Новации внутреннего финансового аудита казенных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 12.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Янькова, Е. И. Новации внутреннего финансового аудита казенных учреждений / Е. И. Янькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 336-339. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113795/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается изменения и нововведения внутреннего финансового аудита казенных учреждений с 2024 г., необходимость использования которых регламентируется соответствующими нормативными актами. Систематизированы основные новации, даны практические рекомендации по внедрению методики и нового порядка ведения внутреннего финансового аудита государственного сектора.

Ключевые слова: бюджетный учет, аудит , федеральные стандарты, внутренний финансовый аудит.

The article examines the changes and innovations in the internal financial audit of state-owned institutions since 2024, the need for the use of which is regulated by relevant regulations. The main innovations are systematized, practical recommendations on the implementation of the methodology and the new procedure for conducting internal financial audit of the public sector are given.

Keywords : budget accounting, audit, federal standards, internal financial audit.

С 1 января 2024 года вводят в действие ряд нормативных документов, меняющих процесс проведения внутреннего финансового аудита для администраторов бюджетных средств (в том числе главных), а также казенных учреждений. Основная цель новаций — выявить специфичные бюджетные риски, проанализировать правильность осуществления бюджетных процедур, представление предложений по улучшению финансового состояния и повышению качества финансового менеджмента. Для оптимизации данного процесса Минфин России внес поправки в положения Федеральных стандартов от 16.11.2023 Приказ № 184н, [2] от 04.10.2023 Приказ № 158н, [3] от 18.07.2023 Приказ № 118н. [4], в результате применения которых «…можно ожидать качественного роста прозрачности движения бюджетных средств и повышения эффективности их использования» [5, с.89].

Хронологически первые изменения в аудиторской методологии и принципах организации работы в данном направлении были реализованы с 17 сентября 2023 г. Так, с этой даты при составлении плана мероприятий аудита было разрешено анализировать меньшее количество факторов, т. е. не учитывать некоторые из них (кадровые изменения, законодательные поправки и т. п.) С другой стороны, нужно учитывать проведение аудиторами консультаций, предоставление им документации и информации по запросу. Важной новацией явилось уточнение сроков завершения аудита в целях подтверждения достоверности годовой отчетности. Этот срок должен наступить до более ранней даты — или указанной в плане, или до подписания годовой отчетности руководителем.

Определяющие новации:

  1. права и обязанности должностных лиц при проведении аудита;
  2. принципы и задачи аудита;
  3. передача полномочий при проведении аудита;
  4. порядок планирования и проведения аудита;
  5. представление результатов аудита.

Минфин России представил для использования в работе методические рекомендации по формированию, утверждению программ аудиторских мероприятий и по внесению в них изменений (письмо от 21.09.2023 года № 02–10–08/1/90065).

С 1 января 2024 года изменили шесть стандартов:

  1. «Аудит достоверности бюджетной отчетности и учета».
  2. «Организация аудита, порядок передачи полномочий».
  3. «Результаты аудита».
  4. «Определения, принципы и задачи аудита».
  5. «Планирование и проведение аудита».
  6. «Права и обязанности должностных лиц».

По методологии проведения внутреннего финансового аудита, в том числе при централизации учета, отметим, что его разрешено проводить в одной из четырех форм: выделить специальное подразделение, назначить ответственного сотрудника — уполномоченного по аудиту, передать полномочия главному или другому администратору, проводить упрощенный аудит. Выбирая определенный механизм, учитывают несколько факторов: степень технической обеспеченности, функциональной независимости и уровень квалификации персонала, наличие соответствующих вакансий или необходимости заключения гражданско-правового договора и т. п. Например, назначать уполномоченного сотрудника вместо выделения специального подразделения можно при соответствии ряду условий, среди которых невозможность расширения штата и фонда оплаты труда, наличие претендента с набором специальных знаний, умений и навыков, минимальные бюджетные риски. При этом изменить решение о форме аудита можно только по завершении финансового года.

Также изменились методы внутреннего финансового аудита. Так, важным нововведением в части метода «пересчет» является проверка используемых автоматизируемыми системами и средствами формул при формировании числовых показателей, а для методов «запрос» и «подтверждение» уточнены способы получения информации у субъектов бюджетных процедур в ходе аудиторского мероприятия. Получить дополнительную информацию можно путем устного или письменного обращения, содержащего указания на сроки, форму (способ представления), адресата. «Наблюдение» можно осуществлять с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов.

Из вышеизложенного следует, при применении стандартов аудита государственного сектора необходимо применять актуализированные нормы и правила, которые будут способствовать решению следующих важнейших задач: проведение оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, определение достоверности учета и отчетности, анализ качественных показателей системы финансового менеджмента.

Литература:

  1. Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (приказ МФ РФ от 21.11.2019 № 196н) [Электронный ресурс]// Гарант: офиц. сайт. URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.12.2023). Текст: электронный.
  2. Приказ Минфина России " О внесении изменений в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» [Электронный ресурс] // Гарант: офиц. сайт. URL: https://base.garant.ru/74451466/ (дата обращения: 20.12.2023)
  3. Приказ Минфина России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов РФ по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита» от 04.10.2023 № 158н. [Электронный ресурс] // Гарант: офиц. сайт. URL: https://base.garant.ru/74451466/ (дата обращения: 20.12.2023).
  4. Приказ Минфина России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов РФ по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита» от 18.07.2023 № 118н. [Электронный ресурс] // Гарант: офиц. сайт. URL: https://base.garant.ru/74451466/ (дата обращения: 20.12.2023).
  5. Моисеенко, С. Л. Перспективы развития внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях / С. Л. Моисеенко, А. А. Леонова // Развитие учетно-аналитической и контрольной системы в условиях новых стратегий хозяйствования: Сб. науч. ст., Пермь, 29.09.2023 г. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 84–90. EDN VEDLUI.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний финансовый аудит, проведение аудита, годовая отчетность, государственный сектор, минфин России, специальное подразделение, финансовый менеджмент.


Похожие статьи

Задать вопрос