Основания административной ответственности за нарушения в области организации дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Распопова, Т. А. Основания административной ответственности за нарушения в области организации дорожного движения / Т. А. Распопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113205/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящей статье автор рассматривает особенности административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. В частности, автор акцентирует внимание на практической важности привлечения к юридической ответственности за правонарушения данной категории, анализирует статистические сведения по вопросу. В заключении научной работы автор отмечает некоторые проблемы данной сферы.

Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, дорожное движение, административное правонарушение, КоАП РФ.

In this article, the author examines the features of administrative liability for traffic violations. In particular, the author focuses on the practical importance of bringing legal responsibility for offenses of this category and analyzes statistical information on the issue. In the conclusion of the scientific work, the author notes some problems in this area.

Keywords: legal responsibility, administrative responsibility, road traffic, administrative offense, code of administrative offenses of the Russian Federation.

Проблема крайне высокого распространения административных правонарушений в области соблюдения правил дорожного движения в настоящее время является актуальной для российского государства. Так, согласно материалам статистики МВД России, в 2023 году только за нарушения ПДД, зафиксированные на средства фотовидеофиксации, сумма наложенных штрафов составила рекордные почти 141 млрд рублей — это более 220,9 млн судебных постановлений. Также СМИ отмечают, что ежегодно показатели совершаемых административных правонарушений в данной области не становятся меньше, а иногда даже превышают прошлогодние. Например, в 2022 году этот показатель был выше почти на 20 %, чем за обозреваемый временной период прошлого года. И подобные тенденции можно отметить не только в приведенных примерах, но и во всей отрасли в целом [4]. На это, в частности, обращает внимание Научный центр безопасности дорожного движения МВД России в своих традиционных статистических исследованиях.

Поэтому важно понимать, какие именно основания являются базисом для возбуждения административной ответственности по рассматриваемым статьям. В рамках данного научного исследования важно понимать, что далее будет рассмотрена не вся область нарушений ПДД, а только та часть, которая «отвечает» за организацию дорожного движения. Т. е., субъектом совершения правонарушения в данном случае будет специальный субъект — должностное лицо или юридическое лицо (т. е., орган государственной или муниципальной власти), выполняющий функции в части организации дорожного движения [1; 3].

Проанализируем, какие административные правонарушения могут быть совершены в данной сфере, согласно установленным КоАП РФ положениям. Так, в частности, нас интересуют следующие составы:

— ст. 12.34 несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений;

— ст. 12.35 незаконное ограничение прав на управление ТС и его эксплуатацию.

Итак, обратимся непосредственно к основаниям. Следует отметить, что основания административной ответственности за совершение правонарушений в области организации дорожного движения не выделяются какими-либо значительными отличиями по сравнению с другими. Таким образом, среди оснований можно выделить следующие:

— совершение специальным субъектом административного правонарушения, т. е., противоправного виновного действия (бездействия), санкционированного нормами КоАП РФ или профильным законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях;

— наличие доказанного нарушения участником дорожного движения или должностным лицом уполномоченного субъекта, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, правил и требований, установленных профильным законодательством;

— санкционированность нормами КоАП РФ, т. е., наличие в составе документа соответствующих составов, устанавливающих привлечение к административной ответственности за исследуемые категории правонарушений;

— иные [4].

Несмотря на высокую степень практической значимости и актуальность, тем не менее, вопрос статуса обозначенных выше оснований продолжает оставаться сложным, проблемным. Собственно, это касается и оснований многих других категорий административных правонарушений, что показывает необходимость существенной научно-исследовательской проработки проблемного вопроса. Перечислим некоторые наиболее важные аспекты:

— проблемы в квалификации, что выражается в фактическом отсутствии разграничения составов правонарушений в обозначенной сфере в зависимости от наличия или отсутствия ущерба;

— наличие ряда правовых коллизий между нормами КоАП РФ и непосредственно ПДД;

— статус фактической ненаказуемости ряда административных правонарушений, противоречащих ПДД;

— неравенство установленных нормативно санкций для физических и юридических лиц;

— несовершенство имеющегося в настоящее время законодательного регулирования существующих автоматизированных систем выявления и фиксации нарушений КоАП РФ и ПДД;

— собственно, наличие ряда правовых пробелов и коллизий в нормах самого КоАП РФ [5].

