О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Орехов, М. В. О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования / М. В. Орехов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 387-391. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113163/ (дата обращения: 02.05.2024).



Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено внимание на значимость принятия новых решений на всех уровнях управления образованием в сфере совершенствования организационной структуры образовательной организации. Представлены примеры организационных структур образовательных учреждений среднего общего образования, на основе которых были даны рекомендации по развитию организационной структуры образовательных организаций.

Ключевые слова: организация, организационная структура, организационная схема, образовательная организация, структура управления, управленческое решение.

Слово «организация» имеет под собой глубокие корни, уходя своим значением во времена Античности. Производным словом в латинском языке является «organum» или же «орган», которое понимается как «устройство чего-либо» или «соединение в стройное целое». Немного по-другому этот термин звучит в греческом понимании. Так «Органон» — это инструмент или орудие. С их помощью достигалась определенная цель, что перекликается с современными толкованиями данного термина.

Если же говорить о более приближенных временах, то слово «организация» зарождается вместе с созданием теории управления и менеджмента в начале XX века. Основной вклад в это заложила работа немецкого социолога, юриста и политического экономиста Макса Вебера, который в своей работе «Хозяйство и общество» рассуждал о рациональном хозяйствовании над своей собственностью, от частного до государственного уровня [1, с. 113].

Дальнейшее развитие управленческой теории привело к выделению в организации внутренней и внешней среды, и благодаря системному подходу в ученые начали выделять структуру в организации. И в 80-ые годы XX века данный подход стал популярным, что отразилось на работе американского профессора Генри Минцберга, который в своей работе «Структура в кулаке» рассматривал организационную структуру больших предприятий, выделив различные виды структур: от простой до сверхструктур [2, с. 117].

Всего же в теории организации выделяется несколько основных моделей, определяющих сущность понятия «организация»:

  1. Классическая модель (Ф. Тейлор, А. Файоль и др.):

Основой классической модели является представление о том, что организация лишь результат действий управленцев, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Основа организации — это процесс труда, который полностью должен быть обезличен.

  1. Бюрократическая модель (М. Вебер):

Данная модель строится на том, что поведение отдельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому идеальная модель организации должна иметь такую форму, где можно было бы свести к минимуму влияние поведения отдельной личности.

  1. Неоклассическая модель:

Другим направлением теории организации следует считать поведенческое направление. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека. Человек рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами.

  1. Институциональная модель:

Эта модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, у которых есть собственные свои цели. В соответствии с ней, нормальное функционирование организации обусловливается не только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри, так и вне организации.

  1. Системная модель:

Она стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает любую организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.

Говоря о современном понимании значения слова «организация», то в одноименной статье Елены Борисовны Никитинской и Ирины Евгеньевны Шериховой указано, что термин «организация» употребляется в трех значениях: как процесс, как система, как состояние. Но поскольку мы работаем с понятием «организационная структура», то остановимся на понимании организации, как системы, согласно системному подходу [3]. И благодаря этому мы можем утверждать, что наличие структуры в организации, при таком подходе, является главным определяющим ее признаком.

За основу будет взято определение Анастасии Валерьевны Юкласовой, которая в своем учебном пособии дает следующую формулировку. «Структура организации — это совокупность способов формирования ее составных частей, подсистем, элементов. Структура позволяет рассмотреть все элементы организации, их взаимосвязи и придает общеорганизационной деятельности персонала предсказуемость» [8, с. 47].

Выделяется несколько видов структур организации в зависимости от классификации:

1. По степени формализации отношений между элементами структуры:

– формальная структура;

– неформальная структура;

2. По степени дифференциации отношений между элементами структуры:

– линейная структура;

– функциональная структура;

– линейно-штабная структура;

– линейно-функциональная структура;

– дивизиональная структура;

– проектная структура;

– органическая структура.

3. По форме организации (по Г. Минцбергу) [2, с. 117]:

– простая структура;

– механистическая бюрократия;

– профессиональная бюрократия;

– дивизиональная структура;

– адхократия.

Стоит отметить, что организационная структура образовательной организации — это простая, линейно-функциональная структура, с высокой степенью формализации отношений между элементами структуры и централизации управления в лице руководителя образовательной организации.

