Формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 18.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Зарубин, Д. А. Формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка / Д. А. Зарубин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113063/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается проблема формирования гибких навыков (soft skills) у будущих учителей английского языка в системе высшего педагогического образования. Обосновывается актуальность этой задачи в связи с возрастающими требованиями современного рынка труда.

Ключевые слова: гибкие навыки, soft skills, подготовка учителей английского языка.

Современный рынок труда предъявляет все более высокие требования к выпускникам педагогических вузов, готовящим учителей английского языка. Помимо прочного овладения предметными знаниями и методикой преподавания, от будущих учителей ожидается наличие развитых гибких навыков. Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью [1]. Данные навыки, включают в себя: критическое мышление, творчество, коммуникативность и лидерские качества, также они играют ключевую роль в эффективной работе учителя и его способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом можно организовать подготовку будущих учителей английского языка, чтобы сформировать у них необходимый комплекс гибких навыков. Данная статья ставит целью проанализировать возможные подходы к решению этой задачи.

Теоретические основы формирования гибких навыков Теоретическим фундаментом формирования гибких навыков у будущих учителей английского языка могут служить концепции отечественных ученых, разрабатывающих подходы к развитию надпрофессиональных компетенций.

Согласно теории деятельностного подхода Рубинштейна-Леонтьева, гибкие навыки формируются в процессе активной познавательной и практической деятельности обучающихся [2]. Важную роль при этом играет включение студентов в разнообразные социальные практики, где они могут перенимать опыт и модели поведения от более компетентных наставников.

Другой теоретический подход, разработанный Зимней И. А., рассматривает формирование гибких навыков как процесс «конструирования» знаний и умений в ходе самостоятельной учебно-познавательной деятельности [3]. В этой связи, особое значение приобретают методы обучения, стимулирующие студентов к активному поиску решений, выдвижению гипотез и критическому осмыслению информации.

Наконец, концепция личностно-ориентированного образования Хуторского А. В. указывает на важность создания в учебном процессе условий, побуждающих студентов к переосмыслению своих ценностей, установок и поведенческих моделей [4]. Трансформация личностных смыслов, по мнению автора, выступает основой формирования гибких навыков, связанных с самореализацией, творчеством и эффективной коммуникацией.

Таким образом, теоретической базой развития гибких навыков у будущих учителей английского языка могут служить концепции деятельностного подхода, компетентностной модели образования и личностно-ориентированной парадигмы, разработанные отечественными исследователями.

В российских педагогических университетах всё более широкое распространение получают практико-ориентированные методы, такие как проектное обучение, кейс-стади, деловые игры. Так, в Московском педагогическом государственном университете студенты регулярно вовлекаются в реализацию социально-педагогических проектов, связанных с внедрением инклюзивных практик в школах, разработкой программ дополнительного образования и др. Подобная деятельность позволяет будущим учителям развивать креативность, критическое мышление, умение работать в команде.

В зарубежных вузах распространен подход «обучения через служение» (service learning), при котором студенты участвуют в волонтерских программах и общественных инициативах, совмещая образование с практической деятельностью на благо общества. Университет Райса (США), к примеру, реализует программу Urban Immersion, где студенты-педагоги проходят стажировки в школах малообеспеченных районов, развивая навыки межкультурного взаимодействия и социальной ответственности.

Многие ведущие университеты мира также активно внедряют цифровые технологии в образовательный процесс. Так, в Стэнфордском университете действует платформа Геймификации обучения по дизайнеру, где студенты на практике осваивают принципы геймификации и разрабатывают обучающие игры, формируя компетенции в IТ-сфере и образовательных инновациях.

Общей чертой лучших практик является акцент на вовлечение студентов в активную практическую деятельность в реальных или приближенных к реальности условиях. Такой опыт способствует развитию целого комплекса гибких навыков — коммуникации, креативности, критического мышления, навыков совместной работы и лидерства.

