Статья посвящена анализу понятия и содержания оперативно-розыскной характеристики внешнеэкономических преступлений Установлены элементы, входящие в оперативно-розыскную характеристику, и её назначение в рамках противодействия внешнеэкономической преступности. Сделан вывод, что развитие методов построения оперативно-розыскной характеристики преступлений позволит усовершенствовать деятельность оперативных подразделений по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова : внешнеэкономические преступления, оперативно-розыскная характеристика преступлений, элементы оперативно-розыскной характеристики преступлений.
В настоящее время Россия проходит этап глобальных и значимых преобразований в политической, экономической, социальной, а также иных сферах. Экономика государства подверглась серьёзным реформациям вследствие негативного влияния различных санкций против Российской Федерации со стороны зарубежных стран.
В этой связи довольно остро встаёт вопрос по обеспечению безопасности экономической сферы, устранению существующих угроз, в том числе преступного характера.
В качестве одной из таких угроз можно обозначить преступность в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). С каждым годом преступные схемы в рассматриваемой области совершенствуются всё сильнее, что подтверждает необходимость оперативного реагирования правоохранительных органов и важность противодействия незаконной деятельности субъектов ВЭД.
Из-за высокой латентности и сложностей в противодействии расследуемым преступлениям, увеличивается и роль сил и методов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД).
Одним из действенных инструментов по выявлению преступных схем и лиц, совершающих противоправные действия, а также для оперативного реагирования на преступные действия является оперативно-розыскная характеристика (далее — ОРХ) преступления.
Вопросы общего понимания и определению сущности ОРХ преступлений часто становятся предметом исследования различных ученых.
Одно из основополагающих определений было сформулировано доктором юридических наук Д. В. Гребельским, который понимает по рассматриваемым определением «…совокупность ряда устойчивых и взаимообусловленных информационных признаков криминалистического, психологического, экономического и иного характера, содержание которых в совокупности способствует обоснованному выдвижению и проверке оперативно-розыскных версий при раскрытии родовых групп или отдельных видов преступлений» [1, с. 75].
Базируясь на представленном подходе понимания сущности ОРХ преступлений профессор В. Д. Ларичев выделил её структурные элементы, которые видится возможным применить и в исследовании ОРХ внешнеэкономических преступлений. В частности, к ним учёный отнёс:
1) уголовно-правовые признаки конкретных составов преступлений;
2) их распространённость в реальной действительности;
3) динамика и структура преступности;
4) способ совершения преступления и его мотивы;
5) черты личности преступника, включая нравственно-психологические и специальные;
6) организованные формы совершения преступления [2, с. 180].
Основываясь на положениях Уголовного кодекса Российской Федерации [3] (далее — УК РФ) преступления в сфере внешнеэкономической деятельности можно определить как это виновные, общественно опасные деяния, совершаемые при перемещении товарно-материальных ценностей через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу РФ, и посягающие на общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Определение реальной распространённости такого преступления как внешнеэкономическое затрудняется одним из характерных признаков внешнеэкономической преступности — её латентностью. Значительное количество преступных деяний остается незамеченным даже при активной работе органов, реализующих ОРД.
Особенно важным показателем в этом контексте является статистика выявленных таможенными органами России внешнеэкономических преступлений, т. к. оперативные подразделения этих органов играют ключевую роль в противодействии таким преступлениям.
Динамику и структуру внешнеэкономических преступлений также видится необходимым рассмотреть на примере выявленных таможенными органами РФ преступлений. Динамика возбужденных таможенными органами России уголовных дел представлена на рис 1.
Рис. 1. Количество уголовных дел, возбуждённых таможенными органами Российской Федерации с период с 2019 по 2023 гг. [4]
Несмотря на то, что в последний год количество выявленных преступлений (1 822 дела) в рассматриваемой области снизилось по сравнению с 2022 годом (1 847), нельзя не отметить его стабильно высокое значение.
Структура внешнеэкономических преступлений, борьбу с которыми ведут оперативные подразделения таможенных органов, довольна неравномерная. Как правило, большая часть возбужденных уголовных дел связаны с контрабандой (2019 год — 677, 2020 год — 828, 2021 год — 745, 2022 год– 1 018, 2023–969). Также еще одной категорией преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является ст. 193.1 УК РФ. В 2019 году по данной статье таможенные органы возбудили 189 уголовных дел, в 2020–170, в 2021–137, в 2022 году — 147, а в 2023 году — 170 уголовных дел [4].
