Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мурашкин, В. К. Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга / В. К. Мурашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113234/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным набором психологических особенностей.

Ключевые слова: старшеклассники, буллинг, жертва, агрессор, психологические особенности.

Проблема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной, это непростая для обсуждения и исследования тема, так как практически каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивался с ситуациями травли, или же, наоборот, с буллингом связаны переживания страха, вины, стыда и т. д., но эти переживания, как правило, мало обсуждаются. Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике подростка.

Цель — выявить психологические особенности старшеклассников-жертв буллинга и старшеклассников-агрессоров.

Гипотеза исследования заключается в том, что буллинг среди старшеклассников характеризуется следующим:

— жертвы буллинга имеют повышенный уровень тревожности и испытывают трудности социально-психологической адаптации;

— буллинг осуществляют старшеклассники в целях повышения своей самооценки и выражения агрессивности.

Перейдем к результатам диагностики.

Методика «Шкала тревоги Спилберга-Ханина» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает не только в отдельных стрессовых ситуациях, но и присутствует как личностная характеристика (рис. 1).

Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-жертв буллинга

Рис. 1. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-жертв буллинга

Тревожность как психологическая особенность жертв буллинга из-за частого ее переживания в отдельных стрессовых ситуациях переросла в личностную характеристику. Для них характерна склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, что может привести к невротическим конфликтам, эмоциональным и невротическим срывам и психосоматическим заболеваниям.

Подростки-агрессоры характеризуются низким уровнем личностной тревожности и средним уровнем ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает только в отдельных стрессовых ситуациях, а на личностном уровне они, как правило, испытывают спокойствие (рис. 2).

Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-агрессоров

Рис. 2. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-агрессоров

Тревожность как психологическая особенность агрессоров буллинга проявляется только в отдельных стрессовых ситуациях и не является личностной характеристикой как таковой.

Методика «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен повышенный индекс враждебности и средний индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы редко проявляют открытую, прямую агрессию, но имеют общее враждебное, не доверительное отношение к сверстникам и другим окружающим (рис. 3).

Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-жертв буллинга

Рис. 3. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-жертв буллинга

Жертвы буллинга не так часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако имеют общее враждебное отношение к сверстникам, что выражается, прежде всего, в недоверчивости к ним.

У подростков-агрессоров отмечается средний индекс враждебности и стремящийся к повышенному индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы склонны проявлять открытую, прямую агрессию, а также могут испытывать общее враждебное отношение к отдельным группам сверстников (рис. 4).

Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-агрессоров буллинга

Рис. 4. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-агрессоров буллинга

Агрессоры часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако не имеют ярко выраженного общего враждебного отношения к сверстникам.

Методика «Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда» позволила определить, что подростки-жертвы буллинга имеют средний уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, склонности к интроверсии, проблемах с самовосприятием, переживании эмоционального дискомфорта, а также отсутствии стремления и желания доминировать в отношениях с другими (рис. 5).

Распределение старшеклассников-жертв буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Рис. 5. Распределение старшеклассников-жертв буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Для жертв буллинга, характерно негативное отношение к сверстникам, обвинение себя за все сложившиеся ситуации успеха и неудачи, достаточно адекватный уровень самовосприятия, испытание эмоционального дискомфорта, готовность быть ведомыми, что соответствует низкому уровню социально-психологической адаптации.

Подростки-агрессоры имеют высокий уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, сочетании экстраверсивности и интраверсивности, адекватном самовосприятии, переживании эмоционального комфорта, а также стремлении доминировать в отношениях с другими (рис. 6).

Распределение старшеклассников-агрессоров буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Рис. 6. Распределение старшеклассников-агрессоров буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Так, для старшеклассников, являющихся агрессорами буллинга, характерно выборочное отношение к сверстникам, обвинение окружающих во всех сложившихся ситуациях успеха и неудач, высокий уровень самовосприятия, испытание эмоционального комфорта и дискомфорта, стремление к доминированию, что соответствует высокому уровню социально-психологической адаптации.

Итак, результаты диагностики уровня тревожности позволили выявить, что жертвы буллинга испытывают тревожность на личностном уровне, а агрессоры только в отдельных стрессовых ситуациях. Диагностика агрессивности показала, что жертвы буллинга не проявляют открытой агрессии, но имеют общее враждебное отношение к сверстникам, в то время, как агрессоры прибегают к открытой агрессии. Диагностика социально-психологической адаптации показала, что у жертв буллинга ниже уровень адаптивности, чем у агрессоров.

Таким образом, каждый ребенок способен стать жертвой или агрессором. Поэтому педагогу важно осуществлять определенную работу, направленную на профилактику буллинга и недопущение негативных последствий.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, открытая агрессия, ситуативная тревожность, жертва, личностная характеристика, общее враждебное отношение, избирательное отношение, личностный уровень, прямая агрессия, эмоциональный дискомфорт.


Похожие статьи

Задать вопрос