Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 01.05.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Болденков, С. А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации / С. А. Болденков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113544/ (дата обращения: 19.05.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и представляет из себя благоприятную почву для развития экстремистских идей и деятельности террористических организаций. В статье рассматривается проблематика использования так называемых ВПН сервисов, их польза и вред с разных точек зрения. Рассмотрен вопрос взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с органами исполнительной власти РФ в процессе осуществления прокурорского надзора, рассмотрены законодательные акты, так или иначе контролирующие вышеописанную сферу общественных отношений. Также рассмотрены потенциальные перспективы и развивающиеся направления правового регулирования законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в условиях современных реалий в Российской Федерации.

В современных реалиях правонарушения и преступления, связанные с осуществлением экстремистской и террористической деятельности, определённо имеют градационную, нарастающую динамику. Это обусловлено как повышением активности со стороны экстремистски настроенных граждан и объединений (сообществ, организаций), так и активизацией работы правоохранительных органов, направленной на выявление и пресечение преступлений экстремистской направленности [1]. В современной России сформировалась благоприятная почва для возникновения радикальных идеологий, в частности этому способствует институциональный коллапс, отсутствие конкретных механизмов формирования общественной солидарности. Скрытность экстремистской деятельности крайне затрудняет обеспечение законности и правопорядка в данном направлении.

Что касается преступности в сфере террористической направленности, то основной проблемой её предупреждения, несмотря на широкий спектр мер борьбы с терроризмом, является противодействие терроризму в сети «Интернет». Развитие технологий позволяет переносить информацию из одной точки мира в другую буквально за секунды, а также значительно увеличивает массовость ознакомления с ней. Часто пропаганды той или иной запретной деятельности осуществляется именно посредствам использования информационных телекоммуникационных сетей. Интернет также используется для вербовки новых членов террористических группировок, осуществление договоров о финансировании, приобретении оружия, обучения использованию оружию, военной технике и др. На сайтах праворадикальной направленности подлежат размещению сведения о планах террористических групп, о тактике и средствах совершения терактов, призывается молодежь для участия в экстремистских акциях, на которых нередко происходит вербовка.

В этой связи у прокуратуры в части взаимодействия с органами исполнительной власти в сфере противодействия экстремизму и терроризму возникает ряд законодательных, правоприменительных и практических проблем.

Как уже было описано ранее, сеть интернет является одним из самых благоприятных мест для развития жизнедеятельности экстремистских и террористических течений и группировок. Эта благоприятность обусловлена возможностью передачи информации при крайне тяжёлых условиях для оперативных служб выяснения первоисточника информационного следа. Безусловно, органы исполнительной власти и прокуратура могут с соблюдением законодательной процедуры инициировать блокировку или заблокировать тот или иной информационный ресурс, который нарушает законодательство о противодействии экстремизму и терроризму. Однако при блокировке самого ресурса далеко не всегда справедливо понёсшим наказание за совершённое деяние оказывается его владелец. В дальнейшем этот фактор обеспечивает возможность по возникновению новых подобных интернет-ресурсов.

На данный момент существует много способов создать анонимность в интернете. На практике образуются ситуации, при которых правоохранители лишь ликвидируют последствия осуществления экстремистской деятельности, но лидеры, либо идейные вдохновители преступных группировок, либо первоисточники возникновения запрещённой распространяемой различными пользователями информации остаются безнаказанными в силу отсутствия у правоохранительных органов возможности их изобличения в силу анонимности.

С 1 марта 2024 года вступил в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 168 [2], в котором устанавливается запрет на популяризацию информации об обходе блокировок на различные, заблокированные за нарушение российского законодательства интернет-сайты. Ранее вступил в силу аналогичный по смыслу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи» от 31.07.2023 N 406-ФЗ [3], в котором запрещается распространение сведений о методах и способах получения доступа к запрещённой информации, располагаемой в сети Интернет.

Вышеуказанные законодательные акты, безусловно, являются вкладом в решение описываемой проблемы. Но они не устанавливают каких-либо существенных запретов, способных значительно снизить динамику распространения запрещённой информации, ввиду того что любая информация о способах обхода блокировки запрещённых интернет-ресурсов, помимо средств массовой информации может также передаваться напрямую между гражданами. Чисто физически, ограничить, запретить или просто усилить контроль до нужного уровня над данным способом передачи информации не представляется возможным в силу его массовости и повсеместности.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, возникает вопрос, а нужно ли в таком случае запретить или ограничить не передачу информации о способах обхода блокировок на доступ к запрещённой информации, а сами способы обхода данных блокировок. Здесь ситуация представляется двойственно. С одной стороны, сервисы, позволяющие обходить блокировку весьма полезны для граждан, которые хотят сохранять свою анонимность, конфиденциальность и безопасность в мирных, законных целях, а также для тех, кто пользуется различными интернет-сервисами, без умысла на распространение запрещённой информации, на которые наложены определенные региональные запреты или же доступ к ним ограничен в Российской Федерации в целом. Помимо этого, рассматриваемые сервисы активно используются в предпринимательстве, в крупных компаниях для обеспечения безопасности своих данных, а также для доступа к ресурсам компании сотрудников, которые работают удаленно [4].

