Сущность, значение и актуальные проблемы при осуществлении физической подготовки сотрудников ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 22.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Магомедова, А. М. Сущность, значение и актуальные проблемы при осуществлении физической подготовки сотрудников ФСИН России / А. М. Магомедова, А. М. Горбань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113092/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассмотрены проблемы организации, а также роль и значение физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России. Для сотрудников УИС физическая подготовка имеет весомое значение, поскольку с её помощью решаются задачи службы. В ходе осуществления служебной деятельности сотрудники ФСИН России подвергаются как высоким физическим, так и эмоциональным нагрузкам. Вместе с тем, наблюдается неуклонный качественный и количественный рост преступности, что детерминируется в необходимости повышения уровня физической подготовленности сотрудников УИС и эффективной правоохранительной деятельности. Стало быть, сотрудник ФСИН России, обладающий хорошим здоровьем, а также высоким уровнем физической и эмоциональной подготовленности, способен принять в сложной криминогенной ситуации правильное решение, способствующее успешному решению боевых задач.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, личная безопасность, сотрудники ФСИН России, задержание, спецконтингент.

Работа в УИС повсеместно связана с постоянным риском для жизни и здоровья сотрудников, поэтому необходимость в четком и полном умении обеспечения личной безопасности выходит фактически на первые места в социально-деловых качествах сотрудника.

Зачастую, сотрудник УИС в своей профессиональной деятельности действует в условиях высокого физического и психологического напряжения. Во многом это обуславливается степенью нагрузки ввиду должностного положения, нехватки кадров и нерационального распределения объема работы, а также ввиду специфики контингента людей, с которыми приходится работать. Как показывает практика, абсолютное большинство лиц из числа спецконтингента негативно относятся к сотрудникам УИС, и, соответственно, угрозы нападения и причинения вреда здоровью следует ожидать, в первую очередь, от них [1, с. 32].

Особенную актуальность в современных реалиях приобретает требование к качественной составляющей профессиональной подготовки сотрудников УИС. Стоит отметить, что неотъемлемой частью профессиональной подготовки является физическое развитие сотрудника, что, в свою очередь, влечет необходимость поиска и совершенствования эффективности методик преподавания в образовательных учреждениях ФСИН России.

Проблематика рассматриваемой темы основывается на пробелах и неточностях в сфере занятий по физической подготовке, поэтому необходимо их детализировать и предложить некоторые пути решения.

Первоначально, необходимо акцентировать внимание на том, что в доктринальной сфере отмечаются следующие проблемы, возникающие в ходе подготовки и организации занятий по физической подготовке сотрудников УИС:

1) Большое количество обучаемых в группах (взводах), что, в свою очередь, влечет отсутствие индивидуального подхода к развитию физических способностей отдельных курсантов (сотрудников).

2) Фактически существуют недостатки в финансово-материальном обеспечении курса физической подготовки в целом (материальная база, макеты оружия, возможности выезда в полевые условия и т. д.).

3) Недостаточное научное обеспечение образовательных учреждений специальной литературой.

В процессе занятий различными физическими упражнениями приходится сталкиваться с недостаточным проявлением волевых качеств у слушателей на занятиях по боевым приемам борьбы. Сталкиваясь с трудностями и не желая заставить себя их преодолевать, некоторые слушатели начинают ссылаться на отсутствие способностей или желания. Педагогическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы умело подбирать и ставить значительные, но преодолимые препятствия, постепенно усложняя их, повышая степень их трудности. Чтобы учебная и тренировочная работа содействовала воспитанию волевых качеств, необходимо создавать сложные условия в процессе учебных занятий. При этом требуется индивидуальный подход к каждому занимающемуся.

В этой связи необходима определенная работа по корректировке программы обучения по физической подготовке слушателей, что требует от преподавателей поиска новых форм и методов в организации учебных и учебно-тренировочных занятий [2, с. 153].

Современный криминалитет в своем арсенале использует насильственные методы совершения преступлений (физическую силу, огнестрельное оружие), поэтому недооценка значимости физической подготовленности личного состава чревато неоправданными потерями. Отсюда, перед правоохранителями приоритетной становится задача обеспечения личной и коллективной безопасности, а также безопасности жизни и собственности граждан [3, с. 99].

Как еще одну проблему можно выделить недостаток подготовительного времени к учебным занятиям у преподавательского состава, что не позволяет достичь эффективного планирования в области взаимосвязанности тактики практических реалий и отдельных тем боевого и спортивного разделов физической подготовки. В процессе этих занятий слушатели приобретают знания и умения, позволяющие показать изучаемые приемы в идеальных условиях, но не способствующих формированию прочных двигательных навыков, соответствующих специальному разделу «Боевые приемы борьбы» в комплексе. Сложившееся положение не дает возможности в полной мере отработать такие комбинации, как действие при переходе от одного приема к другому в зависимости от возникающей ситуации. Педагогические наблюдения показали, что приобретенные таким образом навыки быстро утрачиваются.

