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Правовое регулирование фактических брачных отношений в России: историко-правовой аспект

Проблемы формирования законодательства Республики Крым и г. Севастополь: теоретико-правовой анализ

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Местное самоуправление в политической системе современной России: состояние и проблемы функционирования

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Развитие и становление наследственного права в России

Задать вопрос