С другой стороны, использование таких сервисов, помимо распространения запрещённой информации, может повлечь за собой использование чьих-то персональных данных третьими лицами. Эти данные могут быть использованы против самого гражданина.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции России законодатель вправе ограничивать права человека, включая предусмотренные статьей 23 неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты охраняемых Конституцией ценностей. На этом основании Конституционный Суд России считает допустимым возложение на граждан только таких ограничений их прав, которые соразмерны конституционно значимым целям [5].

В настоящий момент органы государственной власти Российской Федерации ещё находятся в процессе разрешения проблемы ограничения доступа к запрещённой информации, разрабатывая и принимая новые законодательные акты, так или иначе создающие более благоприятные условия для осуществления контроля на данном направлении.

Представляется наиболее перспективным для разрешения данной проблемы, в первую очередь, разработка более эффективных технических средств противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети интернет. Это могут быть как более доступные для ознакомления материалы в сфере правового информирования, так и более технически совершенные средства по выявлению и изобличению экстремистов и террористов, пользующихся анонимностью в интернете. Для реализации таких методов решения поставленной задачи, несомненно, требуется организовать подготовку соответствующих профессиональных кадров, ориентирующихся в технологических аспектах рассматриваемого вопроса в условиях современных реалий.

Генеральная прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, играет важнейшую роль по противодействию киберпреступности в информационной сфере, обеспечивая защиту интересов и прав человека и гражданина в информационной пространстве, безопасность общества и государства. Одной из необходимых предпосылок эффективного осуществления надзорных и иных полномочий органов прокуратуры Российской Федерации является анализ состояния законности [6]. С целью осуществления данной задачи проводятся координационные совещания, на которых Генеральный прокурор обозначает показатели, определяет дальнейшие приоритеты и направления работы. Своевременное предупреждение экстремистских правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму, является основным направлением деятельности органов прокуратуры.

Вместе с тем, приказом Генеральной прокуратуры от 17.05.2018 № 295, важнейшей задачей надзорной деятельности обозначается своевременное предупреждение преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Поэтому прокурорами в рамках рассматриваемого прокурорского надзора осуществляется проверка антитеррористической защищенности объектов массового скопления (гостиниц, торговых центров, кинотеатров, больниц, поликлиник, библиотек, кафе, ресторанов и др.), особенно пристальное внимание уделяется защищенности образовательных организаций (детских садов, общеобразовательных школ, техникумов, колледжей, институтов, университетов и т. д.), что связано с защитой жизни, здоровья несовершеннолетних и молодежи.

По мнению Мароренко С. А., в целом можно констатировать, что в стране нормативно-правовая база противодействия терроризму сформирована. Конституция России, Стратегия национальной безопасности, 35-й Федеральный закон, соответствующие акты Президента и Правительства страны, массив аналитического и методического материалов позволяют бороться с экстремистскими и террористическими течениями. Более того, правовая основа противодействия терроризму стала органичной частью правовой среды государства и общества [7].

Следует отметить, что содержательная сторона противодействия терроризму находится в постоянном динамическом развитии, поскольку меняются условия, в которых она строится, меняются виды, формы его осуществления. Поэтому анализ действующей нормативно-правовой базы антитеррористической деятельности на предмет соответствия моменту всегда уместен и необходим. К тому же, далеко не все вопросы доведены до логического завершения. Это касается, прежде всего, гармонизации действующего нормативно-правового обеспечения противодействия терроризму, выработки единого понимания и законодательного закрепления категориального аппарата, используемого в работе по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма.

Литература:

  1. Турицын И. В., Пустынников А. Ю. К вопросу о приоритетах деятельности советской прокуратуры в 1922–1925 гг. // Современная научная мысль. 2014. № 4. С.102.
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 08.11.2023 № 168// http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312010036
  3. Федеральный закон от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи»// http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307310022
  4. Гамзин Д. М., Тибалов Н. П., Поначугин А. В. Актуальность использования VPN-сервисов в России в условиях мировой нестабильности // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 г.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 N 1975-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Махалина Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. // СПС — «КонсультантПлюс».
  6. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практическое пособие / О. С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.- С. 256–258.
  7. Мароренко С. А. «Система обеспечения антитеррористической безопасности в Российской Федерации»: международный научный журнал «Вестник науки»: Академия Управления МВД России, 2023 г. — с. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, запрещенная информация, терроризм, благоприятная почва, Генеральная прокуратура, исполнительная власть, прокурорский надзор, террористическая деятельность, террористическая направленность, экстремистская деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос