В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.
Ключевые слова: психологические границы, стратегия поведения, конфликт, юношеский возраст, психологическое пространство, конфликтная ситуация.
Работа посвящена исследованию связей между уровнем суверенности личности и выбором ее стратегии поведения в конфликте в юношеском возрасте. В разные периоды, в процессе становления личности, психологические границы становятся наиболее актуальной темой. Одним из таких периодов является юношеский возраст. В данный период происходит активное самопознание личности, формирование “Я-концепции”, увеличение количества контактов, и как следствие, активное развитие психологических границ.
Сталкиваясь в высшем учебном заведении или на работе с новыми нормами поведения и правилами, юноши и девушки претерпевает перестройку и формирование психологических новообразований, столкновение интересов в конфликте. Была поставлена цель выяснить, есть ли связи между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие 76 студентов «Государственного Университета Управления» города Москвы 2 и 3 курсов в возрасте от 18 до 20 лет, среди них 38 юношей и 38 девушек.
Для проведения эмпирического исследования мы применили методики диагностики:
- «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова–Бочавер)
- «Границы Я» Н. Браун в адаптации Е. О. Шамшиковой.
- «Методика Томаса –Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н. В. Гришиной).
Выделяют несколько подходов в изучении феномена психологических границ: средовой, субъектный и субъектно-средовой.
С. К. Нартова-Бочавер основатель субъектно-средового подхода впервые применяет термин «суверенность» к исследуемому феномену [1]. Психологические границы являются показателем суверенности психологического пространства личности.
В своих исследованиях мы придерживаемся данного подхода.
Согласно концепции Э.Эриксона для человека свойствен поиск себя, поиск эго — идентичности, ориентированность на мнение окружающих. Психологические трудности вызывают одновременное желание приобрести независимость от общества и самостоятельно принимать решения, нести за себя ответственность, но также желание сохранить некую зависимость с близкими людьми, которые заботятся о тебе [2]. Несмотря на пластичность личных границ, в юношеском периоде они претерпевают значительную трансформацию под влиянием нового социального окружения в процессе получения образования и профессионального становления.
Говоря о стратегиях конфликта и самом конфликте, как феномене, в трудах Л. А. Петровской, В. В. Бойко, А. Г. Ковалева, Ф. М. Бородкина, Н. М. Коряк, А. А. Ершова термин «конфликт» получил психолого-педагогическую интерпретацию, как проявление столкновения личностей из-за несовместимости целей, потребностей, мотивов и установок, взглядов в форме борьбы и связано с острыми эмоциональными реакциями [3].
К. Томас в своей классификации поведения в конфликте, выделил два критерия для разделения всех способов реагирования. Первым критерием является напористость, а именно тенденция отстаивания человеком своих собственных интересов, его стремление к этому. Вторым критерием К. Томас выделяет кооперацию, когда человек в своих действиях и стратегиях реагирования стремиться учитывать интересы других. Основываясь на данных критериях, психолог выделил пять способов реагирования людей в конфликтных ситуациях: соревнование (конкуренция); приспособление (улаживание); избегание (уклонение); компромисс; сотрудничество [4].
Для проверки общей и частных гипотез исследования, полученные данные диагностического этапа мы проанализировали с помощью статистического анализа с применением критериев Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни.
Также мы провели анализ собранных данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена, в таблице 1 представлены полученные значимые связи между показателями психологических границ и стратегиями поведения в конфликте.
Таблица 1
Психологические границы |
Стратегии поведения в конфликте |
||
Общая выборка (n=76) |
Юноши (n=38) |
Девушки (n=38) |
|
Границы Я |
Приспособление (0,248*) |
||
Суверенность психологического пространства |
Приспособление (0,269) |
Компромисс (0,324*) |
Избегание (0,321*) |
Приспособление (0,326*) |
|||
Суверенность территории |
Приспособление (0,231*) |
||
Суверенность мира вещей |
Приспособление (0,242*) |
Приспособление (0,390*) |
|
Избегание (0,230*) |
|||
Суверенность привычек |
Приспособление (0,265*) |
||
Суверенность социальных связей |
Избегание (–0,370*) |
||
Суверенность физического тела |
Компромисс (0,314)** |
Компромисс (0,326*) |
|
**. Разница значима на уровне 0,01 |
|||
*. Разница значима на уровне 0,05 |
|||
Можно сделать вывод, что общая гипотеза о том, что существует связь между уровнем суверенности психологического пространства личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.
