Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кожина, В. А. Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования / В. А. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113593/ (дата обращения: 19.05.2024).



В данной статье были рассмотрены основные аспекты воспитания в неполной материнской семье, особенности функционирования семьи с одиноко воспитывающей матерью, а также психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой матери в частности.

Ключевые слова: мать, мать-одиночка, родитель-одиночка, неполная семья, материнское отношение, воспитание, социализация.

Результаты психологических, философских, культурологических, педагогических исследований по вопросам материнства и детства, семейного воспитания, а также развития семейных форм воспитания позволяют заключить, что отцовство имеет не только биологическую обусловленность, но и является продуктом социального конструирования в пределах традиций того или иного общества или определенной социальной группы.

Феномен матерей и родителей одиночек мало описан в научной литературе. В основном внимание уделяется воспитанию детей в неполных семьях, образовавшихся в результате развода родителей (С. Данилова, М. Докторович, М. Киблицкая, А. Максимович, В. Постовой, Г. Филиппова и др.).

Материнская семья (мать-одиночка) — это разновидность неполной семьи, возникающая в случае рождения женщиной ребенка вне брака [1]. На обозначение такого статуса в научной и юридической литературе употребляются термины «одинокая мать», (юридический) или «мать-одиночка», (бытовой). В России статус матери-одиночки был определен нормативными документами в 1992 г. Согласно действующему законодательству, к категории одиноких матерей, а также одиноких родителей относятся родившие и воспитывающие ребенка (детей) вне брака.

К причинам увеличения числа одиноких матерей в России следует отнести: 1) повышение степени независимости женщин, успешный опыт самореализации и достижение финансовой свободы, делающее возможным развитие, воспитание, образование и материальное обеспечение ребенка в неполной семье; 2) рост количества разводов в России, вследствие чего женщины фактически становятся одинокими матерями, воспитывают детей самостоятельно; 3) распространение у молодых людей тенденций жить в не зарегистрированном официально брачном союзе. [6]

Основные факторы, которые влияют на психологию такой семьи: наличие второго родителя и характер отношений с ним, отношение женщины к своему статусу «матери-одиночки», отношения матери и ребенка. Отсутствие обоих родителей или устойчивых связей с ними осложняет жизнедеятельность семьи: забота о здоровье и развитии ребёнка, а также экономическое обеспечение семьи ложатся на плечи одного родителя. [5]

Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия) остается недостаточно высоким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. В результате, женщина, в отсутствие посторонней помощи, вынуждена ориентироваться на то, чтобы обеспечить семейное материальное благосостояние. Необходимость постоянной включенности в процесс воспитания при отсутствии посторонней помощи, осложнённые бытовые условия, отсутствие моральной готовности к воспитанию ребёнка в одиночестве могут ограничивать возможности для женщины относительно профессиональной реализации.

Большая часть женщин считает, что воспитание ребёнка — это главное предназначение, что отодвигает на второстепенную роль профессиональный успех и, иногда карьеру вовсе [4, c. 20]. С другой стороны проблемы, связанные с материальным благосостоянием вынуждающими посвящать большое количество времени работе (частыми являются случаи занятости на двух работах), могут отвлекать одиноких матерей от воспитательного процесса, ребенок остается предоставленным самому себе. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей, по сравнению с детьми из благополучных семей, мать может брать на себя чрезмерную трудовую нагрузку, и из-за занятости, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на ушедшего отца ребёнка, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В таком случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Не каждая неполная семья имеет социально-экономические проблемы и в то же время их решение обычно проще, чем решение психолого-педагогических проблем, которые имеет внутренне-личностная сфера и межличностные отношения членов в неполных семьях, прежде всего детей. Это связано с обидой, подавленностью и чувством собственной неполноценности, которые часто свойственны детям из неполных семей.

Самой большой проблемой неполных семей являются трудности в правильной полово-ролевой идентификации и детская социализация. Со стороны ребенка происходит формирование стереотипов, связанных с восприятием и поведением, образцами которого служат взрослые члены семьи, прежде всего родители. Психолого-педагогические стереотипы предписывают мужской социальной роли иметь набор черт и признаков, не присущих социальной роли женщины. Само по себе наличие жесткой уверенности в этих ролях связано с неблагоприятным воздействием в случае человеческой слабости, когда стереотипы требуют, чтобы родитель доминировал, проявлял силу, мужество или наоборот. В таком случае, неполная семья (особенно, когда это произошло на относительно ранней стадии детской социализации или сама по себе неполная) приводит к нарушению восприятия у ребенка образцов поведения мужчин и женщин во время разнообразных ролевых ситуаций. В результате у ребёнка не всегда имеется формируется восприятие адекватного полово-ролевого поведения, что влечет за собой дисфункциональность и конфликты и, в дальнейшем, вероятные личностные кризисы. [3, c. 11]

Феномен одинокой матери и одинокого родителя по отношению к ребенку также может проявляться как в его гиперопеке, так и в безразличном к нему отношении (гипоопеке). В основе таких крайностей воспитания находится чувство и страх одиночества. При гиперопеке выявляется попытка преодолеть его полным посвящением своей жизни ребенку, желание защитить его от различных жизненных проблем и трудностей. При гипоопеке наблюдается попытка одиноких отца или матери во что бы то ни стало устроить личную жизнь, чтобы не быть одинокими. Жизненная практика убеждает в ложности таких крайностей в моделях поведения родителей-одиночек: при гиперопеке ребенка они воспитывают личность, не способную на сочувствие, понимание, поддержку и необходимую помощь (следовательно, программируют свое одиночество и на дальнейшую жизнь); при безразличии к ребенку они воспитывают личность, которой также будут безразличны.

