Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Ван, Цзюньсян. Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского / Цзюньсян Ван. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113571/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душевные противоречия и внутренние конфликты. Работа направлена на раскрытие сложной динамики и значимости любовной линии в контексте общей тематики и идей произведения.

Ключевые слова: дискурс, отношение любви, социальные противоречия.

Анализируя взаимоотношения Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь», следует отметить, что при первом знакомстве с произведением читателям нередко невольно приходит ощущение собственного вовлечения в историю главных героев, будто бы они оказываются на месте Павла и переживают вместе с ним радость, гнев, печаль и утешение. Эмоциональное сопереживание, особенно в отношении первой любви Павла к Тоне, играет значительную роль в понимании происходящего. Момент окончательного разрыва между персонажами вызывает у читателей грусть и недоумение, поскольку они сталкиваются с трудностями в попытке осмыслить сложные отношения между героями. Одна из более распространенных точек зрения, объясняющая события, заключается в том, что образ Тони — это образ вульгарной девушки среднего класса, продолжившей свой жизненный путь по иному курсу в сравнении с Павлом, находит мало сторонников среди читателей. Ибо Тоня описана настолько привлекательно, что людям трудно принять её как пошлую и эгоистичную. Именно за счет противоречивого и сложного характера и многогранных черт Тони, обнаруживающихся в романе «Как закалялась сталь» и способных толковаться по–разному, её образ стал предметом долгих обсуждений и споров.

Процесс интерпретации личности Тони требует глубокого погружения в текст, поскольку нельзя делать однозначные выводы лишь на основе отдельных отрывков. Благодаря автобиографическому характеру произведения, у читателей имеется возможность выявить и проанализировать разнообразные аспекты её личности для более полного понимания художественного образа.

В процессе анализа произведения было установлено, что в романе «Как закалялась сталь» у Тони есть прототип. Согласно официальной советской интерпретации, этот образ был вдохновлен Любой Борисович, с которой автор встретился в 1918 году. В романе описывается ситуация, где Павел случайно встречает Тоню на рыбалке, защищает ее от двух задиристых гимназистов, и после того, как его и Жухлая арестовывают, Тоня и ее семья помогает ему сбежать. Эти события, хоть и отражают реальные переживания Любы и автора, но приводятся лишь в качестве художественного приема, а не точного отражения реальности. К тому же, во время данных событий возраст Павла и автора различается на два года. В 1918 году автору не было и четырнадцати, в то время как Любе было всего одиннадцать. Обычно такой юный возраст считается недостаточным для формирования глубоких чувств и влюбленности. Люба была описана как скромная девушка, родившаяся в семье железнодорожников и работавшая в детском саду, библиотеке и школе после Октябрьской революции, что различается с изложением событий в произведении [1].

Важно отметить, что во время переписки между отцом Любы и автором в 1935 году, последний вручил ей книгу с поздравлениями. В 1948 году Люба посетила семью автора в Сочи, где ее назвали «уважаемой женщиной» [2]. В результате этого визита и последующих контактов в её мемуарах были зафиксированы интересные моменты жизни и связывающие их отношения с автором [3].

Еще одним прототипом Тони является Людмила Беренфус, врач из Бердянского санатория, принадлежащая к ‘высокообразованному’ классу. Ее отец, как известно, был старшим военным офицером в царской России и главным врачом санатория. В 1922 году Н. А. Островский работал на Железнодорожном заводе рабочим, получил травму и проходил лечение в санатории, где и совершилось их знакомство с Людмилой и её отцом. Из мемуаров Людмилы становится ясно, что во время отношений автор проявил продвинутое понимание идеалов и жизни, превосходящее понимание его сверстников. В этот период автор уже осознавал разрыв между своими идеалами и общественной реальностью, что оставило глубокой отметину на его творческом наследии. Помогали Островскому длительные взаимоотношения с Людмилой, где проявляется их умение выражать собственные взгляды и мнения друг перед другом. Их отношения были обусловлены взаимным доверием и страстной взаимной привязанностью, несмотря на сложность ситуации и предчувствие обоими, что их чувство неизбежно обречено не стать чем–то большим. Важно подчеркнуть, что в результате долгой переписки между автором и Людмилой, отображенной в их длительной переписке [3], автор выражал свои чувства и мысли по различным жизненным аспектам, писал о своей жизни и работе, о своих взглядах и отношении к обществу, жизни, карьере и партии, обменивался с ней своими внутренними мыслями, а в другое время не стеснялся критиковать ее за то, что она слишком «эгоцентрична» и что она «должна принадлежать к враждебному лагерю». Островскому в это время было всего 18 лет, на тот момент, любые мысли несоциалистического плана он воспринимал как враждебные, сожалея, что они с Людмилой не всегда сходились во мнениях по таким вопросам. Несмотря на то, что в тот момент автору было всего 18 лет, и его взгляды можно было охарактеризовать как недостаточно зрелые, их переписка демонстрировала проникновенное обсуждение сложных социально–политических вопросов.

