Работа посвящена теоретическому обоснованию использования способа видеофиксации при тестировании баскетболистов.
Ключевые слова: видеофиксация, баскетбол, взрывная сила.
Способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний, играет очень значительную роль в процессе подготовки баскетболистов. При этом скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Рационально качественный поход к процессу спортивной подготовки предусматривает постоянную оценку адекватности конкретной тренировочной программы и обеспечивание быстрой коррекции несоответствия. Текущий контроль динамики физической подготовленности рассматривается как главный компонент управления физической подготовкой в процессе занятий, который является основой дальнейшего планирования [1, 4].
Взрывная сила, проявляется в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений (легкоатлетические прыжки и метания, спринт, бокс, рывок штанги и т. д.). Они характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины [3].
В системе мониторинга взрывной силы применяются различные методы фиксирования и оценки результатов тестирования. В настоящее время наиболее часто предлагается использовать «прыжковый» тест — выпрыгивание вверх, в котором Ланда Б. Х. предлагает замерять данный тест при помощи измерительной ленты, а также без нее [2].
Для определения высоты выпрыгивания без измерительной ленты используется доска с делениями, которая крепится на стену. Субъект мониторинга стоя, касается доски как можно выше. Далее прыгает вертикально вверх и касается еще раз разметки. Расстояние между двумя точками касания — оценка высоты прыжка [5]. Этим же тестом измеряется и скоростно-силовая выносливость: выполняются серии прыжков с интервалом в 3 сек. Количественная оценка теста осуществляется путем эргометрического анализа, позволяющий получить ряд показателей, характеризующих скоростно-силовую выносливость: максимальная высота выпрыгивания и количество прыжков, выполняемых с максимальной высотой.
Выпрыгивание с измерительной лентой заключается в использовании приспособления, которое представляет собой упругий зажим, наглухо прикрепленный к полу. Методическая особенность этого теста заключается в том, что испытуемый после выпрыгивания должен приземляться в квадрат размерами 40 х 40 см, что затрудняет выполнение теста [1].
В нашей работе мы использовали видеофиксацию измерения теста выпрыгивание вверх с разбега со взмахом рук. Камеру необходимо зафиксировать так чтобы было видно отрыв и приземление стопы на площадку для точного замера времени. Далее мы воспользовались формулой из системы The Powertime, чтобы определить высоту прыжка:
Высота прыжка (h, см) измеряется по формуле (1.1.):
Мы пользовались расчетами данной системы, но без применения платформы, а с использованием видеофиксации. Данный метод фиксирования результата можно использовать при отсутствии необходимого оборудования.
Измерение результата осуществляется при помощи программы для раскадровки видео Filmora X. Разрешение записи видео 720×1280 пикселей, частота 60 кадров в секунду [4].
Такая система оценивания развития взрывной силы применяется на этапе спортивного совершенствования, но наша задача будет состоять в приучении спортсменов пользоваться данной системой оценки для дальнейшего совершенствования и понимания их возможностей развития.
Преимуществами данного способа является не только оценка высоты прыжка, но также покадровое отслеживание технически правильного выполнения теста.
Данным способом мы так же фиксировали время затраченное на прохождение теста Маргариа, Камера была установлена сбоку от лестницы, чтобы фиксировать начало и окончание теста. Отсчет начинался с касания 3 ступеньки и заканчивался на 9. Далее время подставлялось в формулу для измерения анаэробно-алактатной мощности:
P — анаэробно-алактатная мощность (P, Вт) измеряется по формуле (2):
где Р — анаэробно-алактатная мощность, Вт;
m — масса тела испытуемого, кг;
h — вертикальная высота между первым и вторым датчиками тайминговой системы, м;
t — время бега от 1 до 2 датчика тайминговой системы, сек.
Таким образом, в данном тесте можно использовать видеофиксацию для более точного измерения за отсутствием датчиков тайминговой системы.
Заключение. Таким образом, видеосъемку можно использовать для фиксирования результатов тестировании баскетболистов и отслеживать динамику как техники выполнения, результата, а так же замерять отдельные фазы выполнения теста.
Литература
- Брискин Ю. А. Система мониторинга скоростно-силовых способностей / Ю. А. Брискин, О. З. Блавт // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013. — № 10 (17).
- Брискин Ю. А., Блавт О. З. Система мониторинга скоростно-силовых способностей // МНИЖ. 2013. № 10–4 (17).
- Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2010. — 464 с.
- Можуло, В. Е. Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет / В. Е. Можуло. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 150–152.
- Chimera NJ, Swanik KA, Swanik CB, Straub SJ. Effects of Plyometric Training on Muscle-Activation Strategies and Performance in Female Athletes. J Athl Train. 2004 Mar;39(1):24–31.