Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Алиев, А. Б. Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания / А. Б. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113285/ (дата обращения: 16.11.2024).



Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: перечислить ресурсы, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания, выделить их значение. Задачи: перечислить авторитетные ресурсы; дать сущностную характеристику и значение каждому ресурсу; сопоставить каждый из ресурсов с разделом обществознания, а также обозначить тип/этап урока, в рамках которого более целесообразно применять тот или иной ресурс.

Ключевые слова: используемые ресурсы на уроках истории и обществознания, методика преподавания истории и обществознания, история, обществознание, наставничество.

История и обществознание являются очень важными научными дисциплинами в современном мире. В связи с этим, вопросы касающиеся методики их преподавания, весьма актуальны. Одной из составляющих вопросов в рамках методики их преподавания является вопрос об авторитетных ресурсах, применяемых в преподавании дисциплин.

Авторитетными ресурсами, которые следует использовать в преподавании являются: открытый банк заданий ОГЭ, открытый банк заданий ЕГЭ, контрольно-измерительные материалы с участием авторов разработчиков (касательно истории, это И. А. Артасов, касательно, обществознания, это О. А. Котова, Т. Е. Лискова), Российская электронная школа, справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Открытый банк заданий ЕГЭ [1], является системой, разработанной ФИПИ, которая позволяет, учащимся максимально близко познакомиться с заданиями, которые будут на ЕГЭ. Сайт удобен тем, что задания можно решать как по порядку, так и по мере прохождения разделов истории или обществознания. Преимуществом данного ресурсы является то, что задания на реальном ЕГЭ могут точь-в-точь быть схожими с заданиями из банка, либо быть максимально похожими.

Открытый банк заданий ОГЭ [2] по сущности своей, есть аналог открытого банка заданий ЕГЭ, только имеет отношение он к ОГЭ, для выпускников 9-х классов. Преимуществом данного ресурса является то, что задания реального ОГЭ берутся из банка заданий. Иными словами, открытый банк заданий ОГЭ является источником для заданий контрольно-измерительных материалов.

На уроках истории и обществознания очень важно использовать контрольно-измерительные материалы. На полках книжных магазинов нашей страны можно встретить разнообразие КИМов, но рекомендуется использовать КИМы с участием авторов разработчиков, а именно О. А. Котовой, Т. Е. Лисковой по обществознанию, И. А. Артасова по истории. Преимуществом данного ресурса является то, что учащиеся могут наглядно увидеть и решить весь комплекс заданий ГИА (как его называют –вариант), так как открытый банк заданий не предусматривает такую функцию, как предоставление для решения отдельного варианта КИМа.

Следующим ресурсом, рекомендуемым к использованию, является Российская электронная школа [3]. Данный интернет-ресурс предусматривает полезную информацию, применяемую на уроках не только для учеников, но также и для учителей. С переходом в раздел истории или обществознания, открывается доступ к урокам, разделенным для удобства в поиске на разделы. Изучение темы в данном ресурсе начинается с постановки проблемных вопросов к теме, формулировка цели и задач урока, интересного задания, позволяющего определить уровень знаний по данной теме на момент начала изучения темы. Преимущества: к теме прилагается видеоурок, конспект, важная информация, которую следует запомнить, основные понятия по теме урока, тренировочные задания разного уровня. Ресурс очень полезен для закрепления знаний, а также для самостоятельного изучения темы, в случае пропуска школьного урока. Ресурс одобрен, его можно указывать в качестве цифрового образовательного ресурса при рабочих программ.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс [4] является важным ресурсом для применения на уроках обществознания. Ресурс включает в себя актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации разного уровня, с учетом всех изменений и дополнений.

Для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, рекомендуется использовать ресурс Поступи Онлайн [5], в котором собраны задания прошлых лет, а также ответы к ним.

Обществознание является комплексной дисциплиной, в этой связи, целесообразно, сопоставить каждый из перечисленных ресурсов к разделу обществознания. Стоит отметить, что большинство ресурсов являются универсальными, применимыми ко всем разделам обществознания.

Открытый банк заданий ОГЭ и открытый банк заданий ЕГЭ целесообразно применять по мере изучения каждого из разделов обществоведческой науки. Рекомендуется применять данные ресурсы на уроках открытия новых знаний (на этапе актуализации знаний, закрепления изученного материала), рефлексии, методологической направленности и развивающего контроля (непосредственно включить задания из ресурса в работу на уроке).

Контрольно-измерительные материалы целесообразно применять после изучения всех разделов, использовать в конце учебного года, на уроках рефлексии, методологической направленности и развивающего контроля.

Российскую электронную школу можно использовать на уроках открытия новых знаний на всех этапах урока.

Раздел право в курсе обществознания, является очень динамичным. Для этого рекомендуется применять справочно-правовую систему КонсультантПлюс на уроках открытия нового знания, на этапе изучения новой темы. Также исходя из сущности правоведческой науки, для определения того или иного явления, процесса например, политическая партия, существует научное определение, так и понятие, данное в законе [6]. Зачастую доктринальная и правовая дефиниция отличаются. Применение правовых дефиниций минимизирует риск потери баллов при выполнении заданий с развернутым ответом на ЕГЭ.

Таким образом, использование данных ресурсов при преподавании истории и обществознания увеличит качество, повысит уровень сформированных знаний, а также результаты ГИА и участия в олимпиадах, конкурсах.

Литература:

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий тестовых заданий: [сайт]. URL: https://ege.fipi.ru/bank/
  2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий тестовых заданий: [сайт]. URL:https://oge.fipi.ru/bank/index.php?crproj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8
  3. Российская электронная школа [сайт]. URL: https://resh.edu.ru/
  4. Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/
  5. Поступи Онлайн: [сайт]. URL: https://msk.postupi.online/
  6. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) 11 июля 2001 года N 95-ФЗ: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, открытый банк заданий, обществознание, открытый банк заданий ЕГЭ, урок истории, задание, раздел обществознания, российская электронная школа, справочно-правовая система, методологическая направленность.


Ключевые слова

наставничество, история, Обществознание, используемые ресурсы на уроках истории и обществознания, методика преподавания истории и обществознания

Похожие статьи

Межпредметные связи на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: обозначить важность использования межп...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Похожие статьи

Межпредметные связи на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: обозначить важность использования межп...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задать вопрос