Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников / Е. И. Приходченко, С. Б. Беканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113270/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова : уровень развития, творческие способности, проектная деятельность, обучающийся, школьник.

Проектные технологии обладают большим потенциалом для развития творческих способностей младших школьников и формирования у них навыков самостоятельной работы. Однако для успешной реализации проектов, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности, а также создавать условия для активного участия каждого ученика в проектной деятельности [1].

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 31 города Енакиево».

1 этап исследования — констатирующий эксперимент, с 5 февраля 2024 по 16 февраля 2024, который позволил изучить особенности творческих способностей младших школьников;

2 этап исследования — формирующий, с 17 февраля 2024 по, 29.02.24 г., включающий разработку и апробацию программы по развитию творческих способностей у школьников посредством проектной деятельности;

В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в количестве 25 человек.

Нами применялись следующие методики:

  1. Опросник креативности (Дж. Рензулли) [3]
  2. Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок» [4].

Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что у 54 % низкий уровень креативности, у 40 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 6 %.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).

Степень креативности младших школьников

Рис. 1. Степень креативности младших школьников

На основании результатов исследования по методике Дж. Рензулли. было произведено разделение на две группы, с отсутствием значимых различий. Для того чтобы в этом убедиться был проведен расчет критерия Манна-Уитни.

1 — КГ — контрольная.

2 — ЭГ — экспериментальная.

Таблица 1

Степень креативности младших школьников по группам

Среднее значение

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Уровень

22,7

23,5

43

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни не выявлены значимые различия уровней креативности. Можно сделать вывод, что группы разделены верно.

Проанализировав результаты всех детей Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок», мы определили, что у 47 % детей низкий уровень творческого мышления, 6 % детей обладают высоким уровнем творческого мышления и у 47 % детей проявления творческого мышления на среднем уровне.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 2).

Степень творческого мышления

Рис. 2. Степень творческого мышления

Далее рассмотрим результаты по группам. Они приведены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень творческого мышления

Уровень творческого мышления

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Беглость

40

35

45

Оригинальность

39

42

48

Абстрактность названия

35

31

41

Сопротивление замыканию

38

32

43

Разработанность

30

35

48

Общий показатель

32

36

44

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, не было выявлено значимых ни по одной из шкал.

На основе полученных данных делаем вывод о необходимости коррекции творческих способностей детей, поскольку у большинства детей они находятся на низком и среднем уровне.

Для развития творческих способностей младших школьников нами был отобран метод проектов. Нами был разработан проект «Волшебный мир сказок», который проводился на протяжении 2 мсяцев, во время дополнительных занятий.

Целью проекта мы определили развитие творческих способностей младших школьников через создание собственных сказок.

Задачи проекта:

– Познакомить детей с основами создания сказок.

– Развивать воображение, фантазию и креативность.

– Формировать навыки работы в команде.

– Воспитывать любовь к чтению и литературе.

– Этапы проекта:

– Подготовительный этап:

– Знакомство с понятием сказки и ее структурой.

– Чтение известных сказок и анализ их сюжета.

– Обсуждение любимых сказочных персонажей.

На этапе реализации проекта в экспериментальной группе разделение на группы по 3 человека. Каждая группа выбирала тему для своей сказки (некоторые из них: «Путешествие в страну чудес», «Сказка о дружбе зверей»). Дети совместно придумывали сюжет, героев и события своей сказки. Далее они провели оформление сказки в виде книги с иллюстрациями.

На заключительном этапе, дети проводили презентации сказок перед классом, проводили обсуждение сказок, провели обсуждение лучших моментов и идей.

Было проведено награждение участников проекта. После этого была проведена повторная диагностика обоих групп и сравнение их результатов.

Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что в контрольной группе у 54 % сохранился низкий уровень креативности. У 42 % учеников контрольной группы креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности осталось по-прежнему 6 %. При этом в экспериментальной группе произошло существенное изменение: у 35 % детей до сих пор наблюдается низкий уровень креативности, у 35 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 30 %.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).

Степень креативности младших школьников

Рис. 3. Степень креативности младших школьников

Необходимо убедиться в значимости различий показателей между двумя группами, для этого был проведен расчет критерия Манна-Уитни.

Таблица 3

Степень креативности младших школьников по группам

Среднее значение

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Уровень

25,2

34,5

23

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия уровней креативности. Те же самые действия проведем по результатам методики.

Таблица 4

Уровень творческого мышления по методике «Тест творческого мышления (Е. Торренс)»

Уровень творческого мышления

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Беглость

40

35

35

Оригинальность

39

42

22

Абстрактность названия

35

31

21

Сопротивление замыканию

38

32

24

Разработанность

30

35

23

Общий показатель

32

36

21

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, были выявлены значимые различия по шкалам: Оригинальность, Абстрактность названия, Сопротивление замыканию, Разработанность, Общий показатель.

Можно сделать вывод, что Метод проектов является эффективным при развитии творческих способностей.

Литература:

  1. Агеева, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. В. Агеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. — Чита: Молодой ученый, 2017. — С. 79–82.
  2. Бегиева, Б.М Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 25 (109). — С. 16–18.
  3. Есентаева, А. Ж. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации проектной деятельности [Текст] / А. Ж. Есентаева // Инновации в образовании. — 2019. — № 2 (41). — С. 49–51.
  4. Понуркина, А. С. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / А. С. Понуркина // Евразийское Научное Объединение. — 2020. — № 4 (62). – С. 395–399
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, креативность, школьник, высокий уровень креативности, группа, нормальный уровень, Общий показатель, проектная деятельность, ребенок, уровень креативности.


Похожие статьи

Задать вопрос