Современные вызовы региональному управлению образованием (на примере Кемеровской области — Кузбасса) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Непочатых, А. А. Современные вызовы региональному управлению образованием (на примере Кемеровской области — Кузбасса) / А. А. Непочатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 344-349. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113157/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает региональные проблемы управления образованием на примере Кузбасса. Анализирует теории управления образованием, соотношения между понятиями «управление образованием» в энциклопедических источниках и нормативных актах. Выделяет цель государства в управлении образованием. На основании анализа статистики, исследований и источников выявляет формирующиеся проблемы управления образованием на региональном уровне: имитационные практики и низкий уровень доверительных отношений.

Ключевые слова: управление образованием, региональное управление образованием, имитационные практики, доверительные отношения, Кузбасс.

Управление образованием, как наука — довольно молодая дисциплина, переживающая изменения под вызовы того времени, когда к ней обращаются. Первой значимой работой по теме можно считать труд Ф. Боббита «Некоторые общие принципы менеджмента, примененные к городском школьным системам» 1913 года. Речь в ней идёт про малые системы — в рамках одного города. А вся работа посвящена научному управлению образовательными процессами в школе. В свою очередь отечественная система образования развивалась на постулатах оглашённых в статье 1857 года «Три элемента школы» Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что руководитель школы объединяет в себе роли главного воспитателя, главного администратора и главного по учебной деятельности. [1] Такой взгляд сохранялся в России вплоть до 80–90-х годов XX века, когда после всем известных событий наша школа и теория управления ей начали подвергаться экспериментам, преобразованиям, отсечением частей советского государства, и вместе с этим привнесением нового.

Так случился переход от традиционного управления школой, «которое часто ограничивалось обобщением опыта лучших руководителей школ и подготовкой на этой основе практических рекомендаций по организации школьного дела» [2, с. 5] к формированию науки по управлению образовательными процессами, основывающуюся на теоретизации процессов и явлений образовательной системы. Осмыслением же управления образованием, как взаимосвязи федерального, регионального и муниципального уровней осуществляется в работах В. М. Филиппова Г. П. Щедровицкого, А. И. Адамского и Ю. А. Конаржевского.

Так Юрий Анатольевич Конаржевский в своей работе «Методические рекомендации по инспектированию внутришкольного управления» ставит акцент на педагогический анализ как одну из важных функций управления школой. Педагогический анализ по мнению Юрия Анатольевича заключается прежде всего в объективной оценке результатов образования для создания новых рекомендаций по совершенствованию системы управления образованием. [2, с. 6–7] С этим сложно не согласиться, а сама идея широко развивается в современно России через объективные мониторинги, как ГИА, ВПР, их корреляция с выставляемыми отметками педагогов, и это наравне с мониторингами субъективными, измеряющие настроение учащихся и их законных представителей, учителей, как возрастных, так и молодых специалистов. Иначе говоря, в современной российской системе управления образованием решения принимаются на основании исследовании множества показателей, сбором и анализов которых на уровне региона занимаются местные ответственные за это центры.

Так исторически сложилось, что образование является частью общества, что составляет ядро государства, а значит не просто входит в его поле зрения, но и регламентируется законами на разных уровнях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под термином «образование» понимается единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения, получения знаний, умений, навыков и ценностных установок, как процесс, являющийся благом для семьи, общества и государства. [3] Иными словами, определены зависимости: человек проходит процесс образования для воспитания и обучения для самого себя и окружающих его людей с положительной точки зрения (блага).

Далее увидим, как в Большом энциклопедическом словаре понимается образование — это « процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру ». [4] В данной трактовке вектор смещён на создание блага миру, на самого человека, на его самообучение, а не только прохождение единого процесса. Нельзя не заметить содержание о качестве и количестве знаний, которое необходимо будет освоить, а именно — «опыт человечества». Это, конечно, выглядит намного прагматичнее и реалистичнее по отношению к участникам процесса. Знания (конечно, мы говорим не о частностях) не принадлежат конкретному человеку, народу, государству, т. к. они в свою очередь не существуют в вакууме.

