Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Куулар, Ш. С. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации / Ш. С. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113422/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассмотрены проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Теоретический и правовой анализ взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является необходимым для выявления проблемных моментов и улучшения сотрудничества. Особое внимание уделяется нечеткому разграничению компетенций и предлагается изменение законодательства для уточнения и расширения перечня вопросов местного значения. Также рассматриваются проблемы ограничений в компетенции муниципалитетов и предлагаются пути их решения, включая изменение законодательства, улучшение межведомственного взаимодействия и использование альтернативных способов разрешения споров. В целом, статья призывает к комплексному подходу в улучшении законодательной базы и сотрудничеству между органами власти для эффективного развития местного самоуправления.

Ключевые слова: автономия муниципальных образований, гражданское общество, органы государственной власти, местное самоуправление, межведомственное взаимодействие, муниципальное образование, муниципалитет, региональные программы, разграничение полномочий.

The article deals with the problems of interaction between public authorities and local self-government in the Russian Federation. A theoretical and legal analysis of the interaction between public authorities and local self-government is necessary to identify problematic issues and improve cooperation. Particular attention is paid to the unclear delineation of competencies and it is proposed to amend legislation to clarify and expand the list of issues of local importance. The problems of limitations in the competence of municipalities are also considered and ways to solve them are proposed, including changing legislation, improving interdepartmental interaction and using alternative dispute resolution methods. In general, the article calls for an integrated approach in improving the legislative framework and cooperation between authorities for the effective development of local self-government.

Keywords: autonomy of municipalities, civil society, public authorities, local self-government, interdepartmental interaction, municipality, municipality, regional programs, division of powers.

Институт местного самоуправления играет важную роль в формировании гражданского общества. Местные сообщества являются основой гражданского общества, где гражданские права и активности находят свое проявление и реализацию. Взаимодействие между государством и местным самоуправлением имеет особое значение, и его теоретические и правовые аспекты требуют научного анализа. Важно также соотносить государство и общество, а также правовое государство и гражданское общество. Эти вопросы имеют особую актуальность в современном обществе.

Взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти имеет большое значение для эффективного функционирования системы управления.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на территории конкретного муниципального образования и представляют интересы местных жителей. Они занимаются решением вопросов, связанных с местным благоустройством, социальной защитой, развитием инфраструктуры и другими аспектами, важными для жизни сообщества. Органы государственной власти, в свою очередь, имеют широкий спектр полномочий и ответственностей на региональном уровне. Они осуществляют контроль, координацию и поддержку деятельности органов местного самоуправления, а также участвуют в разработке и реализации региональных программ и политик.

Важно отметить, что согласованное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти способствует эффективному решению проблем и задач на местном уровне. Оно позволяет учесть особенности и потребности конкретного региона, обеспечить координацию действий и достижение общих целей.

Теоретический и правовой анализ взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления включает изучение нормативно-правовых актов, определяющих их компетенцию и взаимоотношения, а также анализ практики и опыта взаимодействия на практике. Этот анализ помогает выявить проблемные моменты и предложить рекомендации по улучшению сотрудничества между органами государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время актуальна проблема нечеткого разграничения компетенций между государственными и муниципальными органами власти. В законодательстве действительно требуется более точное определение и уточнение перечня вопросов, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Это позволит избежать ситуаций, когда одни и те же вопросы регулируются как на уровне муниципалитетов, так и на уровне государства. Важно достичь баланса между государственным и муниципальным уровнем управления, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие территорий.

Для решения этой проблемы может потребоваться изменение законодательства, а также разработка и принятие дополнительных нормативных актов, которые уточнят и расширят перечень вопросов местного значения, а также определят предметы совместного ведения органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Такие изменения позволят более четко определить компетенции и ответственность различных уровней власти, а также обеспечат более эффективное и согласованное решение проблем и потребностей населения.

Вторая проблема связана с ограничениями, которые муниципалитеты имеют в отношении своей компетенции. Фактически, муниципалитеты не могут расширять свою компетенцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Формулировка в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая позволяет муниципальным образованиям рассматривать иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и государственных органов власти, может привести к вмешательству в компетенцию других органов власти.

Отсутствие механизма разрешения споров в таких случаях и медленность судебного процесса могут затруднять эффективное решение проблемы. Возможными путями решения этой проблемы могут быть:

  1. Изменение законодательства: Рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, чтобы установить ясные механизмы разрешения споров между муниципалитетами и другими органами власти. Это может включать создание специальной комиссии или органа, ответственного за разрешение таких споров.
  2. Межведомственное взаимодействие: Улучшить координацию и взаимодействие между муниципалитетами и другими органами власти. Это может быть достигнуто путем установления четких процедур и механизмов консультаций и согласования при принятии решений, которые затрагивают компетенцию разных органов власти.
  3. Альтернативные способы разрешения споров: Рассмотреть возможность использования альтернативных способов разрешения споров, таких как арбитраж или медиация. Это может способствовать более оперативному разрешению конфликтов и уменьшению нагрузки на судебную систему.

