Медицинские практики среднеазиатских народов на Шелковом пути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ходжагельдыев, Рустем. Медицинские практики среднеазиатских народов на Шелковом пути / Рустем Ходжагельдыев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113444/ (дата обращения: 17.05.2024).



Великий Шёлковый путь служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов, как в экономической, так и в культурной областях. Также народы, жившие вдоль Шёлкового пути, обменивались своими медицинскими практиками. Средневековые мыслители и врачеватели, среди которых были и уроженцы Мерва и других городов, находящихся на нынешней территории Туркменистана, создали удивительные рецепты долголетия — соблюдение режима питания и сна, содержание массы тела в норме, гимнастика и физическое воспитание, охрана окружающей среды.

Ключевые слова: здоровье, авестийская медицина, зороастрийцы, Шелковый путь, средние века, лекари, Мерв, лекарственные растения, ат-Табари.

Благодаря Великому Шёлковому пути мир познакомился с духовными и философскими концепциями и воззрениями среднеазиатских учёных. Достоянием туркменского народа и всего человечества стал нетленный кладезь мудрости о правилах здоровой жизни, оставленный врачевателями, жившими и творившими в Мерве. Как сообщает арабский географ Якут, «ни один другой город не может похвастаться происхождением из него такого большого количества учёных и всякого рода знаменитых и важных людей».

На протяжении всей своей многотысячелетней истории человечество задавалось вопросом: как прожить долгую и счастливую жизнь? Лучшие умы искали и продолжают поиски каждый своего чудодейственного эликсира молодости, здоровья, красоты и долголетия. И хотя каждое новое столетие увеличивает знания людей и приносит новые открытия, основополагающей в познании искусства здоровой и долгой жизни остаётся глубоко осмысленная средневековыми мыслителями Востока философско-этическая «триада»: сохранение телесного и духовного здоровья человека в единстве с поддержанием чистоты окружающей среды.

Использование лекарственных трав, вера в сверхъестественное и улучшение того, что сегодня называют качеством жизни — здоровое питание, здоровый образ жизни, чередование труда и отдыха, духовное совершенство, чистота окружающей среды — вот основные ветви средневековой медицины в стране, лежащей на перекрёстке Великого Шёлкового пути. Это было время, когда наука, гармонично слившись с культурными традициями и духовностью, сформировала основу философии здоровой жизни.

Говоря о средневековой философии здоровой жизни, надо отметить, что основополагающие каноны этой философии имеют более древнее происхождение, и они связаны с зороастризмом, имевшим широкое распространение на территории Туркменистана, являются прямым продолжением авестийских текстов, где нашли отражение представления людей о природе и месте человека в этом мире.

В ту эпоху люди не знали о существовании мира микроорганизмов, но на основе собственных наблюдений понимали, что возникновение многих болезней зависит от загрязнения тела, предметов домашнего обихода, пищевых продуктов, воды, почвы, воздуха. Поэтому чистота считалась величайшим благом, залогом здоровья человека и здоровья окружающей среды. Это было величайшим открытием авестийских врачей, а медицина была учением о способах достижения чистоты, высшим искусством сохранения тела и духа человека, окружающего его мира в чистом и здоровом состоянии.

Согласно Авесте первым врачом на Земле был Трита. По легенде ему бог Добра Ахура Мазда ниспослал с неба 10 000 лекарственных растений, которые прежде росли вокруг дерева вечной жизни Хома — главного среди растений. Из них Трита изобрёл и первые лекарства, а также стал одним из первых жрецов хаомы — ритуального напитка, который воспринимался как источник жизни и здоровья. Зороастрийцы верили, что ароматные растения очищают воздух от болезнетворных частиц и отгоняют злых духов, поэтому опрыскивали свои дома отварами ароматных эфиромасличных растений. В мельчайших подробностях разработаны в Авесте правила очищения воды, земли и воздуха, для всех было обязательным очищать тело омовением, и этот обряд носил ритуальный характер.

Таким образом, мудрость авестийской медицины заключается в том, что здоровье человека рассматривалось воедино с чистотой окружающей среды. А с точки зрения современных подходов к лечению многих заболеваний путём пересадки костного мозга стоит только восхищаться естественно-научными знаниями авестийцев о животных. Они считали столбом и источником жизни спинной хребет животных, а костный мозг — местом пребывания жизни.

Как к высшей ценности для человека, главному источнику жизни относились к природе и тюрки-огузы. Древнетюркская легенда гласит, что все ароматические растения были созданы Тенгри — Верховным Богом Голубого Неба, и душа ребёнка вначале зарождается в цветке, и лишь затем переходит в чрево матери. Об использовании трав в лечебных целях повествует и эпос «Горкут ата». «Исцелит тебя горный цветок и молоко матери, — говорит Горкут ата. Как сказал он эти слова, сорок стройных дев побежали, горных цветов нарвали… Молоко смешали с горным цветком, к ранам юноши приложили… Врачевателям юношу поручили».

Столетиями позже среднеазиатские учёные и мыслители, опираясь на каноны авестийских текстов, также указывали на то, что для гармоничного существования люди должны бережно относиться к окружающей среде, следить за чистотой воздуха, воды и почвы, разумно использовать животные и растительные ресурсы, создавая вокруг себя здоровую среду обитания, заботиться о своём телесном совершенстве, а также о духовной гармонии, уметь бороться с болезнями.

