Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Землякова, Н. В. Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Землякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113367/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, навыки рисования, формирование воображения, пространственных представлений, памяти, зрительного восприятия.

В современной системе дошкольного образования в Российской Федерации особое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Данная деятельность помогает развитию и формированию воображения, пространственных представлений, памяти, внимания, творческих способностей и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как аккуратность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Обучение основам данного вида изобразительной деятельности, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Одной из задач является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка» [8], и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи.

По мнению педагога и психолога А. А. Волковой: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими» [1, с. 11].

Изобразительная деятельность закладывается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Г. Г. Григорьева отмечает, что, если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким средством самовыражения и развития ребенка [2, с. 37].

В дошкольном образовательном учреждении воспитатель, обучая ребенка рисованию, должен преследовать одну из важнейших целей — научить его формировать навыки передачи своих впечатлений о том, что он видит вокруг себя (люди, предметы, действия) способом изображения в графической форме.

Рассматривая понятие «изобразительные навыки», следует обратить внимание на определение «навыки», так как современная литература представляет большое число определений этого понятия, ввиду достаточно высокой степени изученности данного термина.

В кратком психологическом словаре под навыком подразумевается действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля [6, с. 195].

Психолог и философ С. Л. Рубинштейн считает, что «навык — это тоже автоматически совершающееся действие; без автоматизма нет навыка» [4].

Практика показывает, что изобразительные навыки развиваются в процессе труда и обусловливаются жизнью человека. В онтогенезе большое значение для проявления изобразительных навыков имеют наследственность и обучение. Изобразительные навыки могут обнаруживаться достаточно рано. Большое значение для успешного формирования навыка имеет своевременное его выявление и дальнейшее развитие.

Важнейшими показателями изобразительных навыков являются:

— быстрота успешного усвоения специальных знаний;

— умение передавать сходство с изображаемым объектом;

— наличие выразительной композиции;

— умение образно мыслить;

— умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное;

— большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов, т. е. цвета, формы, величины, пропорциональности, пространственного соотношения. Представления детей об окружающем мире, которые они получили ранее, систематизируются. «Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы» [2, с. 101]. Дети в этом возрасте должны уверенно различать основную цветовую гамму, определять более тёмные или более светлые тона, насыщенность цвета.

У детей старшего дошкольного возраста, достаточно развито восприятие величины предметов, они могут выделить такие признаки, как: длину, ширину, высоту. Но большим затруднением для них является определение величин предметов расположенных на разных расстояниях, и чем дальше предмет удалён, тем меньшим он кажется и наоборот. [7, с. 56].

У этих детей должны быть выработаны навыки работы с мелками, красками, они должны уметь правильно держать инструмент (кисть, карандаш) в руке. При рисовании различных линий ребенок в этом возрасте должен правильно выбирать положение руки, хорошо представляя различные формы округлого и прямолинейного контура, ширину полос, различно расположенных мазков. Дети должны быть способны регулировать свои движения при рисовании, правильно выбирая силу нажима, размах и темп рисования. Это будет способствовать приобретению таких качеств, как легкость, плавность, равномерность, слитность.

Особое внимание педагогу следует уделить обучению ребенка передаче любой формы, наблюдаемой в натуре, так как в этом возрасте рисование происходит на основе созерцания окружающих предметов и их строения.

Педагог и ученый В. Б. Косминская [5] говорит о том, что умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению.

В шесть-семь лет «дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребёнка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу» [5, с. 117]. Изображения форм и контуров различных предметов закрепляются и совершенствуются в процессе рисовании.

Таким образов, все эти умения представляют собой сложные комплексы технических навыков, отрабатываемых в течение всех лет пребывания детей в детском саду. Чтобы овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе с ними проводится необходимый объем упражнений и тренировок, что является целенаправленным и планомерным процессом. Кроме того, старший дошкольный возраст способствует формированию новых изобразительных навыков, в связи с изменением психических процессов в этом возрасте.

Правильность и значение уровня сформированности навыка рисования подтвердилось в ходе диагностического исследования детей старшего дошкольного возраста, которое проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

В ходе исследования принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

В ходе исследования использовались следующие методики: методика «Дорожки» (автор Л. А. Венгера); методика «Узоры» и «Линии» (авторВ. Мытацина); методика на умение выбора нужного цвета автор Н. А. Курочкина; методика «Натюрморт» автор Т. С. Комарова.

