Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Процессуальные особенности расследования посредничества во взяточничестве

Научный руководитель
Юриспруденция
29.04.2024
162
Поделиться
Библиографическое описание
Духанова, М. А. Процессуальные особенности расследования посредничества во взяточничестве / М. А. Духанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113500/.


В статье поднимается вопрос об особенностях расследования посредничества во взяточничестве. Как известно, коррупция порождает ряд серьезных проблем, угроз для общества, подрывая при этом устойчивое развитие и правопорядок. Исходя из норм международного и национального законодательства, а также доктринальных положений, подтверждается необходимость применения в ходе расследования субъектом доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности. Данный тезис подтвержден не только высокой латентностью коррупционных преступлений в целом и рассматриваемого посредничества во взяточничестве в частности, но и сложностью при квалификации данной категории противоправных деяний.

Ключевые слова: расследование коррупционных преступлений, посредничество во взяточничестве, коррупционное посредничество, борьба с коррупцией.

Проблемы квалификации и дальнейшего расследования преступлений коррупционной направленности традиционно привлекают особое внимание как ученых, так и практиков. В преамбуле Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г. подчеркивается серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней необходимы всеобъемлющий и многодисциплинарный подход.

Нельзя не согласиться с мнением Р. А. Сорочкина: «общественная опасность коррупционного преступления выражается в подрыве нормальной деятельности неограниченного круга государственных и негосударственных организаций в результате повсеместного намеренного принятия их руководителями незаконных и необоснованных решений (действий и бездействия) в корыстных целях, противоречащих охраняемым законом интересам общества и государства и как следствие причиняющих вред таким интересам. Этот характер отражается в объекте преступления, представляющем собой общественные отношения по осуществлению интересов публичной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, состоящие в выполнении должностными лицами, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, своей служебной деятельности в точном соответствии с нормативными правовыми актами». [6, С. 11]. Автор справедливо подчеркивает серьезность, масштабность общественной опасности преступления коррупционной направленности. Действительно, коррупция нарушает не только стабильное развитие государства и его институтов, но и подрывает доверие населения к органам государственной власти и местного самоуправления.

В последние годы происходит многоуровневое реформирование действующего законодательства, направленного на противодействие коррупции. Однако, на сегодняшний день, принимаемые меры существенного результата не принесли. В том числе, введение в УК РФ в 2011 г. ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве») порождает у правоприменителя ряд проблем, связанных как с квалификацией, так и расследованием [2, С. 3–4]. Так, например, сравнивая статистические данные ФКУ «Главного информационно-аналитического центра» МВД РФ о состоянии преступности за последние 5 лет, можно сделать вывод о том, что по рассматриваемой статье в 2018 г. сотрудниками было выявлено 979 преступлений, предусмотренных ст. 291.1 УК РФ, в то время как в 2023 г. их число выросло до 2256. Данный рост подтверждают и данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о состоянии судимости за последние пять лет: если в 2018 г. количество осужденных по рассматриваемой статье составляло 276 человек, то в 2023 г. их число увеличилось до 461. Приведенные статистические данные, без сомнения, не только указывают на непрерывный рост совершения коррупционного посредничества, но и подтверждают тезис о том, что для борьбы с указанной категорией преступлений требуется решение целого ряда проблем, в том числе, и процессуального характера.

Согласно ч. 1 ст. 291.1 УК РФ под посредничеством во взяточничестве понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (превышающем 25 тыс. руб.). Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 24 от 09.07.2013 г. в п. 13.2 подчеркивает, что посредничеством во взяточничестве признается также и иное способствование в достижении или реализации соглашения между указанными в ч. 1 ст. 291.1 УК РФ лицами.

Одной из главных проблем при расследовании коррупционного посредничества является его неправильная квалификация. Как известно, верная квалификация содеянного исключает последующие ошибки органов предварительного расследования, а также позволяет установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Так, Е. В. Марьина в своей работе указывает, что посредничество во взяточничестве необходимо отличать от мошенничества. Автор в качестве примера приводит уголовные дела, в которых не говорится о лицах, которым должны передать деньги, либо их личность не установлена. В других случаях должностные лица, например, и вовсе могут быть не осведомлены о преступных намерениях обвиняемого в посредничестве во взяточничестве [3, С. 81]. В указанных случаях речь идет, без сомнения, именно о мошенничестве, а не о коррупционном посредничестве, т. к. нет ни соглашения между взяткодателем и взяткополучателем, ни умысла у «посредника» на совершение противоправных действий, предусмотренных именно ст. 291.1 УК РФ.