В связи с изложенным, обозначим также некоторые актуальные сегодня перспективы для совершенствования законодательного регулирования оснований административной ответственности за совершение нарушений в области организации дорожного движения.

Во-первых, вернемся к вопросу обсуждения ущерба — здесь важно продолжить поступательную работу по ранжированию административных правонарушений в зависимости от наличия или отсутствия ущерба, что предполагается важным в части определения степени общественной опасности.

Во-вторых, безусловно, требуется корректировка действующих сегодня положений КоАП РФ и ПДД, касающихся рассматриваемого вопроса, устранение имеющихся в настоящее время правовых коллизий и несоответствий.

В-третьих, все актуальнее в повестке сегодняшнего дня становится усиление мер ответственности за совершение повторных правонарушений, а также за ряд наиболее общественно опасных правонарушений — например, это касается нарушений ПДД, которые повлекли ДТП, опасного вождения (дрифта) и т. д.

В-четвертых, требует некоторой корректировки также субъектный состав анализируемых административных правоотношений, что подразумевает, в частности, внесение изменений в главу 12 КоАП РФ, касающихся объединения схожих составов нарушений ПДД и учета специфики статуса юридических лиц как непосредственно участников правоотношений.

В-пятых, на наш взгляд, изменений также требует и оформление профильных норм в контексте юридической техники. В частности, имеется в виду, что необходимо отказаться от исключительно описательного характера формулирования рассматриваемых составов и перейти непосредственно к бланкетному конструированию таких норм права [1; 6].

Подводя итог рассматриваемому в настоящей статье вопросу, кратко обозначим ключевые выводы по теме.

Прежде всего, стоит сказать о том, что сегодня вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД являются крайне актуальным вопросом и обладают серьезной практической значимостью в силу своей общественной опасности. Это касается и тех составов, которые подразумевают административную ответственность за нарушения в области организации дорожного движения.

В статье отмечается, что в настоящее время предусмотренные административным законодательством основания для установления такой ответственности имеют достаточно проблемный характер, в т. ч. это касается довольно широкого перечня правовых пробелов и коллизий, имеющихся в действующих нормах права.

Таким образом, как отмечается в работе, в настоящее время законодателю требуется провести масштабную и сложную работу по совершенствованию имеющегося законодательства, особенно в части оснований административной ответственности. Предполагается также, что проведение подобной работы будет способствовать дальнейшему развитию и повышению степени эффективности действия оснований административной ответственности за нарушения в области организации дорожного движения [2].

Литература:

  1. Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран: сборник материалов Международной научно–практической конференции (Рязань, 25 апреля 2019 г.) / под ред. Л. В. Павловой. — Рязань: Академия ФСИН России, 2019. — 337 с.
  2. Жеребцов, А. Н. Административная правоприменительная практика: теоретический и практический аспекты: Монография / Жеребцов А. Н. — Москва: Юстицинформ, 2018. — 168 с.
  3. Кудрявцев, В. Н. Закон, поступок, ответственность: монография / В. Н. Кудрявцев. — репр. изд. — Москва: Норма: ИНФРА–М, 2022. — 452 с.
  4. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц: монография / А. Б. Панов. — М.: Норма: ИНФРА–М, 2019. — 192 с.
  5. Рерих, Л. А. Административная ответственность: реализация права на защиту: монография / Л. А. Рерих. — Москва: ИНФРА–М, 2022. — 111 с.
  6. Россинский, Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. — 2–е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА–М, 2023. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, РФ, область организации, нарушение ПДД, правонарушение, административное правонарушение, должностное лицо, общественная опасность, специальный субъект.


Похожие статьи

Задать вопрос