В нашей работе будем исходить из термина из существующих законодательных актов, опираясь на действительность системы образования, которая меняется, существует на основании законов Российской Федерации. Так согласно Модельному образовательному кодексу для государств-участников Содружества Независимых Государств « Управление образованием — это целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы образования. Управление образованием осуществляется в целях реализации государственной политики в области образования, удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса и реализации их прав на участие в управлении образовательным учреждением (организацией) ». [5, статья 115]

Так система образования, чьё формирование, координация и развитие зависит от управления образованием тесно связаны с государственной политикой и участниками процесса (педагоги и их представители, образовательные организации, законные представители и сами обучающиеся). [3] Первое, как понятие, шире второго: благополучие отдельно стоящей семьи зачастую заканчивается за дверьми собственного жилища, в то время как государственное курс даже в одной сфере, как образовательной, охватывает все образовательные организации, органы управления на разных уровнях. Таким образом уже сейчас мы можем выделить два группы интересов:

  1. Общегосударственные;
  2. Местные.

Позволим себе включить сюда же областные, региональные и даже федеральные округа, т. к. в рамках Российской Федерации (далее РФ) даже соседствующие округа, например, Уральский и Приволжский разительно отличаются количеством и плотностью населения, географическим положением, культурным, религиозным и этническим составами.

Обратимся к статистике Росстата из статистического сборника «Образование в цифрах» [6] от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и официальных региональных источников. Представленные в таблицах 1 и 2. На основании их анализа можно прийти к следующим выводам: количество обучающихся растёт, педагогический состав имеет тенденцию к сокращению в то время, как оставшаяся задействованные в образовательном процессе находятся во взрослом возрасте — это 50–62 % (от 35 до 55/60 лет), в то время, как молодые специалисты из года в год не занимают и четверти от всей статики. Таким образом мы в полном праве можем говорить о стареющем коллективе тех, кто должен будет учить новое поколение страны.

Таблица 1

Обучающиеся

2020

2021

2022

Общее количество обучающихся в системе образования РФ

31.9 млн. чел.

32.3 млн.чел.

32.6 млн.чел.

Обучающиеся в начальном, основном, среднем общем образовании

16 млн. 893.7 тыс. чел

17 млн 314.2 тыс. чел.

17 млн. 745.0 тыс. чел.

Обучающихся общеобразовательных организаций в Кузбассе

317 тыс. чел.

[7]

321 тыс. чел..

[10, с. 30]

323 тыс. чел.

[11, с. 28]

Таблица 2

Педагогические работники

2020

2021

2022

Численность в России, тыс. чел

1087.3

1083.4

1079.6

Численность в Кузбассе, тыс. чел.

18.4 [7]

19,2 [8]

18,7 [9]

Образование, %

87.0

86.8

86.6

Возраст по России, %

до 35 лет

55 лет и старше

60 лет и старше

От 35 до 55 лет

От 35 до 60 лет

23.1

26.0

—-- **

50.7 ***

—--- **

23.3

—-- **

14.1

—--- **

62.6

23.3

—-- **

14.7

—--- **

62

*Данные взяты из «Паспорта Кемеровской области — Кузбасса» за 2021 и 2022 г.

** данные отсутствуют

*** данные, вычисленные нами из разницы предыдущих значений в таблице

Статистика по средней заработной плате педагогического работника не отражает реального положения дел в школе, т. к. учитывает получаемую зарплату до вычета налога [12] и каких-то взносов (например, профсоюзных), и со всеми надбавками. Это приводит к тому, что через статистику нельзя увидеть ставку педагога за 18 часов его работы в неделю без классного руководства, выплат за молодого специалиста. Перед молодым педагогом, что приходит в реальную школу предстаёт удручающая картина: окончив вуз три месяца назад приходится брать более 18 часов в неделю, руководство классом; если, будучи студентом, что сейчас разрешено законом, молодой специалист работал официально в школе (не совместительство и ГПХ), то одноимённый статус и выплаты за него просто не получит. Всё это приводит ни столько к материальным страданиям, сколько к потере доверия к системе образования только на первых шагах входа в неё.