По средневековым источникам, города вдоль Великого Шелкового пути, проходившего по территории Туркменистана, славились своими больницами — маристанами. Данданакан был одним из крупных пунктов на Великом Шелковом пути на отрезке между Сарахсом и Мервом, где также могла находиться одна из таких больниц, по мнению исследователей, обслуживавшая в том числе и проходившие торговые караваны.

Средневековые методы профилактики заболеваний и лечения скрупулёзно каллиграфически переписывались и вносились в книги, расписанные золотым растительным орнаментом и художественными миниатюрами. Рукописи заказывались знатью и передавались из поколения в поколение. Так, навечно в истории остались имена средневековых учёных и мыслителей, создавших теоретические основы искусства здоровой жизни, среди которых большую славу снискали уроженцы Мерва — врач по имени Барзуе, Абу-ль-Хасан Али ибн Сахль Раббан ат-Табари, прозванный «учителем мудрецов», врач Ибн Маса, трудами которого пользовался аль-Бируни.

Сахль Раббан ат-Табари родился и вырос в семье известного математика, врача и астронома. Мальчика рано стали обучать разным языкам, он прекрасно играл в шахматы, изучал труды античных греческих историков, математиков и философов, но в отличие от многих известных людей того времени решил посвятить себя исключительно медицине. Сахль Раббан ат-Табари вошёл в историю как создатель первой всеобщей медицинской энциклопедии на арабском языке, как исследователь психологии и её воздействия на здоровье человека, как пионер педиатрии. Признав его знания и авторитет, сначала аббасидский халиф Аль-Мутасим сделал его придворным врачом при своём дворе, затем ат-Табари остался служить и при следующем халифе. У ат-Табари была своя школа, где он обучал учеников медицине, среди которых был тридцатилетний Абу Бакр ар-Рази, один из самых выдающихся врачей средневекового Востока. Кстати, с ним нередко ат-Табари играл в шахматы, и рекомендовал эту игру всем своим ученикам в качестве средства для развития умственных способностей. От Сахль Раббан ат-Табари к его ученику ар-Рази, а затем к Ибн Сине с его «Каноном» прослеживается линия известных учёных в области восточной средневековой медицины.

В контексте вопроса о здоровье и долголетии символично звучат названия книг Раббан ат-Табари: «Сад мудрости» (другое название — «Рай знаний»), где под мудростью понимается исцеление, «Книга об амулетах», «Трактат о приготовлении пищи», «Книга о кровопускании», трактат «Дар царя», в котором рассказывается о том, как нужно правильно питаться, пить и принимать различные медикаменты, книга «Попечение о здоровье», где ат-Табари подчёркивает связь между психологией и медициной. Многочисленные труды по режиму питания, влиянию на организм отдельных видов пищи, по режиму и значению для здоровья водных процедур, правилам кровопускания оставил после себя и врач городской больницы Мерва Ибн Маса. Он также описал целый ряд лекарственных растений.

Как и все мыслители средневекового Востока, эти врачеватели, в отличие от древних римлян, которые отдавали приоритет здоровому телу (отсюда и выражение «В здоровом теле — здоровый дух»), считали, что главное для обеспечения здоровой и долгой жизни — это сохранение здоровья духа, ибо большинство болезней происходит от нашего легкомыслия, невежества и неправильного образа жизни. В современной народной интерпретации это звучит как «все болезни от нервов». Ну а если дух здоров, он обязательно позаботится и о здоровье своего тела. Для этого врачеватели рекомендовали особые системы здорового образа жизни, правильного питания и регулирования эмоций, а также специальные физические упражнения.

При этом указывали на то, что нет ни абсолютно полезной, ни абсолютно вредной пищи. Важно то, в каком количестве мы едим те или иные продукты и как их друг с другом сочетаем. Согласно средневековому трактату умеренное потребление животного жира вовсе не вредно, если заедать его зелёнью и свежими овощами. Кстати, современная наука подтверждает, что пищевые волокна, содержащиеся в зелёных овощах и фруктах, замедляют всасывание жиров в кишечнике. Для быстрого заживления переломов лекари рекомендовали почаще есть такие блюда, как «хаш» — очень насыщенный суп из головы и ног овец или коров. Ежедневное употребление яблок средневековая восточная медицина рекомендовала пожилым людям при одышке и усиленном сердцебиении. К тому же считалось, что яблоки не только усиливают работоспособность мозга, укрепляют сердце, но и омолаживают организм. Ароматные масла розы и фиалки прописывали против головной боли и усталости. Другие могли порекомендовать поесть баклажаны или послушать музыку.

В одном из средневековых трактатов также сообщается, что планировка помещения и его декор способствуют сохранению хорошего здоровья, и рекомендуется иметь множество окон, а наилучшим светом для спальни — голубой. Большое значение в средневековых канонах придаётся регулярным физическим упражнениям, и судя по народному эпосу «Горкут ата», где рассказывается, как молодые люди постоянно состязаются в стрельбе из лука, метании копья, джигитовке, борьбе, скачках, это было образом жизни.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан — сердце Великого Шелкового пути. Книга II. — Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2018.
  2. Рак И. В. Авеста в русских переводах. — СПб, 1997.
  3. Гундогдыев О., Экаев О. Мары — жемчужина Востока. — Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2012.
  4. Goodman, Lenn Evan. Avicenna. Routledge, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, здоровая жизнь, Великий Шелковый путь, здоровье, Шелковый путь, авестийская медицина, горный цветок, долгая жизнь, костный мозг, средневековый Восток.


Ключевые слова

здоровье, лекарственные растения, шелковый путь, Средние века, авестийская медицина, зороастрийцы, лекари, Мерв, ат-Табари

Похожие статьи

Задать вопрос