В работе А. В. Юкласовой отмечается, что все организационные структуры имеют тенденцию к консерватизму в собственных изменениях по ряду факторов, указанных ниже [8, с. 53]:

  1. Многочисленные юридические и политические ограничения не только для входа организации на рынок, но и для выхода с него. Причем последнее не менее важно, так как существует большое число примеров, когда политические и юридические решения не позволяют фирме отказываться от определенного вида деятельности.
  2. Внешние ограничения, связанные с ее информированностью. Речь идет об использовании организацией только определенных каналов получения информации, что ограничивает степень информированности организации о своем окружении и, следовательно, уменьшает возможность успешного адаптивного изменения.
  3. Легитимные ограничения. Легитимность организации (в смысле высокой вероятности одобрения ее деятельности обществом) зависит от ее соответствия принятым нормам.

Кроме указанных выше внешних источников организационного консерватизма, существуют и внутренние источники.

  1. Инвестиции организации в оборудование и специализированный персонал делают ее трудно трансформируемой для других целей и задач.
  2. Неполнота информации о соответствующем аспекте организационного окружения. В этом случае организация опирается на уже выработанные стандарты поведения и деятельности. При этом сама структура выстроена в соответствии с принципом эффективности, а это делает ее невосприимчивой к дальнейшим изменениям.
  3. Внутренняя политика организации. Любые организационные изменения ведут к разрушению сложившегося политического равновесия, к перераспределению власти и других ресурсов. В свою очередь, это вызывает сопротивление структурных подразделений.
  4. Существующий «репертуар организации» (термин, который активно используют представители организационной экологии), т. е. имеющийся в распоряжении членов организации набор стандартов, шаблонов взаимодействия и деятельности.
  5. Предшествующее развитие организации. Действительно, как только в организации распределили функции, выработали процедурные стандарты, так тем самым повысили издержки возможного изменения, а следовательно — вероятность сопротивления такому изменению.

Эти факторы влияют и на организационную структуру образовательной организации. Так в статье 27 Закона «Об образовании РФ» указано, что образовательная организация сама принимает решения о своей структуре, за исключением органов коллективного управления, которые обязательны к созданию в образовательных учреждениях [4]. И вроде бы полная свобода действий должна стать толчком к появлению различных структур управления образовательной организацией, однако на деле в большинстве современных школ есть однотипная структура с незначительными отклонениями друг от друга.

Важно отметить, что понятие «организационная структура образовательной организации» используется крайне редко, среди образовательных учреждений среднего общего образования. Вместо него используется понятие «структура управлением образовательным учреждением». На сайтах образовательных организаций есть отдельная вкладка с данной структурой, однако, там представлена информация только о части структурных элементов школы, в основном о органах коллективного управления образовательного учреждения, а также о библиотеке, как структурном подразделении. Реже представлена схема структуры управления образовательным учреждением школы, которая не полностью отражает схему организационной структуры образовательного учреждения, выпуская некоторые элементы.

Так в качестве примера были взяты три образовательных учреждения города Новокузнецка, которые отличаются по своей юридической форме: МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» (Рис. 1) [7], МБНОУ «Гимназия № 44» (Рис. 2) [5] и ГБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова» (Рис. 3) [6].

Структура и органы управления МБОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка

Рис. 1. Структура и органы управления МБОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка

Структура и органы управления МБНОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецка

Рис. 2. Структура и органы управления МБНОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецка

Структура и органы управления ГБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова» г. Новокузнецка»

Рис. 3. Структура и органы управления ГБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова» г. Новокузнецка»

Как мы можем увидеть из примера, в элементах структуры управления образовательным учреждением не имеется серьезных отличий, однако, каждое учреждение по-своему определяет организационную схему своего учреждения, где особенно хорошо это видно при указывании линий взаимодействия между структурными элементами образовательного учреждения.

