Доставление как мера административного принуждения в борьбе с правонарушениями, посягающими на общественный порядок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Буздалова, М. В. Доставление как мера административного принуждения в борьбе с правонарушениями, посягающими на общественный порядок / М. В. Буздалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113335/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сотрудники полиции, должностные лица, представители большого круга силовых ведомств имеют широкие полномочия в области защиты граждан от преступных и других нарушений их конституционных прав. Одной из часто применяемых мер является доставление.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, Кодекс об административных правонарушениях, полиция, доставление, административное принуждение.

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка — основные функции современного Российского государства. Для успешного выполнения этих задач любому государству необходим определенный набор правовых инструментов. В административном праве основными такими инструментами считаются принуждение, убеждение и поощрение [2].

Одной из таких мер является административное задержание, которое широко применяется на практике. По результатам анализа дел об административных правонарушениях, видно, что применение доставления случается в 48,5 % случаев [4, 6, 7].

Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ [1] административное задержание начинается с момента применения доставления. Лица, находящиеся в алкогольном опьянении, считаются задержанными с момента вытрезвления.

Часто возникают ситуации, когда сложно установить личность нарушителя непосредственно на месте происшествия. Лица, совершившие нарушения, угрожающие общественному порядку и безопасности (например, статьи 20.21, 20.1, 20), часто попадают под действие доставления.

Сотрудники сталкиваются с сложной ситуацией: в некоторых случаях отсутствуют удостоверения личности у гражданина, делаются попытки собрать доказательства против правонарушителя. Имеется выбор: либо разбираться с нарушителем на месте, либо доставить его в органы для составления протокола.

Многие должностные лица, осуществляющие доставление, часто ошибочно интерпретируют ст. 27.2 КоАП РФ, считая, что для осуществления установления личности можно применять доставление любого человека, у которого отсутствуют документы.

Наше мнение заключается в том, что применение доставления целесообразно только в случаях, когда у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность, и отсутствуют свидетели, способные предоставить необходимую информацию о нем.

Считаем, что законодателю стоит рассмотреть вопрос о дополнении ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ фразой:

«Доставление применяется в случаях, если у правонарушителя нет при себе документов, удостоверяющих личность, и отсутствуют свидетели, готовые сообщить достоверные данные о нем».

Для применения доставления необходимо установить фактические основания, когда невозможно составить протокол об административном правонарушении на месте его обнаружения. Такими основаниями являются:

— отсутствие возможности установления личности правонарушителя;

— препятствие со стороны нарушителя проводимым в отношении него процессуальных действий;

— сильное алкогольное опьянение правонарушителя;

— необходимость совершить действия процессуального характера, которые по каким-либо причинам невозможно произвести на месте совершения правонарушения [3].

Также стоит обратить внимание на время доставления. Законодатель не называет конкретных сроков — лишь «возможно короткий срок». Логика ясна: осуществление доставления в городских и сельских условиях, различных географических и погодных условия могут сильно различаться, и ограничить действия конкретным, тем более коротким сроком невозможно.

Однако, если к гражданину не применяется административное задержание, срок нахождения доставленного практически не ограничен и иногда превышает срок задержания — три часа.

Например, г-ка О. около 03:00 28.10.2023г., выражалась грубой нецензурной бранью в общественном месте, бросалась в драку, не реагировала на замечания людей, проявляла явное неуважение к обществу. Действия О. квалифицированы по ст. 20.1 КоАП. Доставление было осуществлено в 4:50 того же дня, протокол об административном правонарушении был составлен в 6:05 [5].

Представляется, что после доставления нарушителя общественного порядка в служебное помещение, сотрудники должны незамедлительно приступить к составлению протокола, если личность установлена. Если установить личность правонарушителя не представляется возможным, с момента доставления применять административное задержание.

Таким образом, правом применения доставления как меры административного принуждения в настоящее время обладают сотрудники силовых ведомств, должностные лица государственной власти и некоторых учреждений, перечисленных в соответствующих статьях о мерах административного принуждения.

Считаем, что законодателю стоит рассмотреть вопрос о дополнении ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ. Так же стоит обратить внимание на время доставления.

Представляется, что после доставления нарушителя общественного порядка и общественной безопасности в служебное помещение, сотрудники должны незамедлительно приступить к составлению протокола, если личность установлена. Если установить личность правонарушителя не представляется возможным, с момента доставления применять административное задержание.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 11 марта 2024 г. N44-ФЗ) // «Российская газета». 2001. N 256
  2. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 484 с.
  3. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — Москва: Юрайт, 2018. — 645 с.
  4. Постановление Дмитровского городского суда Московской области № 5–2340/2023от 30 октября 2023 г. по делу № 5–2340/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.);
  5. Постановление Наро-Фоминского городского суда Московской области № 5–2332/2023 от 30 октября 2023 г. по делу № 5–2332/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
  6. Постановление Усинского городского суда Республика Коми № 5–539/2023 от 28 октября 2023 г. по делу № 5–539/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
  7. Постановление Одинцовского городского суда Московской области № 5–523/2023 от 19 марта 2023 г. по делу № 5–523/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
Основные термины (генерируются автоматически): административное задержание, общественный порядок, административное принуждение, доставление, РФ, составление протокола, административное правонарушение, короткий срок, общественная безопасность, служебное помещение.


Похожие статьи

Задать вопрос