Подготовка к совершению преступления как элемент криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Ватлина, Е. С. Подготовка к совершению преступления как элемент криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий / Е. С. Ватлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113215/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье исследуется подготовка к совершению преступления как элемент криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий. Раскрываются виды подготовительных действий, совершаемых преступником, направленных на подбор несовершеннолетнего лица. Приводятся примеры из судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова : криминалистическая характеристика преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, способ совершения преступления, подготовка к совершению преступления.

Способ совершения преступления — это форма проявления преступного деяния вовне, используемые преступником приемы и методы для реализации преступного намерения [1].

Способ совершения преступления входит в состав элементов криминалистической характеристики преступления. Он включает в себя действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления. Для криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий данный элемент — один из самых важных.

В настоящей статье хотелось бы остановиться на подготовительных действиях, совершаемых взрослым лицом в отношении несовершеннолетнего.

Л. С. Радькова в своем исследовании отмечает, что «наличие подготовительных действий означает общественную опасность вовлекающего лица, у которого имеется цель вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления» [2]. Она указывает на следующие виды подготовительных действий, наиболее часто встречающихся на практике:

1) «подбор несовершеннолетнего с учетом интеллектуального развития, физического состояния, благополучия в семье;

2) совершение действий, направленных на сближение с несовершеннолетним, установление контакта и доверительных, «дружеских» отношений;

3) искажение правового сознания несовершеннолетнего;

4) предложение совершить совместно различные противоправные действия, в том числе административные правонарушения (распитие спиртных напитков, курение в общественных местах, употребление наркотических средств и т. д.);

5) ознакомление несовершеннолетних с различными способами совершения конкретных преступлений, поиск объекта преступного посягательства, распределение ролей между несовершеннолетними, обучение подростков способам сокрытия следов преступления, похищенного имущества и т. п». [2].

Планирование и подготовка преступного деяния действительно могут свидетельствовать о большей общественной опасности лица, вовлекающего в совершение преступления или антиобщественных действий. При этом стоит отметить, что подбор несовершеннолетнего может носить случайный характер, а подготовка к совершению преступления быть спонтанной и довольно ограниченной во времени. К примеру, подросток направился на прогулку со своим новым знакомым, и по стечению обстоятельств оказался в криминогенной ситуации.

Соглашаясь в целом с Л. С. Радьковой [2], для совершенствования криминалистической методики предлагаем несколько дополнить представленный ею перечень, и выделить следующие виды подготовительных действий:

  1. Подбор несовершеннолетнего с учетом:

— уровня интеллектуального развития;

— психического и психологического состояния;

— физического состояния;

— социального положения несовершеннолетнего и его семьи;

— родственных или социальных взаимосвязей.

  1. Формирование социальной взаимосвязи, выражающейся либо в создании доверительных отношений, либо в создании отношений, основанных на страхе.
  2. Выбор способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
  3. Искажение правового сознания несовершеннолетнего.
  4. Осуществление деятельности, направленной на подготовку несовершеннолетнего к совершению преступления или антиобщественных действий.

Установить четко определенную схему подготовительных действий невозможно: для каждого отдельно взятого преступления выбор действий преступником и их последовательность будут различны.

В силу уровня интеллектуального развития (который связан как с возрастом, так и с общим уровнем знаний, кругозором) несовершеннолетний может не осознавать, что ему предлагают участвовать в преступлении.

Наличие психиатрического диагноза, либо психологических проблем делают несовершеннолетнего более уязвимым для взрослого, имеющего преступные цели.

Необходимым условием для совершения тяжких преступлений может оказаться физическое состояние несовершеннолетнего, в частности уровень его физического развития.

Подбор несовершеннолетнего зачастую обусловлен родственными связями. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры обладают особым авторитетом по отношению к несовершеннолетнему. Контакт установлен заранее. Такая категория преступников активно пользуется доверием, поскольку приложение усилий для вовлечения, например, матерью своей дочери в совершение преступления, требуется минимальное.

Так, В. вовлекла свою малолетнюю дочь в совершение преступления, направленного на тайное хищение имущества, а именно золотых изделий. Она пообещала малолетней дочери в телефонном разговоре забрать жить ее к себе, если последняя совершит кражу. Исход такой родительской манипуляции в большинстве подобных случаев, к сожалению, очевиден. Воздействуя на психику дочери, В. без особого труда вовлекла ее в совершение кражи [3].

Дружеские отношения, сложившиеся до возникновения преступного умысла, также способствуют более «легкому» вовлечению. Как и в случае с родительским авторитетом, несовершеннолетний может совершить преступное деяние под влиянием статуса своего друга.

Например, С. предложил Д. похитить мотоцикл, чтобы позже его продать и поделить деньги пополам. С. мотивировал это тем, что ему не хотелось одному совершать преступление, ему одному будет сложно катить мотоцикл, и нужно смотреть, чтобы никто не вышел. Он был уверен, что Д. ему не откажет, поскольку ему нужны деньги. С. говорил Д., что тот его друг и не может ему отказать. С. пообещал, что о краже мотоцикла никто не узнает [4].

Подбор несовершеннолетнего тесно связан с его личностными качествами. Н. В. Шкурихина отмечает, что «личность несовершеннолетнего, вовлекаемого в совершение преступлений, — это в основном юноша в возрасте от 16 до 18 лет, плохо успевающий в школе, а зачастую вообще нигде не учащийся и не работающий, воспитывающийся в неполной либо неблагополучной семье» [5].

При этом вовлеченными в совершение преступления могут оказаться дети, которые не хотели в нем участвовать — их портрет будет отличаться от типичного.

Так, несовершеннолетний был вовлечен в покушение на открытое хищение чужого имущества, а именно велосипеда, путем предложения, после отказа совершить преступление — путем высказывания угрозы. Мать несовершеннолетнего показала, что увидела своего сына после взаимодействия с преступником — ребенок вытирал рукой с лица слезы [6].

Таким образом, для успешного расследования преступлений, предусмотренных статьями 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации, необходимо собрать все данные о способе совершения преступления. В частности, следует обращать внимание на подготовительные действия, которые были совершены преступником для подбора несовершеннолетнего: такая информация может достаточно детально раскрыть личность как преступника, так и ребенка.

Литература:

  1. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Издание второе переработанное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А. И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А. И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «Контракт»: Инфра-М, 2008. — 560 с.
  2. Радькова Л. С. Особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2019. — № 5–1. — С. 138–141.
  3. Приговор Новосибирского районного суда Новосибирской области по уголовному делу № 1–483/2017. — Текст: электронный // Новосибирский районный суд Новосибирской области: [сайт]. — URL: https://novosibirsky--nsk.sudrf.ru/ (дата обращения: 26.03.2024).
  4. Приговор Рудничного районного суда города Кемерово по уголовному делу № 1–48/2017. — Текст: электронный // Рудничный районный суд города Кемерово: [сайт]. — URL: https://rudnichny--kmr.sudrf.ru/ (дата обращения: 28.03.2024).
  5. Шкурихина Н. В. К вопросу о криминалистической характеристике вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2010. — № 1 (18). — С. 79–82.
  6. Приговор Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области по уголовному делу № 1–12/2017. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт): [сайт]. — URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): совершение преступления, действие, способ совершения преступления, интеллектуальное развитие, преступное деяние, физическое состояние, криминалистическая характеристика вовлечения, криминалистическая характеристика преступления, малолетняя дочь, правовое сознание.


Похожие статьи

Задать вопрос