Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, И. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях / И. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113420/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автором рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях. Проанализированы такие проблемы, как недоверие общества к правоохранительным органам и укрытие преступлений от учета, а также предложены пути их решения.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, укрытие преступлений, преступление, прокурорский надзор, орган дознания, рассмотрение сообщений, учет.

Исследование проблем прокурорского надзора за органами дознания — это важная тема, требующая серьезного внимания в современном обществе. Соблюдение законности и защита прав граждан в процессе расследования преступлений — основополагающие принципы правового государства, и их нарушение может серьезно подорвать доверие граждан к правосудию. В последние годы увеличивается число случаев нарушений прав граждан на досудебной стадии уголовного процесса, а именно на моменте регистрации, разрешения и рассмотрения сообщений и заявлений о преступлениях, что свидетельствует о необходимости усиления надзора со стороны прокуратуры.

Важнейшей проблемой в рассматриваемой сфере прокурорского надзора является проблема недоверия граждан к правоохранительным органам. В 2017 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос. В ходе него выяснилось, что 49 % пострадавших от преступлений не обращались за помощью в правоохранительные органы, в частности органы дознания, по причине убеждения, что правоохранительные органы не способны помочь им. А 17 % из обратившихся к правоохранителям признались, что сотрудники органов дознания старались переубедить их в подаче заявления [1].

При этом индекс доверия к правоохранительным органам с 2017 по 2023 год вырос с 57 % до 66 %. То есть каждый год показатель повышается в среднем на 1,3 %, что является неплохим, но и недостаточно эффективным приростом [2].

Проблема недоверия граждан к деятельности правоохранительных органов по сей день остается актуальной. Поэтому прокуроры уделяют особое внимание стадии приема, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях органами дознания.

Согласно статистическим данным о результатах деятельности прокуратуры за 2022 год, прокурорами при осуществлении надзора за данной стадией выявлено 3 417 399 нарушения закона, то есть на 1,4 % меньше, чем в 2021 году. От общего числа нарушений, нарушения в части регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях превышали 64 % [3].

Необходимо упомянуть об удельном весе уголовных дел, возбужденных по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, который составил 4,5 % в 2021 году и 4,6 % в 2022 году от числа нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, иными словами несмотря на упорную работу прокуратуры по реагированию на подобные нарушения, в большинстве случаев (свыше 95 %) уголовные дела в результате не возбуждаются.

Такая ситуация активно поддается обсуждению в научно-правовом пространстве.

При этом авторам большинства исследований в данной области, например Коломеец Е. В., представляется очевидным, что «обеспечить своевременное возбуждение уголовного дела в указанных случаях возможно только путем представления прокурору утраченного им права возбуждать уголовные дела в случае отмены незаконных или необоснованных постановлений об отказе в их возбуждении» [4].

Следующей актуальной проблемой выступает незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку он является общераспространенным способом укрытия преступлений от учета.

Данный факт подтверждается тем, что органами прокуратуры в 2022 году было выявлено 182 512 укрытых преступлений. Всего прокурорами в 2022 году было отменено более 1 400 000 незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел [5].

В то же время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия «укрытие преступлений от учета». Саранова Ю. А. и Хармаев Ю. В. указывают, что «единственным нормативным правовым актом, в котором содержится упоминание об этом, является Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное совместным Приказом о едином учете преступлений от 29.12.2005 года» [6].

Согласно п. 2.9 Положения преступление является укрытым от учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность. Преступление также считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 УПК РФ поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение — вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям либо если по факту его совершения было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии было отменено прокурором с одновременным возбуждением уголовного дела, а производство по этому уголовному делу в течение отчетного года было окончено и дело направлено в суд или производство по делу приостановлено по пп. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, либо прекращено по нереабилитирующим основаниям. [7].

На данный момент указанное определение уже не является актуальным, поскольку не соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству.

По мнению Азарова А. В. и Константинова В. В., «определение, данное в Положении, лишь отчасти отражает содержание рассматриваемой категории» [8, с. 16]. Прушинский Д. И. и Тугутов Б. А. в дополнение указывают, что определение, данное в Положении, лишь отчасти отражает содержание рассматриваемой категории: «В нем не говорится, кто является субъектом укрытия преступлений, каков процессуальный механизм их укрытия, а также не определяется содержание самой деятельности по укрытию преступлений от учета» [5].

Кроме того, УПК РФ не содержит понятия «регистрации заявлений и сообщений о преступлениях», что является упущением, так как в данном случае имеет место говорить не только об укрытии сообщений о преступлениях от учета, но и об укрытии от регистрации таковых.

Для решения данной проблемы необходимо, во-первых, сформулировать унифицированное понятие «преступление, укрытое от учета», во-вторых, законодательно закрепить его в УПК РФ, в-третьих, разработать отдельные полномочия прокуроров в рассматриваемой сфере.

Таким образом, решение проанализированных проблем позволит усовершенствовать прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в органах дознания.

Литература:

  1. Пострадавшие от преступлений: в надежде на справедливость. — Текст: электронный // ВЦИОМ.РУ: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/postradavshie-ot-prestuplenij-v-nadezhde-na-spravedlivost (дата обращения: 22.04.2024).
  2. О результатах изучения общественного мнения о деятельности полиции Российской Федерации в 2023 году по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России». — Текст: электронный // МВД.РФ: [сайт]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (дата обращения: 22.04.2024).
  3. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 22.04.2024).
  4. Коломеец, Е. В. Судебные решения об отказе в возбуждении уголовных дел в судебном порядке прокурорского расследования/ Е. В. Коломеец. — Текст: непосредственный // Сибирское юридическое обозрение. — 2018. — № 3. — С. 314–318.
  5. Прушинский, Д. И. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений / Д. И. Прушинский, Б. А. Тугутов. — Текст: непосредственный // Законность. — 2019. — № 5. — С. 17–21.
  6. Саранова, Ю. А. К проблеме прокурорского надзора за исполнением органами дознания и предварительного следствия требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Ю. А. Саранова, Ю. В. Хармаев. — Текст: непосредственный // Пролог: журнал о праве. — 2020. — № 3(27). — С. 54–62.
  7. Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений: Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57951 (дата обращения: 22.04.2024).
  8. Азаров А. В. Понятие укрытия сотрудниками органов внутренних дел преступлений от учета / А. В. Азаров, В. В. Константинов. — Текст: непосредственный // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2013. — № 4 (51). — С. 15–20.
Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, орган дознания, прокурорский надзор, преступление, рассмотрение сообщений, укрытие преступлений, разрешение сообщений, РФ, учет, проблема недоверия граждан.


Ключевые слова

возбуждение уголовного дела, учет, преступление, прокурорский надзор, орган дознания, укрытие преступлений, рассмотрение сообщений

Похожие статьи

Задать вопрос