В последние годы в международном опыте заметна тенденция к увеличению количества матерей-одиночек. Основными причинами ее развития воспринимаются попытки женщин самоутверждаться в своей материальной и семейной независимости, а также карьерные достижения женщин, обеспечивающих достаточный материальный уровень материнской семьи и условий воспитания ребенка.

В целях социальной поддержки одиноких мам и родителей в России работают службы и центры, предоставляющие социальные услуги, психологические, юридические, социально-медицинские, информационные и другие консультации на безвозмездной основе, реализуют программы для разных категорий семей, детей, женщин.

Существуют также примеры различных формальных и неформальных объединений родителей-одиночек, деятельность которых помоет в преодолении состояний депривации и трудностей воспитания детей, привлекает внимание общественности к проблемам одиноких мам, защищает родительские права таких типов семей.

М. А. Мягковой приводится типология матерей-одиночек, отражающая когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую отношения одинокой женщины к материнству. Автор выделяет три типа матерей-одиночек. [2]

«Позитивная мать». Она высоко оценивает себя как родителя, характеризуя с положительной стороны свои личностные качества, необходимые для воспитания ребенка. Она очень хорошо оценивает и отца ребенка как родителя, не испытывая к нему негативных эмоций, несмотря на положение одинокой матери. Любовь к ребенку основана прежде всего на его безусловном принятии со всеми его недостатками и достоинствами. Данный тип матерей уделяет ребенку много времени и сил. Для них воспитание ребенка является одной из главных целей в жизни.

«Сознательная мать» отличается высокой степенью осознанности ценности семьи, что выступает одной из главных особенностей данного типа матерей. Даже в ситуации одинокого материнства она не перестает быть верной данному принципу, поскольку ее отношение к материнству, несмотря ни на что, носит позитивный характер (как правило, у нее хорошо проработана вся система отношений к процессу воспитания детей, которая отражается прежде всего в ее поступках и действиях). Развитое представление данной категории матерей о родительской любви, способах и возможностях ее проявления также способствует выстраиванию адекватного родительского отношения к своему ребенку.

«Традиционная мать». Она воспитывает своих детей, ориентируясь прежде всего на принятые в обществе нормы и традиции. У нее нет четкого представления о материнской любви, о том, какой она должна быть, в каких формах проявляться, но она не стесняется этого, стараясь выразить ее во множествах проявлений. Отца ребенка, как и себя, она оценивает достаточно негативно, испытывая к нему далеко не положительные чувства. Кроме того, данный тип матерей старается не ограничивать свободу ребенка, предъявляя ему минимум требований. Существующие запреты ребенок легко нарушает, зная, что отчитываться перед мамой все равно не придется, поскольку ему фактически все позволено.

Интерес также представляет вывод автора, который сделан в результате сравнения материнских чувств в полной и неполной семье. Материнские чувства как основной источник эмоционального благополучия ребенка, никак не зависят от того, воспитывает мать ребенка в одиночку или с мужем. А. М. Мягкова утверждает, что матери, как в полных, так и в неполных семьях испытывают гордость за своего ребенка, за его достижения, победы и всегда воспринимают его таким, какой он есть.

Также важно отметить, что, несмотря на достаточное количество трудностей, с которыми сталкивается женщина, воспитывающая ребенка в одиночку, ее отношение к себе как к родителю нисколько не отличается от женщин, воспитывающих детей в полной семье. Это может свидетельствовать о том, что матери одиночки вполне удовлетворены тем, как они справляются с обязанностями по уходу и воспитанию ребенка.

Литература:

  1. Белоусова О. А. Проблемы социализации подростков в неполных семьях // Вестник ВУиТ. 2009. № 3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsializatsii-podrostkov-v-nepolnyh-semyah (дата обращения: 17.02.2024).
  2. Мягкова М. А. психологические типы одиноких матерей // педагогическое образование в России — 2012. — № 6. — С. 194–198.
  3. Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: Выпуск 4 / Под ред. д-ра экон. наук А. И. Балашова. — СПб.: СПбГИПСР, 2022–296 с.
  4. Рождественская K. A. Aнализ особенностей общения подростков из полных и неполных семей // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов VI-й Mеждународной научной конференции / Под ред. Карабановой О-A., Захаровой Е. И., Чурбановой CM., Васягина Н. Н., 2015. С. 782–790.
  5. Слепакова В. Н. Семья как источник социальной поддержки в ситуации кризиса освоение супружеских ролей / В. Н. Слепакова // 5-ая Международная научная конференция «Психология и жизнь: Психологические проблемы современной семьи», 2011. — С. 35–38.
  6. Смочуляр И. В. Особенности влияния семьи на социализации современных подростков // Гаудеамус. 2020. № 2
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, неполная семья, Россия, воспитание ребенка, женщина, мать, родитель, семья, тип матерей, детская социализация.


Ключевые слова

социализация, воспитание, мать, неполная семья, материнское отношение, мать-одиночка, родитель-одиночка

Похожие статьи

Задать вопрос