Характеристика учебных трудностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Засухина, Н. И. Характеристика учебных трудностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии / Н. И. Засухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113302/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автор рассматривает вопрос учебных трудностей обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования при переходе в среднее звено общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: учебные трудности, психолого-педагогическое сопровождение, обучающиеся с ОВЗ, инклюзивное образование, среднее звено.

Инклюзивное образование в настоящий момент является одним из наиболее перспективных и приоритетных направлений в развитии российской системы образования. Под данным термином необходимо понимать организацию определенной образовательной среды, в которой формируются равные возможности для получения образования для детей с особыми образовательными потребностями и нормотипичных обучающихся [3].

С. В. Санникова отмечает, что проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ актуальна во всем мире, и с каждым годом количество таких детей возрастает. Инклюзивная модель обучения помогает снизить некоторые проблемы, такие как: недостаток коммуникации со сверстниками и взрослыми, нарушение контактов с окружающим миром. В то же время возникают различные учебные трудности и трудности социализации детей в общеобразовательных учреждениях [9].

Инклюзивное обучение предполагает не только участие и активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы, но и в большей мере изменение и переосмысление отработанной практики обучения и воспитания; пересмотр и реорганизация профессиональной деятельности педагогов и всех участников образовательного процесса.

А. Л. Сиротюк в своих работах пишет, что именно активное внедрение инклюзивных и интегрированных форм образования приобретает с каждым годом все большую значимость. Понятие «инклюзивное образование» представляет собой еще и особую форму обучения и воспитания, при которой дети с особыми образовательными потребностями должны получать необходимую профессиональную психологическую и педагогическую поддержку [10].

Большую значимость в аспекте социального взаимодействия приобретает проблема формирования у детей с ОВЗ в условиях инклюзии коммуникативной культуры, характеризующаяся не только владением вербальными и невербальными средствами общения, но и наличием коммуникативных и организаторских умений, способности к сопереживанию, рефлексии, самоконтролю, а также соблюдением социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения, совершенствованием коммуникативно-исполнительской техники общения [11].

При переходе в среднее звено массовой школ дети входят часто в новый коллектив с большим количеством людей, увеличивается объем работы и домашних заданий, меняются учителя и кабинеты. В силу своеобразия психофизического развития у детей с особыми образовательными потребностями возникают дополнительные тревоги и трудности в обучении.

Ввиду новых социальных изменений страдает и учебная деятельность школьников с ОВЗ. Самые большие трудности в обучении школьников с ОВЗ проявляются в освоении ими гуманитарных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, МХК и т. д.

Обучаясь по АООП НОО, ученики усваивали материал, подобранный непосредственно под их особые образовательные потребности. В среднем же звене школы дети начинают учиться по общим правилам. Именно в этот период необходима помощь педагога-психолога. Сопровождение этого специалиста помогает справиться ребенку с трудностями и в обучении, и в новом социуме.

Е. В. Турченкова отмечает, в норме период адаптации в среднем звене составляет 2–4 недели. И условиями успешной адаптации являются удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение учебным материалом, высокая степень самостоятельности школьника при выполнении заданий, удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе и с педагогами [12].

Часто ученики приходят в среднее звено после освоения АООП НОО в специальных коррекционных школах. Необходимость психолого-педагогического сопровождения школьников после специальных школ заключается в помощи адаптации к новым учебным условиям и требованиям. Как мы видим, процессы обучения в коррекционных и массовых школах различаются как количеством учеников в классе, так и индивидуальным подходом к обучению.

Немаловажным фактором социализации ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе является взаимодействие педагогов и родителей. Участие семьи в адаптации школьника играет большую роль. Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается помощью детям в стенах массовой школы. Регулярные беседы с родителями, подсказки и алгоритмы работы над домашними заданиями от педагога-психолога дадут свои результаты только при взаимном сотрудничестве.

В. О. Апряткина подчеркивает, что именно в ранний период подросткового возраста личность претерпевает весомые изменения, с которыми обучающемуся без определенной помощи трудно справиться, поэтому в условиях инклюзии при организации обязательного психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ нужно подходить комплексно [1].

Модель инклюзивного образования не может быть эффективной без организации индивидуального подхода к обучающимся, необходимость которого подчеркивают и отечественные, и зарубежные специалисты. Вариативность школьных программ — это ключевая особенность инклюзивного обучения.

Например, отмечается, что часто проблемы школьника обнаруживаются в сложных формах речевой деятельности (например, развернутое устное или письменное сообщение по любым предметам) или на метаязыковом уровне (грамматический анализ и др.). Также у детей с ОВЗ зачастую выявляется недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, операций абстрагирования.

Выделяются и другие учебные трудности: пропуск элементов пропозиции в сочетании с пропусками элементов концептуального пространства, наличие второстепенных элементов, не несущих концептуального смысла в сочетании с избыточным именованием, избыточная степень анализа в сочетании с трудностями частичной синонимической замены на уровне слова. Также установлены трудности объединения и реконструкции фразы: неполнота развертывания пропозиции, наличие персевераций (на уровне части фразы, целой фразы), неполнота конструкции; крайне ограниченный спектр трансформаций; трудности реализации комбинаторных видов трансформаций — так отмечает Т. В. Ахутина [2].

Стоит отметить, к периоду обучения в среднем звене, особенно в 5–6-х классах, у школьников с ОВЗ отмечается некоторая положительная динамика в речевом развитии. Вторичные нарушения становятся менее выраженными. В то же время школьники этого возраста продолжают испытывать трудности в семантике многих слов, путать предложно-падежные конструкции и т. д.