Такое положение реальных дел образовательной системе, например, в среднестатистической школе, приводит к имитационным практикам от педагогов и администраций образовательных организаций. Так как наш взгляд на проблему имитации не в вузах достаточно новый, то мы обратимся за её определением к авторам, изучающих высшее образование. Так Амбарова и Зборовский пишут: « Под имитацией образовательных практик Н. А. Селиверстова предложила понимать подмену действий, с одной стороны, преподавателями вузов по передаче студентам комплекса знаний, умений, навыков, социальных ценностей и т. д. формальным воспроизведением процедур, демонстрацией соблюдения установленного хода образовательного процесса, с другой стороны, студентами — по освоению названного комплекса ». [13]

Среди таких искажений реального образовательного процесса в статье приводятся конкретные примеры форм имитации: чтение лекций без обратной связи, чтение докладов и рефератов, чей текст не был составлен самостоятельно и проанализирован, а является копированием информации с онлайн-энциклопедий — о сути списывания, как одной из имитационных практик говорит Н. В. Латова и Ю. В. Латов, а их исследование приводят авторы статьи.

Данная работа интересна в рамках нашей работы не только потому, что образовательная система едина и проблемы одной из её структур, носят системный характер, но и тем, что студенты и будущие преподаватели — это бывшие обучающиеся и воспитанники школ. В подтверждение этих мыслей Амбарова и Зборовский приводят исследования канадского коллег П. Д. МакКлауд и С. Э. Итон. Так они нашли и доказали связь между «имитационной стратегии студентов с их неуспешным школьным опытом»: « По результатам опроса, недостаточно подготовленные школьники, имеющие низкий уровень базовой грамотности... больше всего склонны обманывать ». [13] Их модель поведения в университете повторяет ту, что была ранее и помогла закончить школу, то они не знают, что значит «правильно» учиться. Т. к. этот их опыт был успешным в школе, то и цель принять новую модель обучения, поведения в вузе или ссузе не стоит.

Отметим, что полная индифферентность к образованию, как процессу обучения, воспитания, проявляющаяся в желании «отсидеться» в учебном учреждение, не является конечным признаком имитационный практик. Так среди отечественных студентов группа исследователей (Н. Г. Малошонок, Т. В. Семенова и Е. А. Терентьева) выделили тип, который « больше ориентирован на выполнение требований преподавателей, чем на само обучение, „они не проявляют на экзаменах и в проверочных заданиях свою реальную компетентность, а имитируют её высокий уровень “». [13]

Обратимся к программе «Диалог» от 31 марта 2021 года Сергей Сергеевич Кравцов, Министр просвещения согласился с заявлением ведущего и ректором Академии русского балета имени Вагановой Николаем Максимовичем Цискаридзе, что « ученики — это те непонятные человечки, что мешают педагогу заполнять журналы, аккредитации. К сожалению, очень много мы боремся за то, чтобы показать результат. Не выпускниками, не реально достижениями, а всё время, как правильно заполнены документы. <…> И вузу бы или школе или педагогу бы не прилетало бы за то, что он поставил много неудов или много удовлетворительных оценок, а не всех хвалит ». [14, 02:03]

По данным мониторинговых исследований «Института повышения квалификации» г. Новокузнецка за период с 2020 по 2023 года [15], в которых анализировались данные опросов учителей, обучающихся и их законных представителей, можно сделать следующие выводы:

– Учителя не видят себя в участии в процессе развития личности ребёнка, раскрытия его потенциала, индивидуальных способностей (В 2020/21 69 % видели себя в этом, в 2022/23 лишь 58 %);

– Цифровые технологии же помогают педагогу разнообразить процесс обучения и заинтересовать ребёнка (78 % выбрали этот вариант), но не способны внедрить большие эксперименты в педагогическую деятельность (38 %), однако ускоряют доступ к нужной информации и формируют нужные компетенции (45–42 % за последние два года);

– Обучающиеся и родители приоритетным делом в общем образовании видят формирование базовых навыков и умений (74 %), получение знаний и умений для решения разнообразных проблем (53 % в 2019/21 и 47 % в 21/22).

– Респонденты-обучающиеся в 2021–2022 учебном году не испытывают трудностей в обучении (82 %), но в этом же вопросы «да, испытываю, из-за высокой учебной нагрузки» (56 %). Это был вопрос с выбором множества вариантов ответов. Уровень нагрузки оценивают, как «высокий, но выполнимый» (48 %).

Из данных презентации с пленарного заседания муниципального образовательного форума «Новые возможности и перспективы для педагога и наставника в современном образовательном процессе» в августе 2023 года мы видим, что в конце 2023 учебного года в Новокузнецке (второй город по населению в Кемеровской области) количество выпускников, набравших от 80 до 100 баллов уменьшилось на 58 % (с 1 178 человек до 684).

По имеющимся данным мы можем констатировать наличие имитационных практик в публичной российской школе (на примере Кузбасса), которые заключаются в даче относительно стабильных в большинстве случаев в динамике ответов на анкетирование, но при объективной оценке знаний посредством ГИА–11 наблюдается не положительная динамика. Данные приставлены в таблице 3.

Таблица 3

Средний балл выпускников ГИА-11 за 2020–2023 годы [16]

Предмет

2020

2021

2022

2023

Русский язык

74,5

72,4

72,14

71,78

Математика (профиль)

58,29

60,24

57,25

57,87

Физика

57,56

56,6

59,5

59,17

Химия

61,05

58.10

61,4

62,83

Биология

55,21

55,28

51,83

53,7

История

58,4

54,65

59,88

57,84

География

65,2

63,65

63,91

60,47

Английский язык

68,84

70,77

72,54

63,19

Обществознание

56,52

59,88

61,08

58,72

Литература

67,36

68,09

64,45

67,64

Информатика

65,41

65,9

63,76

62,22

О существовании имитационных практик, как негласного соглашения участников образовательное процесса о формальном исполнении функций, в образовании служит исследование 2023 года медиахолдинга «RAMBLER&CO» и «СБЕРУСЛУГИ» с выборкой в миллион человек о пользовании услугами репетиторов. Так согласно данным 49 % россиян обращались к репетиторам, а 35 % продолжают с ними работать на постоянной основе, 42 % не обращаются и не обращались, справляясь своими силами, а 9 % только планируют искать педагога-репетитора. Исследование отмечает, что «чаще всего (41 %) к репетиторам обращаются, когда ребёнок учится в 9–11 классах. Почти треть (31 %) начинают дополнительные занятия уже в средней школе, 28 % — в начальных классах». [17]

Исходя из всего вышесказанного считаем формирующуюся имитационную практику на базовых уровнях системы управления образованием (школы, комитеты образования) одним из двух современных вызовов управлению образования на региональном уровне.

Так как доподлинно невозможно выявить причины таких практик, но понятно, что носят они системный характер, а значит и «борьбу» с ними необходимо вести системно, то мы предлагаем считать низкий уровень доверия между участниками образовательных отношениями одним из таких очагов возникающих проблемных ситуаций. Мы видим в низком уровне доверия следующие возникающие проблемы в управлении образованием:

  1. Нарушение коммуникаций не только между родителями и учителями, но и внутри педагогического состава, для совместной работы над воспитанием и обучением подрастающего поколения;
  2. Из первого следует возрастающая угроза внешнего стравливания и подстрекательства родителей против учителей, как работников единой государственной образовательной системы. Конечно же этот пункт звучит апокалиптично, что не отменяет в современных реалиях и такого исхода событий;
  3. Из ближайших вероятностных исходов нарушения коммуникации в связи с утратой доверия среди частей системы является невозможность относительно среднестатистического прогноза результатов образования (отчёты формальные, а реальные итоги экзаменов удручающие).

