Вопросы материально-технического обеспечения безопасности работников прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кокарев, Д. В. Вопросы материально-технического обеспечения безопасности работников прокуратуры / Д. В. Кокарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113282/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье проанализирована нормативная основа и материально-техническое обеспечение безопасности прокуратуры сотрудников органов прокуратуры, приведены возможные средства, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизм реализации в настоящее время. Охарактеризована теоретическая и практическая сторона данной сферы. Сформулирован вывод о возможных изменениях законодательства в области безопасности сотрудников прокуратуры РФ.

Приведена нормативная база и сформулированы материально-технические средства обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры и реализации этих средств. Дана оценка и перспектива нововведений в законодательстве.

Ключевые слова: прокуратура, безопасность, материально-техническое обеспечение, гарантии, обеспечение личной безопасности, бюджет.

Актуальность темы обусловлена тем что финансирование материально технического обеспечения осуществляется из федерального бюджета РФ и Законодатель в рамках вопроса о материально-техническом обеспечении личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, а именно работников Прокуратуры РФ ввел соответствующие гарантии, закрепленные в ведомственных актах Генеральной Прокуратуры РФ и Федеральном Законодательстве.

Немного статистики: в рамках материально-технического обеспечения работников прокуратуры соответствующими средствами было выделено — всего 113596933100 (сто тринадцать миллиардов пятьсот девяносто шесть миллионов девятьсот тридцать три тысячи сто рублей ноль копеек), из этой суммы было исполнено — 111641422970,28 (сто одиннадцать миллиардов шестьсот сорок один миллион четыреста двадцать две тысячи девятьсот семьдесят рублей двадцать восемь копеек) в достаточной степени средства были направлены на: техническое обеспечение (компьютеры, ноутбуки, системные обеспечения, ремонт) и прочие закупки [1].

В работе будут использоваться такие методы, как эмпирический, теоретический и практический, также необходимо сформировать нормативные источники анализа информации по рассматриваемой теме, предлагается следующий перечень нормативных правовых актов:

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

«О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 Федеральный закон от 17.01.1992 (ред. от 05.12.2022);

«Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996 (ред. от 29.12.2022);

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ от 20.04.1995 (в ред. от 1 июля 2021 г.);

Порядок выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831);

«Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в органах прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России № 296 от 12.09.2011.

Анализ ФЗ О Прокуратуре РФ определяет правовые гарантии, установленные для сотрудников органов Прокуратуры РФ:

Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и организаций прокуратуры.

Обеспечение деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, включая материально-техническое, финансовое обеспечение, а также гарантий и компенсаций работникам этих органов и организаций, установленных настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством Российской Федерации. Достаточно ли в настоящее время сотрудники Прокуратуры оснащены и обеспечены соответствующими материально-техническими средствами.

Компетенция об установлении норм материально-технического обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации возложена на Генерального прокурора Российской Федерации в пределах его полномочий [2].

Основной проблемой данной работы является надлежащее оснащение материально-техническими средствами работников прокуратуры, поскольку данное оснащение является важнейшим условием деятельности прокуратуры, в связи с тем, что ее функционирование невозможно без в достаточной мере материально-технического обеспечения для эффективной реализации работниками прокуратуры РФ своих обязанностей, а также служат обеспечением личной безопасности как себя, так и своих близких, в том числе и иных лиц.

Материально-технические средства, которыми оснащены прокуратуры городов и районов, можно условно подразделить на четыре категории:

Средства, обеспечивающие необходимые условия работы (помещение, приборы освещения, средства связи, мебель); автоматизированные средства (множительные устройства и компьютерная техника, общесистемные программные средства, базы данных и т. д.); автотранспорт и его техническое обеспечение; криминалистическая техника.

Решение о материально-техническом обеспечении прокуроры городов (районов) направляют в прокуратуру субъекта федерации письма (заявки), в которых излагают и обосновывают свои соображения, касающиеся материально-технического обеспечения прокуратуры. Заявки направляются на имя прокурора субъекта федерации. После тщательного их рассмотрения прокурор субъекта федерации либо его заместитель принимает решение по материально-техническому обеспечению подчиненных ему прокуратур об удовлетворении, частичном удовлетворении заявки либо отказе.

