Статья посвящена психологическим особенностям проявления доверия к себе и к миру.
Ключевые слова: доверие, базовое доверие, недоверие, личностное развитие.
Представления о родительской роли складываются на протяжении длительного времени, начиная с дошкольного возраста. Однако, зачастую они имеют дисгармоничный характер, что может быть вызвано отсутствием преемственности между поколениями. Данная ситуация определяет актуальность изучения условий становления отношения к родительству у современной молодежи, поиск путей его гармонизации. Одним из таких условий является содержание представлений о родительстве. Данная проблема была изучена в работах Р. В. Овчаровой, А. Г. Долгих, которые представили факторы становления представлений о будущей роли родителя в системе ценностных отношений и мировоззрения молодых людей. Именно представление о будущей родительской роли становится отправной точкой для формирования внутренней позиции в отношении будущего материнства, отцовства. Представления о родительстве формируются на основе имеющегося у человека жизненного опыта (прежде всего в родительской семье) (Мерзлякова, 2014; Манёров, 2013) путем его воспроизведения в воображении и могут включать в себя установки, ценности, представления и ожидания, связанные как с ребенком, так и с собой как будущим родителем («Родители и дети: психология взаимоотношений»..., 2003).
Огромное влияние на становление представления о будущей роли родителя оказывает то, в какой семье воспитывался человек, как выстраивались его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами. В том случае, если данные отношения носили неблагоприятный характер, человек может перестать доверять другим людям, ему будет трудно выстроить близкие и глубокие отношение с другими людьми, а представления о будущей роли родителя могут быть амбивалентными, дисгармоничными.
Одной из причин дисгармоничного представления о будущей роли родителя является отсутствие доверия к себе и миру, которое формируется впервые года жизни человека.
Доверие как психологический феномен было изучено в отечественных и зарубежных исследованиях, описаны этапы становления доверия, особенности структуры данного понятия. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросу представлений о будущей роли родителя, недостаточно проанализированы факторы становления данных представлений, практически не осуществлен анализ связи представлений о будущей роли родителя и уровнем доверия к себе и миру у молодежи.
В зарубежных концепциях доверие к миру связано с ожиданиями личности. Большой вклад в понимание формирования доверия к миру внес Э. Эриксон, который определил, что сензитивным периодом становления базового доверия к миру является младенчество. Однако, доверие миру может видоизменяться под воздействием различных условий. Доверие к себе — это «экзистенциальный феномен» субъективности, существующий только в реально субъективной модели мира самой личности.
Представления о будущей роли родителя являются ценностным образованием в структуре мировоззрения молодежи. Понятие «представление» в психологических исследованиях выступает, как воспроизведение различных феноменов по отношению к тому или иному явлению или процессу. Представления имеют «центральный узел» и «периферические элементы», в которые входят стереотипы, верования и т. д.
Критическим этапом в становлении представления о будущей роли родителя является возраст молодости. Представления о будущей роли родителя у молодежи формируются под влиянием различных факторов, а само родительство выступает, как интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Представления о будущей роли родителя состоят из следующих компонентов: когнитивный, эмоциональный и деятельностный, которые находятся в тесной взаимосвязи.
Когнитивный компонент включает знания о нормах репродуктивной системы, родительства и воспитания детей. Эмоциональный — это отношение личности к будущей роли родителя. Деятельностный компонент выражен в конкретном поведении личности в родительстве.
Таким образом, юноши и девушки с высоким уровнем доверия к себе и миру имеют сформированные представления о будущей роли родителя, относятся к родительству положительно, готовы к принятию ответственности и выстраиванию позитивного взаимодействия с детьми.
Литература:
- Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен / И. В. Антоненко. — М.: Социум; ГУУ, 2004. — 320 с.
- Говако Б. И. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988. 158 с. — книга
- Долгих А. Г., Захарова Е. И. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, No 2, 2018, С. 89–99. — статья
- Немов, Р. С. Психология: учебное пособие. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2000.– 712 с. — книга
- Обухова, Е. И. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону) / Е. И. Обухова // Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 11 июня 2018 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. — С. 154–155.
- Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. — М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. — 657 с.
- Эриксон Э. Э Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.