Решение указанной проблемы требует комплексного подхода, включающего изменения в законодательстве, улучшение взаимодействия между органами власти и использование альтернативных способов разрешения споров.

Вопрос разграничения полномочий между государственными и муниципальными органами власти является важным. Недостаточное законодательное регулирование и сильный аппарат в некоторых субъектах Российской Федерации могут препятствовать развитию местного самоуправления.

Для улучшения ситуации необходимо совершенствовать законодательство о местном самоуправлении на федеральном уровне, устранять противоречия и недостатки в нормативно-правовой базе. Также важно усилить диалог и сотрудничество между федеральными органами власти и муниципалитетами для разработки эффективных механизмов разграничения полномочий и урегулирования спорных вопросов.

Постепенное улучшение нормативно-правовой базы и сотрудничество между органами власти помогут создать более сбалансированную систему государственного и местного управления, способствующую развитию регионов и повышению качества жизни граждан.

А также существуют проблемы и в сфере передачи субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления государственных полномочий. Представляется целесообразным остановиться на следующих проблемных моментах:

  1. Отсутствие четкого механизма контроля и координации между государственными и муниципальными органами в процессе передачи и осуществления государственных полномочий также является одной из проблем. Необходимо разработать эффективные механизмы взаимодействия, чтобы обеспечить согласованность действий и предотвратить возможные конфликты компетенции.
  2. Недостаточное финансирование муниципальных образований при передаче им государственных полномочий также является серьезной проблемой. Необходимо установить четкие механизмы финансового обеспечения передаваемых полномочий, чтобы гарантировать достаточные ресурсы для их эффективного осуществления.
  3. Необходимость создания единой системы учета и отчетности при передаче и осуществлении государственных полномочий муниципальными органами также является актуальной проблемой. Это позволит обеспечить прозрачность и контроль за использованием переданных полномочий и ресурсов.
  4. Недостаток информационной поддержки и образовательных программ для муниципальных органов при передаче государственных полномочий также является проблемой. Необходимо разработать специальные обучающие программы и предоставить доступ к информационным ресурсам, чтобы обеспечить эффективное осуществление переданных полномочий.

Это лишь некоторые из проблем, связанных с передачей государственных полномочий муниципальным органам. Решение этих проблем требует согласованных усилий и разработки соответствующих нормативных актов и механизмов.

Политика регионального руководства может иметь различные цели и мотивации, и в данном случае, судя по описанию, она направлена на сокращение автономии муниципальных образований. Это может проявляться в попытках областного правительства присвоить некоторые полномочия муниципалитетов и усилить контроль над городскими округами и муниципальными районами. Однако, для получения более полного и точного понимания ситуации, рекомендуется провести дальнейший анализ и изучение фактов и контекста, чтобы подтвердить или опровергнуть этот вывод.

Законодательные решения могут помочь решить проблемы, связанные с сокращением автономии муниципальных образований. Установление ясных полномочий и ответственности различных уровней власти может способствовать сбалансированности и эффективности системы государственного управления. Однако, необходимо учитывать мнение и интересы различных сторон, чтобы достичь оптимального решения.

В целом, гармоничное взаимодействие государства и местного самоуправления играет важную роль в развитии гражданского общества, обеспечивая участие граждан в принятии решений, защиту и реализацию их прав и интересов, а также эффективное управление на местном уровне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г. N 286-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 10 ст. 1152.
  4. Бабичев И. В. Местное самоуправление в единой системе публичной власти: некоторый анализ конституционных новелл // Местное право. 2020. № 6. С. 3–12.
  5. Бабун, Р. В. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебное пособие / Р. В. Бабун. — Москва: КНОРУС, 2023. — 127 c.: ил. — Текст: электронный. — URL: https://book.ru/books/946424. — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  6. Борисов, Н. И. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Н. И. Борисов. — Москва: КноРус, 2023. — 509 с. — ISBN 978–5–406–10883–3. — URL: https://book.ru/book/947322 (дата обращения: 03.12.2023). — Текст: электронный.
  7. Зеленцов В. В. Проблемы и перспективы совершенствования территориальной организации местного самоуправления (на примере муниципальных образований Республики Тыва) // Управленческое консультирование. 2023. — № 10. — С. 120–136. https://doi.org/10.22394/1726–1139–2023–10–120–136
  8. Максуров, А. А. Проблемы реализации прав граждан на участие в управлении государством в условиях кризиса: Монография / А. А. Максуров — Москва: Русайнс, 2023. — 172 с. — ISBN 978–5–466–03104–1. — URL: https://book.ru/book/949472 (дата обращения: 05.04.2023). — Текст: электронный.
  9. Павлов, Н. В., Мирозян А. А. Ответственность органов местного самоуправления перед населением // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 381–383.
  10. Коровин Д. А. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти при реализации законодательства субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (на примере Краснодарского края) / Д. А. Коровин // Научный журнал «Эпомен». — 2020. — № 48. — С. 153–164.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, орган власти, гражданское общество, орган, альтернативный способ разрешения споров, изменение законодательства, Российская Федерация, межведомственное взаимодействие, полномочие.


Похожие статьи

Задать вопрос