Организация приемки, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей, в том числе средств вычислительной техники и защиты информации, материальных запасов в части расходных материалов, запасных частей и принадлежностей к ним на складе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В рассматриваемой теме будет дан анализ тем средствам, которые носят в своей направленности характер обеспечения личной безопасности сотрудников прокуратуры РФ. Законодатель определил лишь широкое значение материально-технических средств, это можно назвать пробелом и недостаточностью на уровне Закона. Ведомственные же акты регулируют вопросы различных средств, что касаемо обеспечения личной безопасности, то в данном случае необходимо рассмотреть вопросы и нормативную основу о выдаче огнестрельного оружия работников Прокуратуры РФ [3, с. 4].

Решение о выдаче оружия принимается и разрешение на хранение и ношение оружия дается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, в ведении которого находятся вопросы оборота оружия, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, дислоцированными в федеральных округах, прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур.

Основанием для выдачи оружия служит рапорт прокурора, поданный в установленном порядке. Решение о выдаче оружия принимается с учетом характера служебной деятельности и конкретной ситуации, личной дисциплинированности, состояния здоровья прокурора и только после сдачи зачетов по устройству оружия, знанию мер безопасности, правил ношения, хранения и применения, навыкам обращения с ним.

При выдаче прокурору оружия на постоянное хранение и ношение дополнительно проверяются условия его хранения по месту жительства прокурора. Занятия по правилам обращения с оружием и учебные стрельбы с прокурорами проводятся не реже одного раза в квартал наиболее подготовленными работниками органов прокуратуры либо инструкторами из других военизированных организаций.

Для получения оружия на постоянное хранение и ношение представляются: рапорт прокурора на имя руководителя органа прокуратуры, завизированный начальником подразделения, в котором проходит службу прокурор; лист с результатами обучения правилам обращения с оружием, оценкой знания настоящей Инструкции, требований ст. 23 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» о порядке применения огнестрельного оружия, выполнения упражнений стрельб из оружия; медицинское заключение (форма № 046–1) о состоянии здоровья, кроме прокуроров, имеющих разрешение органов МВД России на право хранения охотничьего огнестрельного оружия [4].

Иными материально-техническими средствами обеспечения личной безопасности сотрудников Прокуратуры РФ являются:

Иные средства самообороны, направленные на пресечение и недопущение возможного посягательства как на работника Прокуратуры, его близких, так и иных лиц (средства спец. связи, автомобильное сопровождение, специальное оборудование, передатчики и т. д.) [5, с. 124]. В рассматриваемой теме необходимо сделать акцент на технической составляющей обеспечения личной безопасности Работников Прокуратуры.

Оборудование рабочих и личных средств связи (мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов) соответствующим программным обеспечением, которое позволяет пресечь попытки и возможности злоумышленников на передачу служебных данных с техники прокуроров, которые в свою очередь могут составлять охраняемую законом государственную тайну.

Организация предоставления служебных помещений, размещение, материально-техническое оснащение служебных мест (компьютерной, организационной и бытовой техникой,) и участие в обеспечении безопасных условий работы прокуроров, федеральных государственных гражданских служащих, работников в зданиях Генеральной прокуратуры Российской Федерации с учетом технических регламентов и требований государственных стандартов, санитарных, противопожарных и других действующих нормативных документов [6].

Основной проблемой (проблемами) можно считать, в должном и достаточном ли объеме обеспечиваются прокуроры соответствующими материально-техническими средствами для обеспечения личной безопасности, сам порядок запроса в вышестоящую Прокуратуру о предоставлении указанных ранее средств, то есть имеется в виду адекватный запрос и отсутствие бюрократии [7].

На данный момент государство в отношении денежного содержания работников прокуратуры проводит политику многопланового стимулирования их деятельности, тем самым ориентируя их на добросовестный труд и эффективную работу, например, материально-техническое обеспечение подготовки и проведения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации заседаний коллегии, совещаний и других мероприятий [8, с. 265].