Выбор стратегии поведения «компромисс» связан с уровнем суверенности физического тела. Предполагается, что ощущение безопасности на физическом уровне позволяет быть более открытым к мнению оппонента в конфликте.
Выбор стратегии «избегание» связан с суверенностью мира вещей. Это можно объяснить таким образом, высокий уровень безопасности материальной составляющей позволяет избегать конфликтов или сложных разговор, без страха потерять опору под ногами, например, в виде денег.
Интересным выводом стала статистически значимая связь психологических границ со стратегией поведения «приспособление». Внимательно учитывать желания и потребности других, не быть полностью сосредоточенным на себе это необходимо для адаптации в мире взрослых, для поиска и удержания партнера, для построения карьеры, для успешного обучения. После подросткового максимализма поведение юношей и девушек в большей мире транслирует уважение к ценности своего Я и других людей. Именно это позволяет им принять себя, а также спокойно уживаться с разными индивидуумами.
Исходя из полученных результатов статистического анализа, мы пришли к выводам, что общая гипотеза о том, что существует связь между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.
Дополнительно мы проанализировали, какие стратегии поведения в конфликте выбирают лица юношеского возраста с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства и с оптимальным уровнем границ «Я».
Среди 13 человек с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства, у 15 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 46 % «сотрудничество», у 31 % «компромисс», у 62 % «избегание», у 15 % «приспособление» [рис. 1].
Рис. 1 Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства
Среди 49 человек с оптимальным уровнем границ «Я», у 20 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 49 % «сотрудничество», у 43 % «компромисс», у 35 % «избегание», у 12 % «приспособление» [рис. 2].
Рис. 2. Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем границ «Я»
Анализ показал, что юноши и девушки с оптимальными психологическими границами чаще выбирают стратегии поведения в конфликте «сотрудничество» и «компромисс», а также они демонстрируют стратегию избегания.
Лица с оптимальным уровнем психологических границ стремятся учесть свои интересы в конфликте, но также настроены услышать мнение оппонента, выбирают наиболее эффективную стратегию в зависимости от ситуации.
Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что имеются значимые различия между юношами и девушками только по шкале «Суверенность ценностей».
Таблица 2
Психологические границы |
Средний ранг у юношей |
Средний ранг у девушек |
U Манна-Уитни |
Значимость |
Суверенность ценностей |
45,64 |
31,36 |
450,5 |
0,003 |
Это значит, что у юношей и девушек разный уровень свободы вкусов, мировоззрений и ценностей. Так, у юношей выше суверенность ценностей, чем у девушек. Можно выдвинуть предположение, что на лиц женского пола окружение влияет больше, чем на лиц мужского пола.
Резюмируя, тема границ и конфликтов в психологии как никогда многогранна и важна. Изучение связи между психологическими границами и стратегиями поведения в конфликте помогает понять, какие факторы влияют на выбор конкретной стратегии поведения в конфликте, и, следовательно, какие методы и подходы могут быть эффективными для предотвращения и разрешения конфликтов среди личностей юношеского возраста. В дальнейшем полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ поддержки и развития юношей и девушек в конфликтных ситуациях.
Литература:
- Нартова–Бочавер, С. К. Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах / С. К. Нартова–Бочавер // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2011. — С. 56–67.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис = Identity: YouthandCrisis: перевод с английского / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 344 с
- Бойко, В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983.
- Thomas, K. W., and Kilmann, R. H. The Thomas–Kilmann Conflict Mode Instrument(Mountain View, CA: CPP, Inc., 1974)