На основе анализа российского и мирового опыта можно выделить наиболее эффективные методы формирования гибких компетенций будущих педагогов, включающие проектное обучение, организацию стажировок, волонтерскую деятельность, применение ИКТ и геймификации, а также другие активные и практико-ориентированные подходы.

Методы формирования гибких навыков в подготовке учителей английского языка. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что наиболее эффективными методами развития гибких навыков у будущих учителей английского языка являются:

— Проектно-ориентированное обучение. Выполнение комплексных учебных проектов, нацеленных на решение реальных практических задач, способствует развитию креативности, критического мышления, навыков командной работы и коммуникации. Работая над проектами, студенты учатся ставить цели, планировать деятельность, распределять обязанности в команде, находить нестандартные решения проблем. Презентация результатов проектов перед аудиторией также развивает навыки публичных выступлений.

— Использование активных методов обучения. Методы, основанные на вовлечении студентов в дискуссии, ролевые игры, «мозговые штурмы» и другие интерактивные формы работы, развивают гибкие навыки, связанные с коммуникацией, лидерством и умением работать в команде. Такие формы занятий позволяют студентам приобрести опыт аргументации своей позиции, ведения переговоров, принятия решений в условиях неопределенности.

— Организация практико-ориентированных стажировок и волонтерской деятельности. Включение студентов в реальные образовательные практики под руководством опытных наставников способствует формированию профессиональных компетенций и развитию гибких навыков в контексте будущей педагогической деятельности. Студенты получают возможность применить теоретические знания на практике, а также научиться эффективно взаимодействовать с учениками, коллегами и родителями.

— Применение информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Использование современных ИКТ в учебном процессе развивает у студентов креативность, критическое мышление, навыки самоорганизации и управления информацией. Работа с различными цифровыми инструментами, создание мультимедийных проектов, организация виртуальных коммуникаций — все это способствует формированию гибких навыков, востребованных в условиях цифровой трансформации образования.

— Включение в учебные программы специальных курсов и модулей, нацеленных на развитие гибких навыков. Такие курсы могут быть посвящены, например, тайм-менеджменту, ораторскому искусству, эффективному командообразованию, решению конфликтных ситуаций и т. д. Интеграция данных модулей в учебные планы бакалавриата и магистратуры позволяет систематически работать над формированием надпрофессиональных компетенций будущих учителей.

— Формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка является важной задачей системы высшего педагогического образования. Решение данной задачи требует внедрения в учебный процесс инновационных методик, ориентированных на активное вовлечение студентов в практико-ориентированную деятельность и развитие их надпрофессиональных компетенций.

Применение таких подходов, как проектное обучение, использование активных методов и современных цифровых технологий, организация практических стажировок и специализированных курсов, позволит подготовить конкурентоспособных выпускников, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Таким образом, формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка является комплексной задачей, решение которой предполагает серьезные изменения в содержании, формах и методах высшего педагогического образования. Только в этом случае выпускники педагогических вузов смогут стать востребованными и конкурентоспособными специалистами, способными успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / Бермус. — Текст: электронный // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm (дата обращения: 10.03.2024).
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  4. Савина, Н. В. Развитие гибких навыков у студентов педагогических вузов в процессе обучения / Н. В. Савина, Е. В. Пронина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26. — № 2. — С. 153–158.
  5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
  6. Boyatzis, R. E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance / R. E. Boyatzis. — New York: John Wiley & Sons, 1982. — 328 p.
  7. Robles, M. M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today's Workplace / M. M. Robles // Business Communication Quarterly. — 2012. — Vol. 75. — No. 4. — P. 453–465.
  8. Soft skills. — Текст: электронный // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК) РУДН: [сайт]. — URL: https://ippk.rudn.ru/softskills (дата обращения: 12.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, навык, критическое мышление, будущее, высшее педагогическое образование, проектное обучение, студент, учитель, волонтерская деятельность, учебный процесс.


Ключевые слова

soft skills, гибкие навыки, подготовка учителей английского языка

Похожие статьи

Задать вопрос