Виды старой Самары в живописи и графике самарских художников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голубева, П. В. Виды старой Самары в живописи и графике самарских художников / П. В. Голубева, Е. А. Маляева, А. А. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 510-513. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113513/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье анализируются произведения живописи и графики самарских художников (А. Мишагин, В. Силантьев, В. Усянов, И. Донний, Е. Сивохина), посвященных видам старой Самары, с точек зрения создания образа, художественных, композиционных особенностей, отражение исторического наследия города и его роли в формировании культуры Поволжья. В рамках статьи кратко представляется информация о художниках и описание их произведения, даны сведения об архитектурных и стилистических особенностях изображённого пейзажа.

Ключевые слова: Самара, живопись, графика, художник, достопримечательности.

Искусство как вечное зеркало отражает красоту и душу мест, с которыми оно взаимодействует. Город Самара, расположенный на берегу Волги, не перестает вдохновлять художников со всего мира своими уникальными видами и богатой культурной историей. Этот город, чья история уходит корнями в глубь веков, является не только территорией с богатой исторической наследственностью, но и источником бескрайних идей и вдохновения для многих творцов.

Самара пронизана духом времени, который сохранен в ее архитектурных памятниках, музеях, и в каждом уголке этого удивительного города. В этой статье рассмотрим произведения живописи и графики, созданных самарскими художниками, которые воспринимают Самару как источник вдохновения и воплощают ее величие и уникальность на холстах.

Художники Самары играют ключевую роль в сохранении и распространении культурного богатства Самары и ее окрестностей. Их произведения служат важным историческим и художественным документом, который помогает сохранить память о прошлом и укрепить связь с культурными традициями региона [2]. Кроме того, их творчество обогащает общекультурное наследие, делая Самару более доступной и понятной для всех, кто встречается с их произведениями. В искусстве они находят способ выразить свою любовь к родному региону и подарить ему частицу своего вдохновения. Таким образом, художники не только оставляют след в искусстве, но и укрепляют связь Самары с миром искусства и культуры.

Самара богата архитектурными памятниками, среди которых — Церковь Иоанна Богослова, Самарский театр оперы и балета, Самарский областной художественный музей, набережная, а также историческая часть города, все эти памятники — источник вдохновения для художников. В своем творчестве виды Самары отражали следующие самарские художники — Мишагин А. В., Силантьев В. В., Усянов В. П., Доний И. П., Сивохина Е. А. Рассмотрим творчество данных художников и их произведения, посвященные Самаре, более подробнее.

Мишагин Андрей Викторович родился в Самаре в 1962 г. В 1982г. окончил Куйбышевское художественное училище по специальности художник-оформитель. Член Союза художников РФ. А. Мишагин в основном работает в жанре пейзажа и натюрморта. Художник находит вдохновение в красоте старых двориков родного города, в окрестных деревеньках и в неброских красках окружающей природы средней полосы. Его работы многообразны и смелы по цвету, живые по технике, глубоки по живописным нюансам, разнообразны по контрастам, с динамичными мазками, которые заряжают пейзаж сильной эмоциональной энергией. Среди работ, посвященных Самаре, встречаем работу «Старая Самара» (Рис. 1).

Мишагин А. В. «Старая Самара», 2021 г. [1]

Рис. 1. Мишагин А. В. «Старая Самара», 2021 г. [1]

Данная картина изображает улицу с традиционной исторической архитектурой Самары и машиной, что создает впечатление наслоения прошлого и настоящего времени. Особое внимание уделено передаче света и тени, что создает глубину и объемность изображения, благодаря этому зритель может почувствовать атмосферу старой Самары, ощутить ее историю и красоту. Заснеженные улицы и дома создают ощущение холода и помещают зрителя в атмосферу зимнего времени года.

Силантьев Вадим Витальевич родился в 1969 году. Живёт и работает в Самаре. В 1991 году поступил на Архитектурный факультет КуИСИ на кафедру «Архитектурного проектирования», что в дальнейшем и оказало огромное влияние на творчество автора. Город, архитектура, среда и влияние человека на эти процессы стали основной темой его работ. Среди работ, посвященных Самаре — «Самарские этюды. У Динамо» (Рис. 2.).

Силантьев В. В. «Самарские этюды. У Динамо», 2023г. [1]

Рис. 2. Силантьев В. В. «Самарские этюды. У Динамо», 2023г. [1]

«Самарские этюды. У Динамо» — один из самарских этюдов Силантьева В. В., на котором представлен теплый солнечный летний день, состояние погоды передано яркими насыщенными цветами. В работе представлен небольшой фрагмент улицы города со старыми выразительными домиками. Работа построена на контрастах, в центре композиции — желтый дом, который, можно считать акцентным пятном, так же в центре композиции мы можем наблюдать небольшую группу людей, идущих к стадиону.

