Пути повышения мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Распопова, Т. А. Пути повышения мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения / Т. А. Распопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113206/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматриваются уже действующие меры административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. В аспекте увеличения количества дорожно-транспортных происшествий за последние годы в России, предлагаются пути повышения мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, аварии, административная ответственность, безопасность, санкции.

This article discusses the existing measures of administrative responsibility for violations of traffic rules. In terms of the increase in the number of road accidents in recent years in Russia, ways are proposed to increase administrative liability measures in order to ensure road safety.

Keywords: traffic, traffic accident, accidents, administrative responsibility, safety, sanctions.

Число дорожно-транспортных происшествий с каждым годом лишь увеличивается, число пострадавших от аварий возрастает, несмотря на принятые государством гражданские, административные и уголовные меры ответственности, которые своей главной целью ставят обеспечение безопасного дорожного движения его субъектов.

Несомненно, в каких-то регионах России количество дорожно-транспортных происшествий уменьшается по сравнении с показателями прошедшего. Так, в Мурманской области в сравнении с аналогичным периодом 2022 года достигнуто сокращение на 7,2 % общего количества дорожно-транспортных происшествий. А в некоторых субъектах ситуация обратная — количество аварий и смертей увеличивается. Однако в целом по России наблюдается тенденция роста аварий на дорогах.

В 2023 году в России зафиксировано 132,4 тысячи дорожно-транспортных происшествий, что на 4,5 % превышает количество аварий за аналогичный период в 2022 году. Особое внимание следует уделить тому, что в результате аварий погибло 14,5 тысяч человек, а травмы различной степени тяжести получили 166,5 тысяч [4]. Таким образом, перед государством стоит вопрос о принятии мер, которые бы обезопасили участников дорожного движения и в конечном итоге привели к снижению опасности рисков в дорожном движении.

В настоящее время нормативная база Российской Федерации содержит меры, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В частности Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП) содержит отдельные главы, которая закрепляет исчерпывающий перечень административных правонарушений в области дорожного движения (главы 11 и 12), которые включает в себя 84 отдельных составов правонарушений. Если давать общую характеристику санкциям, предусмотренным за нарушения статей 11 и 12 глав КоАП РФ, то можно выделить следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение права управления транспортными средствами, обязательные работы [1]. Сразу стоит отметить, что законодатель предусмотрел возможность назначения сразу нескольких видов наказаний по предусмотренным статьям. Субъектами ответственности за такие правонарушения могут быть как физические лица — граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Меры ответственности за нарушение правил дорожного движения также предусмотрены и иными нормативными правовыми актами, в частности, гражданским и уголовным законодательством.

Однако, как показывает практика в виде статистических данных, уже функционирующего несколько десятилетий механизма мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения недостаточно, так как количество дорожно-транспортных происшествий возрастает, процент смертности от аварий растет. Поэтому можно заключить, что в Российской Федерации необходимо принятие новых таких мер, которые бы способствовали повышению безопасности на дорогах.

Одним из эффективных способов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения является ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Это включает в себя увеличение размера санкции за составы правонарушений, которые закрепляет 11 и 12 глава КоАП РФ. В этой части стоит указать, что одним из самых распространенных наказаний, предусмотренных административном законодательстве, в этой сфере является административный штраф. Исходя из социальной дифференциации общества в сфере доходов, для кого-то уплата штрафа не составит никакого труда и не доставит никаких проблем, что повлечет в дальнейшем новые административные правонарушения. В качестве примера административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения можно привести такие страны, как Швеция и Норвегия. Они демонстрируют высокие результаты в области безопасности дорожного движения благодаря ужесточенным правилам и высоким штрафам на нарушения правил дорожного движения [3, c. 25]. В этих странах успешно функционируют на протяжении длительного времени такие меры, как автоматическое фиксирование правонарушений, штрафы, которые пропорциональны доходам и интенсивные образовательные программы для водителей, которые проводят дорожные службы ежегодно. Эти меры снизили количество дорожно-транспортных происшествий и летальных случаев на дорогах до минимальных уровней. Кроме того, использование современных технологий, которые также применяются и в Российской Федерации, способствуют полному контролю соблюдения правил дорожного движения, в дальнейшем облегчая пресечение противоправных деяний. Считается, что внедрение практики Швеции и Норвегии будет уместным в российском законодательстве и может способствовать уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий.