Следует отметить, что в то время, когда общественная напряженность в Советском Союзе оставалась высокой, разногласия в мировоззрении и философии жизни столкнули двух влюбленных во многих аспектах. Убежденность автора в невозможности преодоления различий между ним и Людмилой, а также его высказывания о том, что время не позволяет им наслаждаться взаимопониманием в полной мере, свидетельствуют о сложной и трагической динамике их отношений, отдаляя друг от друга. В 1924 году, после того как связь между автором и Людмилой прервалась, заново установить контакт удалось лишь в декабре 1935 года, когда Беренфус прочитала новости об авторе и написала ему, чтобы восстановить связь [4]. Письмо, отправленное Людмилой, принесло автору искреннее эмоциональное утешение, а его ответ отразил восхищение, вспоминая «красоту дружбы моей юности» [5]. Позднее автор размышлял о невозможности забыть Людмилу, и этот эпизод стал ключевым моментом в раскрытии прототипа Тони, о котором автор рассказал главному редактору издательства «Молодая гвардия». Это единственный известный случай, когда автор делился информацией о реальной личности, лежащей в основе одного из главных персонажей его произведения [1, 3].

Из представленных писем следует увидеть испытывающий большой интерес аспект личности автора, а содержание писем в значительной степени соотносится с несколькими эпизодами в середине произведения «Как закалялась сталь», что позволяет ассоциировать Беренфус с ключевыми концепциями, связанными с персонажем Тони. Письма не были включены в двухтомник Островского, изданный в середине прошлого века, и факт долголетнего скрытия Советским Союзом связей между Беренфус и автором, а также то, что Люба стала прототипом Тони и первой любовью автора, вероятно, облегчало узнавание этой фигуры чиновниками, но в то же время не давало читателям возможности предполагать, что некоторые реальные убеждения автора расходились с официальной пропагандой [6]. В городе проживала также Каря дочь лесника, и брат автора Дмитрий подтвердил, что автор дружил с ней в детстве и часто навещал ее дом. При создании образа Тони автор взял базовую идею от Кари и некоторые аспекты ее жизни, но детали остаются неизвестными. Согласно словам старшего брата автора Дмитрия, как физический, так и психологический облик Тони имеет сходства с Карей [7]. Позже, когда они случайно встретились снова, у них уже не было ничего общего. Что касается человека, упомянутого в письме, господин Ван Чжичун полагает, что он был другом Беренфус [8]. Автор объединил воспоминания о своих бывших подругах и девушках, с которыми он встречался, чтобы создать образ Тони. Образ предстает как крайне сложный, отражающий внутреннюю запутанность и душевные противоречия автора.

В 1936 году Островский высказал свое мнение относительно постановки пьесы, не согласившись с отрицательным изображением семьи Тони. В его анализе персонажа он отметил: «Богатые люди не обязательно плохие люди, а Тоня растет в семье либерально настроенных граждан–интеллигентов, и конфликт чувств между ней и Павлом — это, по сути, столкновение двух мировоззрений....... не должен окрашивать людей из разных лагерей в черный цвет» [1]. Стремление не раскрашивать представителей различных социальных групп в черные или белые тона явно прослеживается в данном заявлении [1]. Либералы до революции считались прогрессивной силой, однако после Октябрьской революции их лагерь раскололся: одни последовали за Лениным, другие выступили против его политики, а многие заняли нейтральную позицию. Этот комментарий Островского, касающийся персонажа Тони, является единственным известным случаем, когда писатель высказал свое мнение относительно данного аспекта сюжета, что значительно отличается от официального толкования. Представляется, что к моменту этого заявления Островский уже обладал глубоким и самостоятельным пониманием различных интеллектуальных течений в обществе своего времени.