Для учащихся с ОВЗ сохраняется потребность в коррекционно-педагогической помощи на этапе обучения в 5–9 классах общеобразовательной школы даже после проведенных коррекционных курсов. Так, Н. Ю. Киселева пишет о том, что у части обучающихся с дислексией нарушение письменной речи оказывается некомпенсированным полностью, что проявляется в сохраняющихся нарушениях технической и смысловой сторон чтения и препятствует полноценному использованию чтения для обучения и самообучения уже в среднем звене [6].

Также существуют большие учебные трудности у школьников с ОВЗ при изучении иностранных языков, которые входят в обязательную программу обучения.

Школьники с ОВЗ с первых уроков английского языка начинают испытывать трудности в его усвоении. Невозможность правильно воспроизвести новые звуки и слова, либо правильно их услышать способствует развитию скованности детей, повышает их неуверенность в себе и своих силах. Такие дети быстро теряют интерес к новому предмету [5, 7].

На уровень учебных трудностей непосредственно влияет окружение и степень социализации обучающихся с ОВЗ в инклюзивном классе. Необходимо уделять внимание в аспекте социализации межличностным отношениям между детьми с ОВЗ и их сверстниками, так как это помогает решать этические и правовые аспекты подрастающего поколения [4, 8].

Адаптация школьников к инклюзивной образовательной среде имеет специфические социально-психологические трудности. Дети с ОВЗ, по сравнению с детьми без ограничений здоровья, показывают сниженный уровень социально-психологической адаптации и выбирают неконструктивные адаптационные стратегии преодоления неудач.

Учащиеся с особыми образовательными потребностями часто испытывают затруднения при переходе к обучению в среднем звене, даже если статус ОВЗ снимается. Все это объясняет необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с различными трудностями обучения в среднем звене массовых школ.

В исследованиях сказано, что снижение способности к обобщению имеет прямое отношение к реализации универсальных учебных действий, когда ребенок не выделяет сходные операции в различных действиях, выполняемых в процессе учебных действий. Подчеркивается целесообразность внесения в пояснительные записки предметных курсов выносить краткое описание образовательных потребностей детей для адаптации материала и методического инструментария к особенностям детей с ОВЗ.

Тематика учебных трудностей обучающихся с ОВЗ в средних классах в условиях инклюзии изучена мала. При анализе психолого-педагогической литературы обнаружен недостаток информации данной проблемы, что обуславливает автором необходимость дальнейшего изучения поставленного вопроса.

Литература:

  1. Апряткина В. О. Проблема психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ / В. О. Апряткина, Ю. В. Назарова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы X Междунар. науч. конф. / под ред. Л. А. Байковой, А. Н. Сухова, Т. М. Беспаловой. — Рязань, 2018. — С. 450–453.
  2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, Т. Ю. Хотылева // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва, 2011. — С. 71–73.
  3. Бабина Г. В. Трансформационная переработка текстового материала школьниками с ОВЗ / Г. В. Бабина // Специальное образование. — 2011. — № 3. — С. 6–14.
  4. Воронько Н. А. Процедура и результаты оценки описательных рассказов учащихся среднего школьного возраста с патологией речи / Н. А. Воронько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № V11. — С. 1–8. — URL: http://e-koncept.ru/2017/171043.htm. (дата обращения 01.06.2023)
  5. Караптан Ю. С., Михайлюкова К. Ф., Взаимодействие учителя-логопеда и учителя русского языка в старших классах при коррекции чтения и письма у учащихся с ОВЗ / Ю. С. Караптан, К. Ф. Михайлюкова, Е. Н. Бросалина // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: материалы Междунар. науч. конф. / под ред О. Н. Широкова, Л. А. Абрамовой, Т. В. Яковлевой, М. Ю. Фоминым. — Чебоксары, 2021. — С. 40–43.
  6. Киселева Н. Ю. Когнитивно–коммуникативные нарушения в структуре дислексии учащихся общеобразовательной школы / Н. Ю. Киселева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2011. — № 4. — С. 86–93.
  7. Киселева Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. / Киселева Наталья Юрьевна. — Москва, 2013. — 26 с.
  8. Психология развития: хрестоматия / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. — Москва: ЧеРо, 2005. — 524 с.
  9. Санникова В. С. Особенности учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Санникова, О. Д. Стародубец // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. А. В. Лейфа, О. Д. Стародубец, Н. А. Кора, В. С. Клемес. — Благовещенск, 2019. — С. 80–84.
  10. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: учеб. пособие / А. Л. Сиротюк. — Москва: Изд-во Наука, 2010. — 389 с.
  11. Туйгушева А. А. Развитие связной монологической речи обучающихся 5 класса с опорой на учебный материал школьных предметов / А. А. Туйгушева // Актуальные проблемы логопедии. — Саратов, 2020. — Вып. 5: Сборник научных и научно-методических трудов. — С. 111–117.
  12. Турченкова Е. В. Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы / Е. В. Турченкова // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии: материалы II Междунар. науч. конф. / под ред. Д. В. Воробьева, Н. В. Тимушкиной. — Балашов, 2018. — С. 550–557.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, среднее, трудность, звено, общеобразовательная школа, индивидуальный подход, инклюзивное обучение, массовая школа, образовательная среда.


Похожие статьи

Задать вопрос