Характерной особенностью в рамках внешнеэкономических преступлений является способ их совершения, который может выражаться в следующих действиях: — совершение сделки по импорту и экспорту товаров; — оказание услуг; — передача прав на интеллектуальную собственность и другие действия [5, с. 102]. Эти действия могут осуществляться через пересечение границ ЕАЭС или РФ, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Анализируя особенности ОРХ внешнеэкономических преступлений, особо важным видится отметить свойственную для них специальную цель — это получение экономической выгоды. Судебная практика по уголовным делам, связанным с ВЭД, показывает, что большинство таких преступлений совершаются с целью личной выгоды.
Понимание мотивации преступного лица может помочь сотрудникам оперативных подразделений не только в выявлении и раскрытии конкретных преступлений в сфере ВЭД, но также и в рамках деятельности по их предупреждению. Этим же обусловливается значимость такого элемента ОРХ как черты личности преступника.
Исследование статистических данных и имеющейся судебной практики позволяет оперативно-розыскным подразделениям выстраивать портрет личности субъекта, совершившего внешнеэкономическое преступление, выявлять его специфические характеристики.
Как правило, общими чертами субъекта внешнеэкономического преступления выступает пол, гражданство, возраст, образования и профессия. Понимая специфику такого рода преступлений, а также базируясь на анализе различных примеров из судебной практики можно кратко охарактеризовать такого преступника как мужчину среднего возраста, имеющего высшее образование, деятельность которого, правило, связана с предпринимательской деятельностью или пересечением таможенной границы [6].
Кроме того, в рамках характеристики личности преступника в данной области стоит отметить и тот факт, что как правило, такое лицо действует не в одиночку, а в составе группы лиц. Часто внешнеэкономические преступления совершаются организованными группами, где каждый член имеет определенную роль. Это особенно характерно для различных видов контрабанды.
Важно понимать, что одного только установления элементов ОРХ внешнеэкономических преступлений недостаточно для выявления, раскрытия и предупреждения такого рода преступности. Обобщая имеющуюся информацию о сущности самого преступления, о его распространении в рамках государства, о том, какие именно лица наиболее часто становятся преступниками в данной области и какие методы и средства используют для достижения своих преступных целей, необходимо разрабатывать механизм совершения преступления с учетом того, какие средства ОРД смогут его предотвратить.
Для достижения своих целей сотрудники оперативных подразделений должны подходить к ОРХ преступлений «от обратного». Определение элементов ОРХ преступлений в сфере ВЭД должно быть прямо сопряжено с установлением конкретных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), реализация которых требуется для предупреждения внешнеэкономического преступления [2, с. 183].
Для этого первоначально следует рассмотреть ОРМ, на основании чего определить, что именно требуется знать для проведения конкретного ОРМ, после чего эти знания переводятся в содержание ОРХ внешнеэкономического преступления. Например, негласная форма опроса потребуется в случаях необходимости установления лиц, которые осведомлены о преступной деятельности разрабатываемых субъектов, а следовательно, могут быть свидетелями по делу.
Представляется, что, зная указанную выше взаимосвязь оперативный работник, может успешно осуществлять поисковую работу по выявлению и раскрытию внешнеэкономических преступлений. Владея этими данными, он может сразу же наметить конкретные мероприятия по выявлению преступлений.
Таким образом, ОРХ играет важную роль в выявлении, раскрытии и предупреждении преступлений в сфере ВЭД. Понимание взаимосвязи её элементов с возможностью реализации конкретных ОРМ способствует улучшению поисковой работы по выявлению и раскрытию внешнеэкономических преступлений. Учитывая особенности конкретного преступления, сотрудники оперативных подразделений могут планировать конкретные мероприятия, направленные на его выявление.
Литература:
- Гребельский Д. В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. М. 1984. С. 70–75.
- Ларичев В. Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 179–187.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-
- Бражников Д. А., Напханенко И. П., Фѐдоров А. В. Некоторые элементы оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 11 (162). С. 100–105.
- Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [Электронный ресурс] // Официальный сайт URL: https://sudact.ru/