При получении такого четкого указания и подсказки, разумно вернуться и более внимательно изучить образ Тони. Когда Панкратов обвиняет Тоню, Павел выступает в ее защиту: «Что касается одежды, то тут действительно проблема, но нельзя судить о людях только по одежде» [9].Однако со временем ему открылось, что образ одежды его возлюбленной является всего лишь поверхностным проявлением, скрывающим более глубокие различия. В момент расставания Тоня обуяли чувства и «печально глядя на сияющую голубую реку, ее глаза были полны слез». Лю Сяофэн [9] объясняет это ее любовью к Павлу «вот таким»,и как только Павел отвернулся от самого себя, решив посвятить себя своему делу, их любовь рухнула. Многие читатели, опираясь на собственные предположения, склонны считать Тоню невинной девушкой. Тоня влюбилась в Павла, находившегося на самом обочине общества, просто под влиянием своего «инстинкта любви». Ее мотивы необъяснимы, и даже через несколько лет после разрыва Тоня оставалась той же девочкой, думающей о любви в первую очередь, как молодая глупая девочка, которая ставила чувства на первое место. Автор не использует эту точку зрения для оценки женщин. В романе Рита и Марта Лауринь, которые проявили интерес к Павлу, обе являлись талантливыми и независимыми женщинами. Тоня же предстает как просто глупая девушка, связанная семейными обязательствами. Именно то, что она делится со Павлом своими неопределенными мыслями и ожиданиями от жизни, становится началом их отношений.

Автор предполагает, что Тоня, проявляя чувства и проливая слезы при разрыве, влюбилась в Павла из–за его стремлений и умения мыслить. Она не ошиблась в своем восприятии Павла, однако противоречия в их идеалах становятся все более неизбежными, приводя к неизбежному разрыву. Опыт переживания таких противоречивых чувств однажды оставляет неизгладимый след. Тоня обладает знаниями и самостоятельным мышлением. Она может понять причины, побудившие Павла вступить в революционную войну, однако не разделяет с ним советскую позицию. Несмотря на некоторое сходство убеждений между Тоней и Павлом, отмечается различие в их представлениях о Западе, карьере и коллективизме, что делает невозможным для Тони поддержать Павла в его революционной деятельности.

Противоречием между персонажами Тоней и Павлом является несоответствие социальных классов, воспитания, и, как отмечает Павел в момент разрыва отношений: «У тебя хватило смелости полюбить рабочего, но ты не смогла принять наши убеждения. Твоя гордость сгубила тебя». Это высказывание служит цитатным эпилогом, к которому автор шел продолжительное время, начиная с появления Тони в третьей главе романа. Подлинный талант Островского заключается в том, что при разрыве отношений из–за разницы в идеалах, нет необходимости приписывать моральный приговор кому–либо из героев. Следовательно, моральный облик Тони не только не утрачивает своего благословения, но, наоборот, вызывает сочувствие. Однако главным является то, что ее чувства также тесно связаны с периодом радикальных изменений. Если читатель разделяет эту боль, то это служит испытаниям успешности романа.

Одной из ключевых загадок романа является случайное упоминание инженером биографии Гарибальди, в которой он выражает негативное мнение о Павле. В шестой главе произведения упоминается разговор Тони и молодого Павла о данной биографии, что указывает на то, что Тоня все еще сохраняет чувства к кому–то после своего брака и не может избавиться от своего прошлого. Пассажиры возвращаются в поезд, чтобы занять места. Тоня намеренно остается позади, чтобы поговорить с Павлом: «Как ты стал таким, я думала, ты уже давно комиссар, неужели ты не можешь получить хоть какую– то должность в правительстве? Мне очень грустно, что ты такой». Это разговор разочаровал Павла. Возможно, слова Тони в адрес Павла были саркастичными. Тоня отказалась сесть в машину не из–за конфликта, а из заботы о Павле. Чувства Павла были ранены после ссоры с мужем Тони, когда он услышал, что Тоня обратилась не к нему в своей беде. Павел испытывал гнев. Павел мог искаженно воспринять ее вопрос — считает ли она, что участие в революции обязательно должно привести к должности в правительстве? Павел выразил свои чувства резкими словами, назвав Тоню «кислой», на что она ответила, называя его «грубияном». Павел ушел, возникнувшее недопонимание сохранилось между ними.