Другим способом является улучшение эффективности процесса административного принуждения многочисленных субъектов, который также играет важную роль обеспечении безопасности дорожного движения. В России в последнее время увеличилось количество камер дорожного движения, которые направлены на фиксацию номерных знаков, скорости автомобиля и т. д., однако в некоторых местностях из-за отсутствия должной дорожной инфраструктуры, отвечающей ГОСТам, установления видео фиксирующих приборов становится невозможным. В связи с этим предлагается дополнение статьи 12.34 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, частью о том, что если эти действия, предусмотренные диспозицией, повлекли к последствиям в виде дорожно-транспортного происшествия.

Иным способом решения данной проблемы видится введение в действие новой части в КоАП РФ, которая явилась бы специальной нормой по отношении к статье 12.34 КоАП РФ, предусматривающая компенсационные выплаты участникам дорожно-транспортного происшествия от лиц, ответственных за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Также этот проблемный аспект влечет увеличение нагрузки сотрудников государственной автоинспекции. В этом случае большую роль играет человеческий фактор и коррумпированность сотрудников, компетентных в рассматриваемой сфере. Поэтому в этой части предлагается, во-первых, улучшение дорожной инфраструктуры и усиление государственного контроля над её обеспечением посредством установления дополнительных санкций, а во-вторых, минимизация фиксации дорожных правонарушений сотрудниками компетентных органов на первичной стадии. Таким образом, необходимо оптимизировать электронные системы фиксации и учета нарушений правил дорожного движения [2, c. 66].

Законодательство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения подвержено частным изменениям. Устанавливаются дополнительные правила, категории и требования, которые обязаны знать все участники дорожного движения без исключения. В этом направлении предлагается обеспечение повышения культуры на дорогах посредством введения обязательных квалификационных курсов для водителей. Их обязательность можно обеспечивать посредством штрафных санкций за нарушение. Так, предлагается проведения переквалификации водителей с обязательной сдачей экзамена по окончании учёбы. В сам процесс необходимо внедрять практическое изучение нововведений в дорожное законодательство с целью его правильного применения в дальнейшем. Это способствует не только снижению аварий, но и повышению правовой культуры субъектов дорожного движения. Такая практика положительно функционирует в Канаде. Так, законодательно установлена обязанность водителей автотранспорта и пользователей средств индивидуальной мобильности ежегодно проходить курсы повышения навыков, и по окончании сдавать экзамен контроля знаний, о котором делается соответствующая отметка в водительском удостоверении. Если субъект дорожного движения её не проходит, то он лишается права управления транспортным средством до получения соответствующего сертификата. Если же в полугодовой срок после лишения такого права лицо не проходит курсы, то государств применяет к нему штрафные санкции.

Особое внимание следует уделить части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. В России большое количество транспортно-дорожных происшествий происходит как раз таки по той причине, что источником повышенной опасности управляло лицо, которое находилось в наркотическом или алкогольном опьянении, поэтому, считается необходимым изменить и ужесточить санкцию за данный состав правонарушения. Так, частью первой предусмотрено, что «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет наложение штрафа с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Однако нет отсылочной или бланкетной нормы, которая бы более детально регламентировала факторы, влияющие на срок лишения права управления таким средством. Поэтому предлагается дополнить статью в той части, которая бы закрепляла, что на размер санкции за данное правонарушение будет учитываться степень опьянения, которая будет влиять на суровость административного наказания, а также наличие других нарушений правил дорожного движения в таком состоянии, которые также будут усугублять положение нарушителя.

Таким образом, на современном этапе в Российской Федерации функционируют меры административной ответственности, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, однако для повышения эффективности их действия предлагается ряд мер, которые заключаются в введении и дополнении положений в административное законодательство, повышении правовой культуры субъектов дорожного движения посредством введения ежегодного обучения, которое оканчивалось бы сдачей экзамена.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Костылев А. К. Административная ответственность в механизме профилактики безопасности дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. — 2020. — № 1 (24). — С. 64–67.
  3. Кулакова Т. Г. О мерах обеспечения безопасности дорожного движения // Аграрное и земельное право. –2019. — № 9 (177). — С. 23–26.
  4. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, обеспечение безопасности, РФ, нарушение правил, Российская Федерация, Россия, дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, цель обеспечения безопасности.


Похожие статьи

Задать вопрос