Для типологизации экспериментальных результатов исследования были выделены следующие критерии для оценки сформированности навыка рисования у детей старшего дошкольном возрасте: развитие графомоторных навыков (умение пользоваться карандашом, умение передавать линии различной конфигурации, владение формообразующими движениями, нажим на карандаш); способность целостно воспринимать изображение, умение дорисовывать незаконченные узоры и линии различной траектории (наклонные линии и комбинации из них); способность использовать в рисунке нужные цвета; сформированность технических умений владения различными изобразительными материалами; умение смешивать цвета при помощи палитры; умение закрашивать, накладывать краски кистью.

На основе представленных критериев определялись высокий, средний и низкий уровни сформированности навыков рисования.

Высокий уровень. Умеют передавать основные формы, соблюдают пропорции и величину изображаемых объектов, адекватно располагают предметы в пространстве. Умеют дорисовывать незаконченные узоры и линии различной траектории. Осуществляют подбор цвета в соответствии с реальным цветом изображаемых объектов. Цветовая палитра содержит до 8 цветов. Правильно держат кисть, карандаш, контролируют нажим в ходе изображения, могут передавать линии различной конфигурации.

Средний уровень. Для выполнения заданий детям требуется некоторая помощь взрослого. Изображения имеют некоторые искажения в отношении пропорций и величины объектов, также есть нарушения в передаче их пространственного расположения. Допущены незначительные ошибки при дорисовывании незаконченных узоров и линии различной траектории. Цвета, используемые в рисунке, не всегда соответствуют реальным цветам изображаемых объектов. Цветовая палитра содержит не более 5 цветов. Развитие технических навыков рисования не полностью соответствуют возрастной норме: нажим карандаша может варьироваться от слабого до слишком сильного, наблюдаются затруднения в изображении ломаных и волнистых линий.

Низкий уровень. При выполнении задания детям требуется значительная помощь взрослого. Форма изображения, как правило, нарушена, передается линиями с незамкнутыми контурами. Пропорции и величина изображаемых объектов существенно искажены. Расположение объектов на листе носит случайный характер. Дорисованные рисунки не соответствуют образцу по величине, элементам, стройности линий, ритму. Наблюдается неадекватное использование цветов. Цветовая палитра содержит не более 3 цветов. Работа с художественными материалами вызывает у детей выраженные трудности: они не умеют правильно держать карандаш (нажим либо чрезмерный, либо слишком слабый), линии размашистые, прерывистые, беспорядочные.

Исследования сформированности навыка рисования у детей старшего дошкольного возраста показали, что более треть детей (37,5 %) имеют высокий уровень навыков рисования, половина детей (50 %) имеют средний уровень и (12,5 %) — низкий уровень навыков рисования.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети в целом успешно справились с заданием, однако есть и недостатки, над которыми воспитатели ДОУ должны систематически работать. Для этого необходимо:

— избегать использования готовых шаблонов и образцов;

— использовать при рисовании простые и сложные линии — для того, чтобы рука стала рисовать уверенно;

— чаще применять приём рисования с натуры, с репродукции картин;

— использовать перед рисованием системы игровых упражнений;

— учить детей одновременным способам работы и карандашом и кистью, подчеркивая различие между ними;

— использовать нетрадиционную технику рисования;

— взаимодействовать с родителями в вопросе необходимости систематического рисования ребенком в домашних условиях.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 96 с. (3. 11)
  2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — 344 с.
  3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. — Москва: МозаикаСинтез, 2005. — 117 с.
  4. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова. — М., «Просвещение», 1970–152 с.
  5. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. — Москва: Просвещение, 1977. — 253 с.
  6. Краткий психологический словарь/ Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  7. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре — Москва: Академия, 2005. — 293 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/(дата обращения 25.03.2024г.)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, навык рисования, изобразительная деятельность, навык, дошкольное образование, линия, предмет, рисование, цветовая палитра.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, памяти, навыки рисования, формирование воображения, пространственных представлений, зрительного восприятия

Похожие статьи

Задать вопрос