Как отмечается в научной литературе, посредничество во взяточничестве и связанные с ним преступления — это высоколатентные, общественно опасные посягательства, наносящие колоссальный вред интересам государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также чести, достоинству, деловой репутации конкретных должностных лиц, руководителей и работников различных организаций [7, С. 205]. Таким образом, учитывая высокую латентность рассматриваемой категории преступлений, непрерывный рост их совершения, а также тактические особенности и трудности при расследовании, нам представляется необходимым рассмотрение вопроса об использовании в процессе доказывания по данной категории дел результатов оперативно-розыскной деятельности. При этом, они могут быть использованы для принятия того или иного решения как до возбуждения уголовного дела по посредничеству во взяточничестве, так и после. Так, согласно ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить не только поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, но и использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий.

Как известно, именно сведения, получаемые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, способствуют повышению эффективности уголовного судопроизводства. Применение в расследовании средств и методов оперативно-розыскной деятельности позволяет проникать в преступную среду, поддерживать контакты с ее участниками, а в определенной мере даже контролировать их деятельность, а также получать сведения, необходимые для решения задач уголовного судопроизводства [4, С. 264].

Посредничество во взяточничестве, наряду с другими коррупционными преступлениями, имеет свою специфику. Например, условия, при которых происходит передача взятки: как правило, негласно, при отсутствии свидетелей. Именно поэтому ни стадию возбуждения уголовного дела, ни стадию предварительного расследования, невозможно представить без применения специальных и негласных средств и методов оперативных сотрудников.

Вместе с тем, говоря о начальной стадии уголовного судопроизводства, — стадии возбуждения уголовного дела, необходимо отметить, что «УПК РФ придает категориям повода и основания самостоятельное юридическое значение … реализация результатов оперативно-розыскной деятельности как повода для возбуждения уголовного дела имеет место, когда эти результаты содержат сведения о совершенном или готовящемся преступления, однако их недостаточно для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В таких случаях возможности оперативно-розыскной деятельности в плане легитимного выявления признаков совершенного преступления исчерпаны или ограничены законом и, значит, требуется либо уголовно-процессуальная проверка полученных результатов, либо их проверка с использованием как процессуальных, так и оперативно-розыскных средств» [5, С. 82–83]. Но, как известно, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, необходимо и основание. Как было отмечено выше, законодатель, помимо результатов уголовно-процессуальной деятельности, дозволяет использовать также результаты оперативно-розыскной деятельности как основание для возбуждения уголовного дела [4, С. 267].

Отдельно стоит выделить тот факт, что взяточничество носит системный характер, т. е. нередко взяткополучатель и посредник совершают преступления неоднократно, а преступления, которые при этом могут быть выявлены, попадают под признаки сложнейших совокупностей составов преступлений. Так, в последнее время в материалах уголовных дел все чаще встречаются ходатайства об особом порядке принятия судебного решения и постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинениям. В таком случае обвиняемый или подсудимый (в зависимости от момента заявления ходатайства) соглашается с предъявленным обвинением, судья не проводит исследование и проверку доказательств. Следовательно, ни в рамках досудебного производства, ни на стадии судебного разбирательства, так и не будет установлена личность взяткополучателя [3, С. 82].

Изложенное подтверждает тезис о том, что при расследовании коррупционного посредничества не только могут, но и должны использоваться результаты оперативно-розыскной деятельности. Ведь только при применении специальных негласных средств и методов оперативно-розыскных органов, а также при взаимодействии оперативных сотрудников с субъектом доказывания возможно установление достоверных данных о совершенном событии.

Литература:

  1. Аменицкая Н. А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Аменицкая Наталия Анатольевна Нижний Новгород, 2006.
  2. Марданов А. Н. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе расследования взяточничества при наличии посредника: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Марданов Альберт Наилевич Санкт-Петербург, 2018.
  3. Марьина Е. В. Посредничество во взяточничестве: особенности правоприменительной практики / ОБЩЕСТВО И ПРАВО, № 3 (57), 2016.
  4. Семенцов В. А. Избранные статьи по уголовному процессу. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013.
  5. Семенцов В. А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве: учеб. пособие. — М.: Юрлитинформ, 2021.
  6. Сорочкин Р. А. Теоретико-правовые основы учения о субъекте коррупционного преступления: автореф. дис. … докт. юрид. наук: 12.00.08 / Сорочкин Роман Алексеевич Москва, 2021.
  7. Степаненко Р. А. Проблемы расследования мнимого посредничества во взяточничестве / Вестник Бурятского государственного университета, № 2, 2013.
  8. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/.
  9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  10. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
  11. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149092/.
  13. Сводные статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о состоянии судимости // URL: http://www.cdep.ru/?id=79.
  14. Статистические данные ФКУ «Главного информационно-аналитического центра» Министерства внутренних дел Российской Федерации о состоянии преступности в России // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
расследование коррупционных преступлений
посредничество во взяточничестве
коррупционное посредничество
борьба с коррупцией
Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 197-199):
Часть 3 (стр. 145-221)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 197-199стр. 221

Молодой учёный