Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Порваткин, В. К. Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия» / В. К. Порваткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113748/ (дата обращения: 19.05.2024).



Настоящая статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также основных проблем и направлений его совершенствования. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что современное законодательное регулирование данной сферы имеет определенное стремление к своему росту. В связи с наличием проблемы законодательного определения отечественные исследователи в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования естественных монополий на территории нашего государства предлагают различные пути ее устранения.

Ключевые слова: естественные монополии, рынок, антимонопольный контроль, законодательный уровень, рыночные отношения.

В настоящее время исследование естественных монополий, их организационной основы и нормативно-правового регулирования является весьма актуальным. Это связано в первую очередь с тем, что именно от влияния естественных монополий напрямую зависит жизнь и благосостояние любого общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, в которой имеется довольно нестабильное социальное и экономическое состояние, а также прослеживается наличие несовершенной законодательной базы. Исходя из этого, законодательному регулированию деятельности субъектов естественной монополии в научных кругах российского общества уделяется большое внимание.

Как отмечает М. М. Магомедова: «в настоящее время в целом сформирована правовая база и инструменты антимонопольного контроля за состоянием рынков и поведением их участников, в частности, в законодательство введены новые правила и требования, повышена ответственность за нарушения, и порядок рассмотрения дел регулируется более подробно» [1, с. 12].

И. В. Тюленев в свою очередь отмечает, что «в отечественном законодательстве используется так называемый комбинированный метод установления естественной монополии, то есть действующее регулирование устанавливает легальное определение и одновременно устанавливает перечень сфер естественных монополий, выполняющие функцию своеобразных границ, за которыми существует конкурентная среда» [2, с. 52].

Несмотря на вышеизложенное, на сегодняшний день имеются определенные проблемы регулирования естественных монополий на законодательном уровне. Рассмотрение данных проблем видится особо актуальным в связи с тем, что при образовании естественных монополий значительно ухудшается ситуация на рынке, поскольку монополия такого типа вытесняет других участников рыночных отношений. В связи с этим особое значение приобретает регулирование деятельности естественных монополий, отвечающее всем требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Основным актом законодательства в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — ФЗ «О естественных монополиях») [3]. Согласно ст. 1 ФЗ «О естественных монополиях» данный акт законодательства «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». Кроме того, согласно ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях» на законодательном уровне закрепляется официальное понятие естественной монополии, под которой законодатель понимает «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

В рамках анализа официального определения стоит отметить точку зрения А. Я. Рыженкова, согласно которому официально закрепленное понятие «не имеет функционального назначения, поскольку наличие или отсутствие признаков не проверяется в ходе принятия решения о введении государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии» [4, с. 24].

В дополнение к вышеизложенному стоит также отметить мнение Н. Я. Кузнецова, который указывает, что «отсутствие четких критериев о признаках субъектов естественных монополий восполнялось благодаря копившемуся опыту судебного правоприменения, в результате которого было выработано несколько взаимодополняющих правовых позиций относительной сущностных признаков и характерных черт, позволяющих провести идентификацию организацию в качестве субъекта естественной монополии» [5, с. 277].

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях по конкретным делам, основополагающим признаком субъекта естественных монополий является факт осуществления данным субъектом деятельности в сферах, предусмотренных Законом. При этом факт включения в реестр естественных монополий, формируемый на основе информации полученной от самих организаций и доступной органам власти, не является ключевым (к примеру, Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2017 г. по делу № А41–40556/2016) [6], другими словами, позиция Верховного Суда заключается в том, что отсутствие организации в указанном реестре не означает, что организация не является субъектом естественной монополии.

Вместе с тем судебными органами была сформирована и другая позиция, которая заключается в следующем. Включение хозяйствующего субъекта в реестр естественных монополий не означает, что он является субъектом, а определяющее правовое значение имеет фактическое осуществление деятельности в условиях естественной монополии (к примеру, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2016 г. по делу № А09–5064/2015) [7].

Таким образом, стоит заключить, что в момент принятия ФЗ «О естественных монополиях» в правовой науке не было соответствующих разработок, исследований данного экономико-правового явления. Определение, закрепленное на момент принятия ФЗ «О естественных монополиях» было сформулировано на основе положений экономической теории и получилось довольно громоздким и сложным для восприятия, в том числе не адаптированным для точного юридического языка.

Также стоит отметить на ошибочную особенность технологии, раскрываемой в легальном понятии естественной монополии — в скобочках указывается фраза «(в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства)». На самом деле это раскрыт экономический признак, так как речь идет об издержках, которые, конечно, связаны с особенностями производства.

Таким образом, на основе анализа признаков естественных монополий автором было сформулировано более лаконичное определение понятия естественной монополии как состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствии конкуренции в связи с существенным понижением себестоимости товара по мере увеличения масштабов производства в силу технологических особенностей производства, незаменяемостью товара и неэластичностью спроса на него.

Думается, это определение охватывает все существенные признаки естественных монополий и вполне воспринимается для их современного понимания. Изменение сущности понятия естественной монополии, закрепленного на законодательном уровне, позволит усовершенствовать законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие на товарных рынках в формате естественных монополий.

Литература:

  1. Магомадова М. М. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий / М. М. Магомадова // Бюллетень транспортной информации. — 2021. — № 7(313). — С. 8–15.
  2. Тюленев И. В. Введение государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий: проблемы и предложения // Юрист. — 2018. — № 9. — С. 51–57.
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426; 2021. № 24 (часть I). Ст. 4188.
  4. Рыженков А. Я. Право и монополии в современной России: Монография. М., 2017. — 208 с.
  5. Кузнецов Н. Я. Тенденции развития Федерального законодательства в сфере регулирования естественных монополий в Российской Федерации / Н. Я. Кузнецов // Форум. — 2022. — № 1(27). — С. 276–280.
  6. Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2017 г. по делу № А41–40556/2016 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.05.2024).
  7. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2016 г. по делу № А09–5064/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): естественная монополия, монополия, Российская Федерация, законодательный уровень, нормативно-правовое регулирование, антимонопольный контроль, Верховный Суд, связь.


Похожие статьи

Задать вопрос