Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Золян, А. В. Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России / А. В. Золян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113487/ (дата обращения: 09.05.2024).



В настоящей статье автором рассматривается институт опеки и попечительства над несовершеннолетними, изучаются его правовые основания, рассматриваются базовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности договорного регулирования.

Ключевые слова: несовершеннолетние, опека и попечительство, договорное регулирование, приемная семья, патронатное воспитание.

In this article, the author examines the institution of guardianship and guardianship of minors, examines its legal foundations, examines the basic forms of arrangements for children left without parental care, and analyzes the peculiarities of contractual regulation.

Keywords: minors, custody and guardianship, contractual regulation, foster family, foster care.

Вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из важных направлений проведения внутригосударственных мер, направленных на защиту прав несовершеннолетних.

В основе правового регулирования данного направления государственной политики лежит Конвенция о правах ребенка, ратифицированная нашей страной в 1990 году, согласной которой государство-участник взяло на себя обязательство по защите детей и оказанию им помощи, постоянно или временно лишившихся родительского воспитания и семейного окружения.

Семейный кодекс РФ в ст.1 содержит принцип, который указывает, что семейное воспитание детей является приоритетным. Семьей признается ячейка общества, основанная на заключении брака и имеющая кровное родство и включающая собственных и усыновленных детей, имеющая общий быт и духовные связи и взаимную моральную ответственность. Таким образом, семья состоит из родителей и детей, имеющих как кровное родство между собой, так и основанное на правовых положениях, закрепляющих несовершеннолетних как членов семьи.

В случае если дети остаются без попечения родителей, российским законодательством, а именно ст.123 Семейного кодекса РФ предусмотрены следующие формы их устройства:

— усыновление или удочерение;

— опека и попечительство;

— приемная или патронатная семья;

— помещение в специализированные государственные учреждения для детей-сирот (учреждения социальной защиты, детский дом).

На основании семейного законодательства под опекой и попечительством подразумевается такая форма устройства, в соответствии с которой основные вопросы по воспитанию несовершеннолетнего до 14 лет, лишенного родителей, решают государственные органы опеки или опекуны, являющиеся их законными представителями, которые вправе действовать от имени ребенка и в его интересах. В случае, если несовершеннолетний достиг указанного возраста, то перечисленные лица обязаны лишь оказывать содействие в реализации прав ребенка и исполнении им обязанностей, а также непосредственное предпринимать меры по охране подопечного от незаконных действий третьих лиц.

Необходимо отметить, что в данной области правоотношений, в части определения форм устройства детей, произошли существенные изменения. Так, до момента принятия соответствующих изменений в семейное законодательство 1 сентября 2008 года, такие формы как приемная и патронатная семья представляли отдельную форму устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Внесенными изменениями законодатель объединил данные формы, сделав их разновидностью опеки и попечительства.

Рассматривая статистику детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо отметить, число несовершеннолетних, воспитывающихся в приемных семьях и находящихся под опекой, по состоянию на 2021 года, достигало 400 тыс., что составляло 2 % от общего количества детей. В 2022 году на воспитании в семьях состояли 529 530 детей (78 %), в том числе:

— под опекой и попечительством — 331 407 детей (без учета добровольно переданных родителями под опеку — 48 001), в том числе посторонние граждане — 53 437 — 14 %;

— в приемной семье — 55 326 детей (число приемных семей — 32 646);

— на усыновлении — 142 797 детей, в том числе в иностранных семьях — 42596 — 30 %;

— на других формах — 5363 детей (число патронатных семей — 3 165) [2].

Необходимо отметить, что такие формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная и патронатная семья имеют особый характер, обусловленный договорной и возмездной основой.

Так, в соответствии с Законом Владимирской области от 04.06.2020 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», данная категория несовершеннолетних может быть передана для дальнейшего воспитания в патронатную семью в соответствии с актом государственного органа опеки и попечительства о закреплении лица в качестве опекуна или попечителя ребенка, а также на основании подписанного договор о патронатном воспитании. В соответствии с данным договором сторонами его подписывающими являются: учреждение, в котором ребенок находится на воспитании до момента вынесения решения о передаче несовершеннолетнего в патронатную семью, и лицо, принявшее на себя обязательство по его дальнейшему воспитанию. Согласно условиям данного договора определены права и обязанности сторон, а также срок его действия. Кроме того, условия договора могут содержать положения, определяющие индивидуальные потребности и особенности воспитания несовершеннолетнего. Срок действия данного договора прекращается в случае признания ребенка сиротой, а также возвращения его в кровную семью.

Также особенность договора о патронатном воспитании является то обстоятельство, что он не может быть заключен с близкими родственниками и при наличии возможности передачи ребенка под безвозмездную опеку или попечительство.

Как мы видим, особенности патронатного воспитания заключаются в том, что данная форма устройства несовершеннолетних носит временный характер, кроме того, за временное принятие ребенка в свою семью, попечитель получает вознаграждение. В отношении самого несовершеннолетнего он становится опекуном и представляет его права и законные интересы во всех отношениях без специальных полномочий.

На наш взгляд, патронатная форма воспитания имеет следующие преимущества:

— возможность взять в семью на воспитание ребенка, за которым не закреплен официальный юридический статус сироты, например, детей, оставшихся без попечения родителей в результате их изъятия из неблагополучной семьи;

— получение попечителем ежемесячно денежных средств на содержание несовершеннолетнего;

— наличие отчетной формы перед органами опеки и попечительства по воспитанию и расходованию получаемых денежных средств на содержание воспитываемого;

— предоставление возможности поддержания контакта ребенка со своими кровными родителями и родственниками.

Рассматривая позицию исследователей, в части указания присущих договору о патронатном воспитании особенностей, необходимо выделить мнение О. Н. Низамиевой [1], которая относит его к семейно-правовому договору, включающему элементы публичного характера, целью которого является не оказание услуг по воспитанию ребенка на возмездной основе, а прежде всего, направлен на реализацию права ребенка на семейное воспитание.

На основании изложенного мы видим, что договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетним, оставшимся без родителей, имеет ряд преимуществ, которое, прежде всего, позволяет поместить ребенка в семью до установления юридического факта признания его сиротой, либо возвращения в семью, из которой он был временно изъят. Таким образом, данный вид правоотношений позволяет обеспечить воспитание ребенка без отрыва от такой ячейки общества, как семья.

Литература:

  1. Низамиева О. Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи / О. Н. Низамиева // Ученые записки Казанского университета. — Казань, 2019. — Т. 151. — С. 107–113.
  2. Статистика Минпросвещения России по итогам 2022 года — [Электронный ресурс] — https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 16.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, семья, воспитание, воспитание ребенка, попечительство, форма устройства, возмездная основа, дальнейшее воспитание, договорное регулирование.


Похожие статьи

Задать вопрос