Зарождение потребительского права в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Новиков, М. А. Зарождение потребительского права в России / М. А. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113621/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор исследует возникновения потребительского права от зарождения общества и до принятия первого закона, направленного на защиту прав потребителей.

Ключевые слова: защита прав потребителей, развитие, становление.

С древнейших времен в обществе зарождались торговые отношения, которые известны нам по сей день, и с каждым веком возникала необходимость в регулировании отдельных видов правоотношений. Потребитель, это то понятие, которое на протяжении нескольких тысячелетий не воспринималось обществом как что-то обособленное, как отдельный правовой институт в механизме законодательства, но упоминание о данном субъекте права встречались еще в истории древнего мира.

При возникновении рыночных отношений, продавец, в силу своей правовой природы, занял более высокую позицию среди участников гражданского оборота. Именно у данного субъекта намного больше возможностей для реализации своих интересов, что обуславливало его значительное преимущество, в сравнении с покупателем. Ввиду этого еще со времён законов Хаммурапи, а впоследствии в законах Ману и Дигестах Юстиниана начинается формирование института потребительских отношений.

Поскольку они были весьма примитивны и рассматривали какую-то конкретную узконаправленную ветвь отношений их нельзя было назвать зачатками полноценного института прав потребителей, а всего лишь их предпосылками. В этих нормах регулировалась торговля рабами, в частности, установлена ответственность работорговца за продажу больного раба, что в аналогии с правилами современности квалифицировалось как продажа некачественного товара с определенными скрытыми недостатками [1]. А также, в указанных источниках впервые были затронуты вопросы об оказании некачественных медицинских услуг [2].

Вслед за новой эпохой и образованием Римской империи, зарождаются потребительские отношения с определенным, на наш взгляд, умыслом, а именно защиты слабой стороны данных правоотношений. Хоть и до выделения правовой категории потребителя и защиты его прав было очень далеко, тем не менее зарождается базис исследуемой подотрасли права. Именно в данную временную эпоху, формируется значимость гаранта прав и интересов отдельных граждан, а именно государства. Суды, рассматривая споры с гражданами, выделяли интересы покупателей и выносили решения, подкреплённые обязательным государственным контролем за их исполнением.

Необходимые изменения, а они были таковыми ввиду того, что возникали лишь после формирования общественного запроса или конкретного спора, были несистематизированы и разрознены, но в эпоху Римской империи другого и не требовалось. Общество продолжало развивать рыночные отношения, что позволяло государству расширять нормативную базу правовых норм обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.

Вслед за временем, образовывались новые государства, а также развивались нормы, которые в той или иной степени защищали покупателя от недобросовестных действий продавца. Так в конце первого тысячелетия в Древней Руси возникает правовая норма, которая регулирует верность мер и весов на просторах рыночной торговли. И данный факт напрямую свидетельствует о защите, со стороны государства, прав слабой стороны участников рыночной торговли. Нормы, направленные на защиту прав потребителей, имели место в Русской правде и Псковской судной грамоте. Данными актами предусматривалась основное право покупателя — право на получение качественного товара. Так, Русская правда содержала статью «О коне», в соответствии с которой покупатель был вправе вернуть коня продавцу и получить обратно деньги, если у него обнаруживались недостатки или скрытые болезни [3]. В Псковской судной грамоте регламентировалось право покупателя на возврат коровы продавцу и на получение денег обратно в случае, если купленная корова болеет или не дает телят [4].

Когда Россия проживала этап самодержавия династии Романовых были обобщены отдельные нормы, которые стали своего рода реформой в области торгового права. Об этом может свидетельствовать Новоторговый устав, разработанный 22 апреля 1667 года при правлении Алексея Михайловича [5]. Именно в нем были отображены первые попытки российского законодателя защитить конечного потребителя от поддельных и дефектных изделий, ввозимых в страну иностранными купцами.

На этапе Империи, власть находилась в руках российских императоров, но правила торговли лишь развивались, а за пренебрежение ими были предусмотрены соответствующие наказания в виде денежных взысканий или лишением свободы на определенный срок. В Торговом Уставе (1903 г.) содержались нормы, направленные на защиту прав покупателей. Согласно ст. 739 «при всякого рода сделках мене, купле, продаже и прочих должны применяться меры и весы, удовлетворяющие требованиям ст. 740–749». Устав предусматривал ответственность продавцов за применение мер и весов, не имеющих установленных клейм [6].

Данная тенденция развития сохранялась на протяжении длительного времени, вплоть до начала XX века, когда у покупателей сформировалось полное представление о реализации своих прав перед продавцами. И когда общественные экономические отношения были готовы для выделения отдельной правовой категории потребителя и обобщении всех прав и норм торговли в едином нормативно-правом акте, революционное движение, в результате которого образовался СССР, изменило движение правовой мысли в другом направление. Полная экономическая перестройка повлияла на восприятие людей своих потребительских прав. Многочисленные правовые акты, которые регулярно реформировали существующее законодательство отдаляли общество от определения ключевых терминов «приобретателя» и «защиты прав потребителей» [7].

Несмотря на новые политические движения граждане по-прежнему нуждались в качественной продукции, которая не угрожала бы жизни и здоровью населения. Возникала необходимость в ограничении общества от низкокачественного товара. Тогда были введены государственные стандарты производства, которые напрямую воздействовали на потребителя путем контроля процесса изготовления товара до поступления его в продажу. Данный метод был весьма эффективен, об этом свидетельствует глобальное внедрение таких инструкций производства товаров для различных категорий потребления. Но главным недостатком такого явления как ГОСТ являлось то, что, в первую очередь, данный стандарт качества создавался исключительно в интересах государства, зачастую не обращая внимания на интересы потребителя [8].

В результате реформ и принятия многочисленных законодательных актов, регулирующих гражданские отношения социалистическое общество сформировало первый в своей истории гражданский кодекс РСФСР, принятый 31 октября 1922 года. В нем нашли свое закрепление положения о товарах надлежащего качества, достоверной и полной информации о товаре, а также была обозначена судебная защита прав и интересов покупателя.

Литература:

  1. Климов В. В. Становление системы защиты прав потребителей: историко-правовой ракурс / В. В. Климов. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 12. — С. 24–32.
  2. Крашенинникова Н. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Н. А. Крашенинникова, О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — Т.1: Древний мир и Средние века. — Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 816 c. — Текст: непосредственный.
  3. Русская правда. Пространная редакция: Российское законодательство X- XX веков Т. 1 / Отв. ред. В. П. Янин. М., 1984. С. 78.
  4. Псковская судная грамота: Российское законодательство X- XX веков Т. 1 / Отв. ред. В. П. Янин. М., 1984. С. 79.
  5. Варенцова Л. Ю. Принцип системы права в «Новоторговом уставе», принятом в российском государстве 22 апреля 1667 года / Л. Ю. Варенцова. — Текст: непосредственный // Юридическая техника. — 2020. — № 14. — С. 109–112.
  6. Свод законов Российской империи. Устав торговый. Т. 11.Ч. 2. СПб., 1903. С. 739.
  7. Чурочкина, О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) / О. С. Чурочкина. — Текст: непосредственный // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — № 4. — С. 1–9.
  8. Богдан, В. В. История становления законодательства о защите прав потребителей и практики его применения в России: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Богдан Варвара Владимировна; Курский гос. техн. ун-т. — Курск, 2006. — 30 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): защита, быль, норма, отношение, покупатель, потребитель, Псковская судная грамота, Римская империя, рыночная торговля.


Похожие статьи

Задать вопрос