В двух учреждениях вся деятельность завязана на руководителе, как и в любых других простых структурах, а вот в третьем образовательном учреждении, директор действует не напрямую, а через коллегиальные органы управления, что может наталкивать нас на две вещи: 1. В данном учреждении развита практика более демократичного управления, однако, почему тогда не указаны прямые связи руководителя образовательного учреждения со своими заместителями? 2. Именно поэтому, скорее всего, сама организационная схема данного образовательного учреждения была неправильно оформлена, и связи между ними потерялись.

Такое разночтение связано, как раз со статьей 27 Закона «Об образовании РФ» [4], где говорится о свободе оформления организационной структуры образовательной организации, однако большое количество требований и мер контроля со стороны государства сужает «свободу творчества» руководителя образовательной организации до минимума.

При этом, все эти меры и требования, влияющие на организационную структуру образовательной организации, не систематизированы и не оптимизированы, что усложняет создание эффективной организационной структуры в образовании, а также снижает и инновационную деятельность в данном направлении, что только усугубляет процесс консерватизма организации, из-за чего образовательная организация перестает быть эффективной.

Вместе с этим, поскольку контроль за организационной структурой все равно находится в руках государства, то нужно разработать типовые организационные схемы, в которых будет представлена доступная информация не только о количестве структурных элементов, их взаимосвязях, но и об основном функционале каждого структурного элемента образовательной организации.

Также необходимо вводить культуру оформления организационной структуры образовательной организации, что позволит поднять интерес со стороны руководителей к инновационной деятельности в данном направлении, что в будущем должно положительно сказаться их на управленческих решениях.

Таким образом, в современной России стоит проблема совершенствования организационной структуры образовательной организации среднего общего образования, а также низкого интереса к инновациям в этом направлении со стороны руководителей образовательных учреждений по многим причинам, что усиливает и без того свойственным всем организациям «структурный консерватизм». Поэтому нужно принимать меры не только на уровне учреждений, но и на уровне всей государственной политики в области образования, поскольку во многих аспектах руководители образовательных учреждений «связаны по рукам и ногам», и из-за государственных требований не могут улучшить эффективность своего образовательного учреждения.

Литература:

  1. Вебер, М. Хозяйство и общество: очерки понимающей психологии [Текст]: в 4 т. / Макс Вебер; [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 445, [3] с. — ISBN 978–5–7598–1513–6 (т. I).
  2. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2004. — 512 с.: ил. — (Серия «Деловой бестселлер»).
  3. Никитинская, Е. Б. Современный взгляд на трактовку термина «организация» / Е. Б. Никитинская, И. Е. Шерихова. // Актуальные вопросы экономических наук. — 2010. — № 14. — С. 366–368. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-traktovku-termina-organizatsiya/viewer (дата обращения: 11.04.2024).
  4. Российская Федерация. Законы. Закон об образовании РФ. Статья 27. [Электронный ресурс]: [от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в ред. от 25.12.2023] // КонсультантПлюс: комп. справ. правовая система / компания «КонсультантПлюс». — Электронные текстовые данные. — Москва, 1997–2024. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/168256bdcb9538e86c8375f663d57802eac03dcf/, свободный. — Загл. с экрана.
  5. Структура и органы управления образовательной организацией: [раздел сайта]. — 2024. — Текст: электронный // МБНОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецка: официальный сайт. — URL: https://gymnasium44.ru/about/contacts (дата обращения: 11.04.2024).
  6. Структура и органы управления образовательной организацией: [раздел сайта]. — 2024. — Текст: электронный // ГБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова» г. Новокузнецка: официальный сайт. — https://lyc84.edusite.ru/sveden/struct.html (дата обращения: 11.04.2024).
  7. Структура и органы управления ОУ: [раздел сайта]. — 2024. — Текст: электронный // МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка: официальный сайт. — URL: https://it-school112.ru/about/struktura-i-organy-samoupravleniya.php (дата обращения: 11.04.2024).
  8. Юкласова, А. В. Теория организации: учебное пособие / А. В. Юкласова. –Самара: Издательство Самарского университета, 2022. — 96 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная структура, образовательная организация, образовательное учреждение, общее образование, структура, новокузнецк, орган управления, элемент структуры, инновационная деятельность, коллективное управление.


Похожие статьи

Задать вопрос