Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Мороз, Р. М. Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников / Р. М. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113493/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Ключевые слова: лексический навык, младший школьный возраст, интерактивная платформа, современные технологии обучения, методы интерактивного обучения иностранному языку

Обучение иностранному языку для учащихся начальной школы — это новый опыт, который может вызывать различные эмоции, включая страх неудач и стресс. Педагоги начального образования должны учитывать, что младшие школьники попадают в чужую языковую среду, что особенно трудно для них, поскольку они ещё осваивают родную речь. В этой связи следует подбирать те средства обучения, которые позволяют создать благоприятные условия для изучения иностранного языка [1].

Интерактивные обучающие платформы являются одним из эффективных средств обучения младших школьников иностранному языку. Диалоговая форма взаимодействия учащихся в процессе обучения на интерактивной платформе позволяет вовлечь младших школьников в активный процесс обучения и работу в команде.

Целью интерактивных методов является полное вовлечение учащегося в процесс изучения языка и создание условий для того, чтобы его деятельность была в доминантном положении [4]. Учитель лишь подготавливает учащихся к работе с интерактивной платформой и оказывает при необходимости дополнительную помощь, а также осуществляет периодический контроль выполнения заданий.

Таким образом, интерактивные платформы для обучения иностранному языку младших школьников позволяют интегрировать в учебный процесс разные подходы к обучению (рис. 1).

Методические подходы к обучению иностранному языку [2]

Рис. 1. Методические подходы к обучению иностранному языку [2]

В рамках реализации интерактивного метода обучения иностранному языку применяются интерактивные платформы обучения. Интерактивная платформа представляет собой цифровое (виртуальное) обучающее пространство, в котором участники образовательного процесса могут взаимодействовать и обмениваться информацией, используя интерактивные элементы платформы. Интерактивная платформа, как правило, позволяет проводить обучение в более увлекательном виде, ассоциируясь у младших школьников с виртуальной игрой [4].

В связи с тем, что обучение лексике и развитие лексического навыка у младших школьников связано, прежде всего, с процессом заучивания слов в рамках обогащения словарного запаса, этот процесс может представляться скучным и не интересным для большинства детей. Мотивационный компонент и желание изучать язык, являются основными факторами для успешного освоения иностранного языка и развития лексического навыка у младших школьников. Интерактивные платформы обучения иностранному языку ориентированы на заинтересованность младших школьников в обучении.

Отличие интерактивного метода обучения от основной модели обучения в начальной школе заключается в том, что он работает по схеме «от приобретения нового опыта к его теоретическому осознанию и дальнейшей практической реализации». Это позволяет учащимся не только избежать рутины, но и примерять на себя различные функции и роли, что способствует самостоятельному и эффективному обучению [6].

Интерактивное обучение иностранному языку характеризуется взаимодействием обучающихся между собой и учителем, таким образом, межличностное общение, обучение на основе опыта обучающихся и внутренний диалог, помогают преодолевать противоречие между потребностью в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения в школе.

Интерактивное обучение — это не только метод или способ, но и режим, тип и форма обучения, которые создают особую креативную среду образовательной организации.

Использование интерактивного обучения позволяет достигать нескольких целей одновременно. Оно способствует развитию коммуникативных умений и навыков, а также помогает установлению эмоциональных связей между младшими школьниками.

Кроме того, интерактивное обучение решает информационную задачу, предоставляя необходимую информацию для совместной деятельности. Оно также формирует общеучебные умения и навыки, такие как анализ, синтез, постановка целей и другие, и тем самым способствует решению обучающих и развивающих задач.

Существует множество классификаций интерактивных методов обучения, связанных с их широким спектром. Т. П. Леонтьева разделяет методы на три группы в зависимости от формирования уровня мотивации [3]:

1) методы с узким спектром возможностей — это головоломки, задачи, кроссворды, загадки и т. д.);

2) методы со средним спектром возможностей — это дидактические игры и игры-соревнования;

3) методы с широким спектром возможностей — это дебаты, дискуссии, сценки, ролевые игры.

По мнению О. А. Голубковой, главным критерием классификации интерактивных методов обучения выступает уровень активности учащихся в процессе обучения на интерактивной платформе. В связи с чем, исследователь предлагает следующую классификацию интерактивных методов обучения [2]:

1) активные интерактивные методы обучения, к которым относятся различного рода интерактивные игры, загадки, ребусы, кроссворды, исследовательская работа;

2) пассивные интерактивные методы обучения — повторение лексических единиц, чтение коротких топиков и выбор подходящих по смыслу ответов/слов и т. д.

Интерактивные игры являются эффективным способом вовлечения учащихся младшего школьного возраста в процесс речевой коммуникации и развития его лексических навыков. Интерактивная игра решает проблему пассивности младших школьников на уроках иностранного языка и позволяет учащимся осваивать нужные знания и навыки при выполнении поставленных перед ними интерактивных задач.

Используя интерактивные игры в качестве средства обучения младших школьников иностранному языку следует обозначить их тематику и выстроить урок таким образом, чтобы учащиеся могли развивать свои речевые навыки естественным образом, будто находясь в имитируемой среде носителей изучаемого языка.

Речевые и вместе с тем, лексические навыки младших школьников развиваются в процессе решения конкретных коммуникативных задач. Следовательно, необходимо целенаправленно помещать младших школьников в учебные ситуации, которые позволяют им развивать социокультурное мышление и формировать коммуникативные навыки и умения согласно специфике изучаемого языка.

Таким образом, интерактивные платформы выступают эффективным средством развития лексических навыков у младших школьников, позволяющим вовлечь всех учащихся в процесс освоения новых знаний. Групповая работа позволяет учащимся вносить личный вклад, обмениваться способами решения задач, разрабатывать новые и учить друг друга. Такой подход создает доброжелательную и комфортную атмосферу, которая позволяет учащимся чувствовать себя более свободно и сосредоточиться на изучаемом материале, а не на своих страхах и опасениях.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
  2. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие / О. А. Голубкова. СПб., 1998. — 42 с.
  3. Леонтьева Т. П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. 3-е изд., испр. Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 239 с.
  4. Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами. // Иностр. языки в школе. — 2020. — № 9. — С. 15–28.
  5. Титова С. В. Мобильное обучение иностранным языкам: практикум: Учебное пособие для вузов. — М.: Эдитус, 2019. — 312 c.
  6. Тихомирова Ю. Л. Современные информационные технологии в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей — 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/625300 (дата обращения: 20.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, интерактивный метод обучения, интерактивная платформа, интерактивное обучение, школьник, интерактивная платформа обучения, навык, начальная школа, обучение, процесс обучения.


Ключевые слова

младший школьный возраст, современные технологии обучения, лексический навык, интерактивная платформа, методы интерактивного обучения иностранному языку

Похожие статьи

Задать вопрос