Не менее актуальным вопросом являются аспекты изучения приемов борьбы и самообороны сотрудниками ФСИН России. Проблемой является тот факт, что имеющаяся программа обучения во многом предопределяет необходимость физического превосходства сотрудника над преступником при проведении большинства приемов (в случае, например, задержания путем применения приема борьбы в динамике). Однако, объективные реалии таковы, что добиться абсолютного превосходства сотрудников УИС над спецконтингентом в физическом плане практически невозможно, поэтому добиться наибольшей эффективности в данном вопросе можно лишь наработав навыки применения приемов, на что, в свою очередь, учебный план образовательных организаций ФСИН России не предусматривает необходимое количество времени.

Другой важной проблемой является психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях (нападение осужденных, неповиновение законным действиям сотрудников и т. п.) при дефиците времени на обдумывание своих действий.

Психологическая подготовка не предусмотрена учебным планом в рамках физической подготовки, а преподается лишь на других учебных дисциплинах в рамках общей и пенитенциарной психологии. Однако на данный момент не существует программы обучения по психологическому сопровождению сотрудников в момент применения приемов борьбы и самообороны, поэтому большинство сотрудников просто не могут себя правильно настроить на действия в экстремальных условиях. Внедрение данной программы в рамках лекционных занятий по физической подготовке считаем целесообразным выходом из данной ситуации.

Также, для достижения высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников УИС, а также обеспечения личной безопасности в служебной деятельности необходимо уметь:

 Своевременно уходить с линии атаки противника, при нападении с оружием;

 Применять приемы по защите своего оружия сотрудников от посягательства со стороны спецконтингента;

 Задерживать и ограничивать спецконтингент в движениях способами, не противоречащими пенитенциарному законодательству [4, с. 179].

Данные вопросы, безусловно, освещаются в учебной программе, но, на мой взгляд, им уделяется недостаточное количество учебного времени, что способствует неэффективности применения подобного рода приемов на практике.

Говоря о тематике учебных занятий по физической подготовке сотрудников УИС, считаю целесообразным обратиться к образовательной программе курсантов и сотрудником МВД, в которой реализуются такие темы, как:

 «Понятия о физических качествах и методиках их развития у сотрудников органов внутренних дел»;

 «Понятие о здоровом образе жизни и его значении для сотрудников органов внутренних дел»;

 «Психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел» [5, с. 82].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что на данный момент нет единого выработанного комплекса требований к программам, по которым осуществляется подготовка сотрудников для формирования физиологических, тактических, психологических и психических качеств, которые входят в структуру обучения сотрудника навыку личной безопасности. В этой связи, предлагаем упорядочить существующую во ФСИН России систему профессиональной подготовки сотрудников УИС в сфере обеспечения личной безопасности.

Также, стоит отметить, что психологическая подготовка не предусмотрена учебным планом в рамках физической подготовки, а преподается лишь на других учебных дисциплинах в рамках общей и пенитенциарной психологии. Однако на данный момент не существует программы обучения по психологическому сопровождению сотрудников в момент применения приемов борьбы и самообороны, поэтому большинство сотрудников просто не могут себя правильно настроить на действия в экстремальных условиях. Внедрение данной программы в рамках лекционных занятий по физической подготовке считаем целесообразным выходом из данной ситуации.

Как еще один аспект повышения эффективности физической подготовки сотрудников УИС, считаю целесообразным перенять опыт образовательных организаций МВД, и внедрить в рамках лекционных занятий такие темы, как:

 «Понятия о физических качествах и методиках их развития у сотрудников органов внутренних дел»;

 «Понятие о здоровом образе жизни и его значении для сотрудников органов внутренних дел»;

 «Психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел».

Литература:

  1. Ковалев О. Г., Семенова Н. В. К вопросу обеспечения личной безопасности персонала учреждений и органов УИС // Столыпинский вестник. — 2022. — № 1. — Т.4. — С.31–34.
  2. Петров, К. Н. Проблемные аспекты огневой и физической подготовки сотрудников полиции в рамках первоначальной подготовки / К. Н. Петров // 2021. — № 8(59). — С. 151–155.
  3. Мешев, И. Х. Роль физической подготовки в профессионально-прикладной подготовке сотрудников ОВД / И. Х. Мешев // Культура физическая и здоровье. — 2022. — № 1(81). — С. 97–101.
  4. Красилов, О. В. Физическая подготовка как составляющая комплекса основ профессиональной подготовки сотрудника ОВД / О. В. Красилов, С. В. Мананников, Ю. П. Балакин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2019. — № 2(37). — С. 179–181.
  5. Глубокий, В. А. Методическая подготовка слушателей образовательной организации МВД России по физической и огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел / В. А. Глубокий // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XХIV международной научно-практической конференции, Красноярск, 08–09 апреля 2021 года. Том Часть 2. — Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2021. — С. 82–85.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, Россия, личная безопасность, сотрудник органов, занятие, прием борьбы, сотрудник, учебный план, физическая подготовка сотрудников, высокий уровень.


Ключевые слова

задержание, личная безопасность, спецконтингент, сотрудники ФСИН России, прикладная физическая подготовка

Похожие статьи

Задать вопрос