В романе остается неясным, разошлись ли они окончательно или со временем помирились, не упоминая друг о друге. Единственное, что намекает на это, — изменение атмосферы окружающей среды с напряженной на унылую в момент разрыва. Читатели с грустью взирают на причины трагедии, сопереживают Тоне, осуждают Павла, что является целью автора романа.

В романе исследуется диалектическое взаимодействие между революционерами и старой интеллигенцией через призму межклассовых отношений, что отражает сложную социальную динамику и конфликты времени. Автор воздействует на читателей сильным художественным замыслом, обращая внимание на глубокие социальные различия и столкновения идей. В романе представлена социальная метафора, показывающая различные фракции буржуазных идей, которые со временем уступают позиции перед силой нового общественного строя.

Иллюстрируется эволюция буржуазных идеалов и образа жизни, которые постепенно утрачивают свое влияние и уступают место новым ценностям (в то время как также отображается несовершенство единого фронта Октябрьской революции). Рассмотрение персонажа Тони как третьей точки зрения позволяет провести анализ различных позиций и пониманий социальных отношений.

Важно отметить, что вне зависимости от мнений описанных персонажей, роман продолжает подчеркивать значение и уважение к истинной любви, которая остается непоколебимым фактором даже в периоды социальных и политических перемен.

В романе «Как закалялась сталь» автор анализирует сложные взаимоотношения между Павлом и Тоней с особым вниманием к деталям, что делает их любовную связь максимально реалистичной и заставляет читателя задуматься над природой человеческих чувств. Герои, с разными страстями, недостатками и силами, предстают перед нами как живые личности, чья любовь рассматривается как сложная и жизненная ситуация, требующая глубокого понимания и внимательного рассмотрения.

Исследование взаимоотношений Павла и Тони позволяет раскрыть новые грани и точки зрения на их отношения. Каждый шаг и решение героев оказывают влияние на ход событий, раскрывая перед нами сложности и противоречия, с которыми они сталкиваются. Баланс между партнерами, способность принимать друг друга такими, как они есть, и глубокое воздействие, которое они оказывают друг на друга, делают отношения Павла и Тони уникальными и увлекательными для анализа.

Важными аспектами их отношений являются способность персонажей расти и развиваться вместе, умение прощать друг другу и взаимная поддержка в трудные моменты. Чрезвычайно интересная эволюция чувств героев друг к другу, их способность изменяться и принимать различия делают отношения Павла и Тони насыщенными и значимыми для исследования.

Итак, через призму исследования взаимоотношений Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» автор поднимает глубокие моральные и эмоциональные вопросы, заставляя нас задуматься над природой любви, доверия и принятия в отношениях. Эта история о самопознании и взаимодействии двух людей выделяется своей увлекательной динамикой и захватывающим развитием персонажей, делая их взаимоотношения запоминающимися и значимыми для читателя.

Литература:

  1. Трегуб С. А. Живой Корчагин. — М.: «Сов. Россия», 1973 г. — 288 с.
  2. Островский Н. А. Человек и писатель — в воспоминаниях современников: [(1904–1936)]: к 100–летию со дня рождения / [сост., вступ. ст., коммент. — Т. И. Андоронова]. — Изд. 2–е. — М.: Акант, 2004 г. — 254 с.
  3. Ван Чжичжун. Собрание писем Николая Островского. — Издательство «Восток», 2010 г. — 948 с.
  4. Островский Н. А. Человек и писатель — в воспоминаниях современников: [(1904–1936)]:к 100–летию со дня рождения / [сост., вступ. ст., коммент. — Т. И. Андоронова]. — Изд. 2–е. — М.: Акант, 2004 г. — 254 с.
  5. Ван Чжичжун. Собрание писем Николая Островского. — Издательство «Восток», 2010 г. — 948 с.
  6. Ван Чжичжун. Возвращение настоящего Павла Корчагина. — Шанхай, Шанхайский народный издательский дом, 2007 г. — 274 с.
  7. Хуан Шунань. Предисловие к книге «Как закалялась сталь». — Издательство Лицзян, 1998 г. — 316 с.
  8. Ван Чжичжун. Биография Н. Островского. — Издательский дом «Хуася, 2014 г. — 340 с.
  9. Лю Сяофэн. Вспоминая Тоню. — Пекинский издательский дом, 1996 г. — 489 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автор, Тоня, время, друг, отношение, роман, чувство, образ Тони, Октябрьская революция, читатель.


Ключевые слова

дискурс, отношение любви, социальные противоречия

Похожие статьи

Задать вопрос