Усянов Владимир Павлович родился в 1959 году в г. Куйбышеве. После получения высшего образования, работал на различных инженерных должностях, параллельно успешно учился в вечерней художественной школе, затем поступил на художественно-графический факультет Магнитогорского педагогического института, из которого перевёлся в Самарский, и успешно закончил его экстерном. Работал преподавателем в изостудиях и школах. Стиль художника: синтетический, реализм, романтический реализм с заметным влиянием современного модерна. Преимущественный жанр — пейзаж. Среди работ, посвященных Самаре, рассмотрим работу «После дождя. Костел дом Курлиной» (Рис. 3).

Усянов В. П. «После дождя. Костел дом Курлиной» [1]

Рис. 3. Усянов В. П. «После дождя. Костел дом Курлиной» [1]

«После дождя» — это одна из ярких, мастерски выполненных работ художника. Композиция полотна позволяет наблюдателю пережить всю свежесть после летнего ливня. Солнце только начинает возвращать свою силу и насыщает полотно яркими красками, автор уловил солнечный свет, отраженный на стене здания, на фоне которого трепещет листва, переплетаясь в причудливое зеленое кружево. Необыкновенно эффектно удается автору изображение мокрых поверхностей с их жемчужно-серебристыми переливами и оттенками.

Доний Игорь Петрович — живописец, автор станковых произведений, родился в 1958 г. в с. Николаево-Новороссийское. С 1994 года живет и работает в Самаре, преподает живопись. Преимущественный жанр — пейзаж, пейзажные работы художника мастерски выстроены по цвету и композиции, атмосферны, великолепно передают собственное отношение автора к окружающему миру. Среди работ, посвященных Самаре, рассмотрим работу «Старый дворик» (Рис. 4).

Доний И. П. «Старый дворик» 2000г. [1]

Рис. 4. Доний И. П. «Старый дворик» 2000г. [1]

Картина «Старый дворик» не может оставить зрителей равнодушными. В работе изображен старый самарский домик с покосившейся калиткой. Дом не кажется заброшенным, несмотря на то, что художник не показывает нам оживленность. Старый дом — образ спокойствия, безопасности и умиротворенности. Работа выполнена в интересной технике, хоть картина и написана маслом, возникает некое ощущение, что это графика.

Сивохина Екатерина Анатольевна родилась в городе Куйбышеве в 1990 году. Получив художественное образование, активно занимается творчеством и педагогической деятельностью. Излюбленные техники: графика тушью и гелиевой ручкой, масляная и акварельная живопись. Среди работ, посвященных Самаре, рассмотрим работу «Старая Самара. Дворик на улице Водников» (Рис. 5).

Сивохина Е. А. «Старая Самара. Дворик на улице Водников», 2014 г. [1]

Рис. 5. Сивохина Е. А. «Старая Самара. Дворик на улице Водников», 2014 г. [1]

На картине изображен старый дворик и прилегающие к нему постройки. Данная картина полна простой и ясной задушевной поэтичности, вызывает теплые воспоминания и чувства. В работе прорисована каждая деталь и это дает возможность погрузится в атмосферу и ощутить внутреннюю свободу и домашний уют. Картина напоминает о детстве и счастливой поре.

Художники, изображая Самару, часто обращают внимание на значимые архитектурные памятники, такие как церкви, площади, мосты и музеи. Городской пейзаж как правило камерный по характеру [3, c. 573]. В произведениях, посвященных старой Самаре, отражается историческое наследие города и его роль в формировании культуры Поволжья. Здания, созданные в разные эпохи, позволяют художникам воссоздавать атмосферу различных времен и поколений, позволяя нам погрузиться в богатство истории Самары.

Поскольку Самара продолжает развиваться и расти, художники, несомненно, продолжат находить новые способы интерпретации и изображения этого динамичного города.

Литература:

  1. Каталог работ ArtNow: [сайт]. — URL: https://artnow.ru/ (дата обращения: 30.10.2023). — Текст: электронный.

2. Кузнецова, Е. Ю. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь села Винновка в живописи и графике самарских и тольяттинских художников / Е. Ю. Кузнецова, А. А. Лебедева // Искусствознание: теория, история, практика. — 2024. — № 1(39). — С. 56–66.

  1. Савкина, А. А. Индустриальная тема в самарском пейзаже 1950–1970-х гг / А. А. Савкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т. 12, № 5–2. — С. 571–575.
Основные термины (генерируются автоматически): Самар, работа, старая Самара, художник, историческое наследие города, источник вдохновения, преимущественный жанр, произведение живописи, формирование культуры Поволжья, центр композиции.


Похожие статьи

Задать вопрос