По нашему мнению, говоря о каких-либо новшествах, можно и необходимо ввести новеллы в законодательстве и практике о Прокуратуре РФ следующие положения, которые наиболее эффективно и точно регламентируют материально-техническое обеспечение личной безопасности работников Прокуратуры РФ:

  1. Ввести хотя бы примерный перечень материально-технических средств для работников Прокуратуры РФ в ФЗ;
  2. Охарактеризовать и обеспечить точное исполнение и снабжение указанными выше средствами в соответствующем приказе Генеральной Прокуратуры РФ;
  3. Проводить с сотрудниками обобщающую и профессиональную подготовку к применению тех материально-технических средств, с которыми они не были знакомы, но которые впоследствии обеспечат личную безопасность как самих работников, так и их близких, и иных лиц, на которых может быть совершено посягательство, которая будет осуществлять посредством издания и оснащения работников Прокуратуры методическими материалами, соответствующими инструкция и видеоматериалами;
  4. Возможное увеличение строки бюджета на соответствующие направления (увеличение затрат на материально-техническое обеспечение в тех направлениях и в те органы Прокуратуры, в которых они минимальны и в недостаточном количестве для нормального функционирования структуры)

В заключении проведенного исследования необходимо отметить, что действующая нормативная основа и практическая реализация обеспечения сотрудников материально-техническими средствами вполне достаточна и весьма широко реализуется на практике. Существует порядок, механизм реализации этого направления в рамках гарантий работников, действует и функционирует соответствующий отдел и компетенция Прокуроров (руководящих должностных лиц органов и организаций Прокуратуры РФ).

Конечно же, особое внимание в ходе анализа важно уделить именно нормативной основе, которая регламентирует порядок реализации, обеспечения, снабжения и т. д. материально-техническими средствами сотрудников соответствующего ведомства правоохранительной системы РФ, при это необходимо отметить, что сама по себе служба в органах прокуратуры подразумевает постоянное обучение в связи с постоянными нововведениями в законодательстве и иных методических рекомендациях для сотрудников прокуратуры а также инструкции по делопроизводству и иных актов Генеральной прокуратуры

Обобщая вышеуказанное выводом, важно сделать акцент на совершенстве и эволюции гарантий обеспечения личной безопасности работников Прокуратуры посредством анализа всей нормативной базы и практических механизмов, в связи с тем, что нормативные правовые и соответствующие ведомственные акты постоянно дополняются, расширяются, конкретизируются и совершенствуются, ведь меняется общество и с ним меняется его структура, структура государства в лице органов Прокуратуры РФ.

Литература:

  1. Генеральная Прокуратура РФ. Статистические данные о деятельности органов прокуратуры в части сведений об использовании выделяемых бюджетных средств по состоянию на на 01.01.2022.г / Генеральная Прокуратура РФ. — Текст: электронный // eepp.genproc.gov.ru: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/budget (дата обращения: 19.04.2024).
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024).
  3. Долинко, В. И. Материально-техническое снабжение ОВД МВД России: принципы, процессы, субъекты и объекты / Долинко В. И. — Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1(53). — С. 1–4 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialno-tehnicheskoe-snabzhenie-ovd-mvd-rossii-printsipy-protsessy-subekty-i-obekty (дата обращения: 19.04.2024).
  4. «Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в органах прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генпрокуратуры России № 296 от 12.09.2011.
  5. Свечников, Н.И., Антошкина А. С., Личная профессиональная безопасность сотрудников органов прокуратуры / Свечников Н. И. — Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2019. — № 2 (26). — С. 119–127. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnaya-professionalnaya-bezopasnost-sotrudnikov-organov-prokuratury (дата обращения: 19.04.2024).
  6. «Положение о Главном управлении обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 01.03.2018).
  7. «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 830 от 27 ноября 2019 г.
  8. Сыркина, Е. В. Материально-техническое обеспечение работников прокуратуры / Е. В. Сыркина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 264–267. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100854/ (дата обращения: 19.04.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, материально-техническое обеспечение, средство, личная безопасность, Генеральная прокуратура, выдача оружия, Генеральный прокурор, нормативная основа, орган прокуратуры, организация прокуратуры.


Ключевые слова

бюджет, безопасность, прокуратура, материально-техническое обеспечение, гарантии, обеспечение личной безопасности

Похожие статьи

Задать вопрос