В социальных взаимоотношениях на фундаментальных уровнях (школы в муниципальных образованиях и региона в целом) управления образованием Российской Федерации просим считать проблемы имитационных практик и низкого уровня доверительных отношений одними из современных вызовов региональному управлению образованием.

Литература:

  1. Константин, Д. У. Три элемента школы / Д. У. Константин. — Текст: электронный // Викитека: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgJsq (дата обращения: 18.04.2024);
  2. Боровков, С. Е. Развитие отечественных взглядов на проблемы внутришкольного управления в XIX–XX вв. / С. Е. Боровков. — Текст: электронный // Мир науки: [сайт]. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/36PDMN516.pdf (дата обращения: 18.04.2024);
  3. Статья 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 18.04.2024);
  4. Большой энциклопедический словарь. Образование / э. с. Большой. — Текст: электронный // GUFO.ME: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/bes/ bes/образование (дата обращения: 18.04.2024).
  5. Модельный Образовательный кодекс для государств — участников Содружества Независимых Государств. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902050938 (дата обращения: 18.04.2024);
  6. Образование в цифрах. — Текст: электронный // Высшая школа экономики: [сайт]. — URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc (дата обращения: 18.04.2024);
  7. Кемеровостат. День учителя в России отмечается ежегодно 5 октября! / Кемеровостат. — Текст: электронный // ВКонтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-178638513_275 (дата обращения: 18.04.2024);
  8. Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности по Кемеровской области — Кузбассу за январь-сентябрь 2021 года. — Текст: электронный // РОССТАТ: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgGJG (дата обращения: 18.04.2024);
  9. Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности по Кемеровской области — Кузбассу за январь-сентябрь 2022 года. — Текст: электронный // РОССТАТ: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgGOU (дата обращения: 18.04.2024);
  10. Паспорт Кемеровской области — Кузбасса за 2021 год. — Текст: электронный // Администрация Правительства Кузбасса: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgHsO (дата обращения: 18.04.2024);
  11. Паспорт Кемеровской области — Кузбасса за 2022 год. — Текст: электронный // Администрация Правительства Кузбасса: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgHik (дата обращения: 18.04.2024);
  12. Приказ Росстата от 22.12.2023 N 678 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_466157/b16032bb2fa949815ef5a0e71a24eba4070bee5c/ (дата обращения: 18.04.2024);
  13. Амбарова Полина Анатольевна, Зборовский Гарольд Ефимович Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsii-v-vysshem-obrazovanii-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 18.04.2024);
  14. Правительство России. «Диалог»: Сергей Кравцов и Николай Цискаридзе / России Правительство. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://youtu.be/_QfmruFAS9s?si=bQ8pdHGbONcCxiLa (дата обращения: 18.04.2024);
  15. Удовлетворенность населения качеством общего образования. — Текст: электронный // Отдел мониторинга качества образования Новокузнецкого городского округа: [сайт]. — URL: https://vk.cc/cwgIsD (дата обращения: 18.04.2024);
  16. Августовский педагогический совет. — Текст: электронный // Институт повышения квалификации г. Новокузнецк: [сайт]. — URL: https://new.institutpk.ru/wp-content/uploads/2023/09/Plenarnye-doklady-foruma-2023.pptx (дата обращения: 18.04.2024);
  17. Исследование Rambler&Co и СберУслуги: услугами репетиторов пользуются половина родителей. — Текст: электронный // Rambler&Co: [сайт]. — URL: https://rambler-co.ru/news/350 (дата обращения: 18.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): управление образованием, Кузбасс, образование, Российская Федерация, Россия, школа, данные, образовательная система, образовательный процесс, Обучающийся.


Ключевые слова

управление образованием, доверительные отношения, региональное управление образованием, имитационные практики, Кузбасс

Похожие статьи

Задать вопрос