Нормативное регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 22.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Коржова, Т. А. Нормативное регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ / Т. А. Коржова, Е. Н. Катышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113019/ (дата обращения: 04.05.2024).



Представленная работа направлена на анализ вопросов правовой основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел РФ. Авторами определяются цели нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОРД РФ, исследуются подходы к классификации его источников. В заключении выдвигается собственное предложение по классификации источников нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОВД РФ.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовая основа, информационное обеспечение, органы внутренних дел РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Вопросы, связанные с информационным обеспечением деятельности оперативных подразделений, состоящих на службе в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, обладают на актуальный момент времени важнейшим значением, так как посредством их надлежащего правового обеспечения представляется возможным добиться положительных результатов, выраженных в повышении эффективности оперативно-розыскной деятельности указанных субъектов.

Изучение таких вопросов является актуальным и необходимым, так как оно позволяет:

– проанализировать особенности действующей в Российской Федерации практики нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОРД ОВД;

– определить, в каких пределах должно осуществляться подобное нормативно-правовое регулирование;

– выявить проблемные аспекты, которыми на сегодняшний день характеризуется нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения ОРД ОВД РФ;

– определить пути устранения выявленных проблем, направленные на совершенствование действующих нормативно-правовых актов, их модернизации, необходимой для повышения эффективности ОРД ОВД РФ [5, с. 40].

Г. Г. Саркисян в своём исследовании указывает, что основная цель рассматриваемой нами сферы нормативно-правового регулирование — установление оптимального правопорядка в вопросах, имеющих непосредственное отношение к информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности, в качестве своей основной направленности рассматривающее защиту и охрану личности и государства [6, с. 161].

Д. И. Яичко выделяет значительно более широкий перечень целей, преследуемых информационным обеспечением. Среди таких целей автор выделяет предоставление сотруднику ОВД РФ, осуществляющему работу с информацией, возможностей, исходящих из знания им предписаний нормативно-правовых актов, чётко представлять следующие вопросы:

– основания, учёт которых может быть произведён для последующего поиска необходимых сведений, а равно порядок осуществления данного процесса и др.;

– виды сведений, с целью поиска которых производятся оперативно-розыскные мероприятия, источники их получения, каналы передачи и др.;

– формы и методы сбора информационных данных, эффективные способы их передачи и хранения, обработки;

– сроки, в течение которых информационные данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, должны быть переработаны;

– правовой режим, в соответствии с которым осуществляется охрана и защита сведений;

– основания, в соответствии с которым должностное лицо, осуществляющее деятельность по работе с информацией, может быть привлечено к юридической ответственности, а равно виды такой ответственности [7, с. 135].

Как мы можем заметить, нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения в действительности позволяет разрешить ряд важнейших вопросов, которые, безусловно, оказывают прямое влияние на эффективность деятельности оперативных подразделений и, как следствие, уровень преступности в государстве. Именно по этой причине важно, чтобы подобное регулирование было лишено пробелов и каких-либо иных недостатков, препятствующих реальному достижению обозначенных целей.

Правовую основу информационного обеспечения ОРД РФ составляют нормативно-правовые и подзаконные акты, которые издаются официальными органами Российской Федерации и наделяются юридической силой, т. е. являются обязательными к соблюдению для всех без исключения субъектов, на которых распространяется их непосредственное влияние. В трудах учёных деятелей можно встретить мнение о том, что все акты, входящие в правовую основу регулирования обозначенного института, могут быть разделены на три большие группы:

1) нормативно-правовые акты, непосредственно не регулирующие ОРД, однако закрепляющие основополагающие вопросы, необходимые для решения различных правовых и иных аспектов, связанных с деятельностью оперативных подразделений ОВД РФ;

2) нормативно-правовые акты, содержащие указание на меры ОРД и иные связанные с ней аспекты, однако не регулирующие порядок их непосредственного осуществления;

3) нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие ОРД, определяющие особенностей производства отдельных мероприятий и иных аспектов [3, с. 28].

Существуют и иные подходы к классификации источников, составляющих нормативно-правовую основу информационного обеспечения ОРД ОВД РФ. Среди таких подходов наиболее распространён следующий, выделяющий четыре группы видов источников:

1) конституционные, включающие в себя не только Конституцию Российской Федерации, но и федеральные конституционные законы;

2) международно-правовые, состоящие исключительно из международно-правовых актов, например, международных соглашений в сфере организации расследования преступлений, обладающих трансграничным характером;

3) законодательные, к которым относятся федеральные и иные законы, принимаемые на территории Российской Федерации;

4) подзаконные, обладающие наименьшей юридической силой, однако также, как и иные источники являющиеся обязательными к соблюдению [4, с. 462].

Наибольшей юридической силой среди всех актов, составляющих правовую основу обозначенного института, обладает Конституция Российской Федерации, в которой закреплён ряд базисных положений, учитываемых при принятии всех иных нормативно-правовых и подзаконных актов, действующих на территории государства. Так, к примеру, статья 24 Конституции Российской Федерации закрепляет право человека на частную жизнь, которое включает невозможность осуществления сбора, хранения и ряда иных действий с информацией о ней, за исключением случаев, когда самим индивидуумом было дано соответствующее согласия. В статье 55 Основного Закона также закрепляется указание на то, что ряд прав, принадлежащих человеку и гражданину, может быть ограничен при условии, если такие ограничение нашли своё закрепление в актах действующего законодательства. Само собой, ни одно из подобных ограничений не должно характеризоваться дискриминационным характером и каким-либо иным образом, ущемляющим честь и достоинство человека и гражданина [1, с. 4398].

Среди актов федерального законодательства, помимо Конституции Российской Федерации, большую роль играют федеральные законы. В контексте рассматриваемого нами вопроса следует отметить Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в содержание которого включена статья 10, определяющая ряд основополагающих вопросов, связанных с информационным обеспечением ОРД ОВД РФ. В частности, обозначенная норма закрепляет, что уполномоченные осуществлять ОРД органы наделяются правом по использованию и созданию информационных систем. Данные действия осуществляются для того, чтобы стало возможным решить задачи, поставленные перед указанными органами. Помимо этого, обозначенные субъекты обладают полномочиями по созданию дел оперативного учета при условии, что имеют место основания, перечисленные в положениях нормы статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2, с. 3349].

Подзаконные акты, принимаемые различными органами, в том числе обладающие статусом ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, также выступают в качестве самостоятельного источника нормативно-правового регулирования информационного обеспечения ОРД ОВД РФ. Принятие подобных документов позволяет решать более узконаправленные правовые задачи, конкретизируя тем самым положения Конституции Российской Федерации, федеральных законом и иных нормативных актов. Кроме того, использование подзаконных правовых актов для регулирования вопросов, связанных с рассматриваемым институтом, предоставляет возможности по учёту региональной специфики, имеющей непосредственное отношение к деятельности оперативных подразделений на отдельных территориях.

Таким образом, в заключении произведённого исследования можно сделать вывод о том, что надлежащие нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения ОРД ОВД РФ позволяет в существенной степени повысить эффективность деятельности оперативных подразделений. Исследование трудов учёных деятелей позволило также установить возможность выделения следующей классификации источников обозначенного вида нормативно-правового регулирования:

1) конституционные, федеральные и иные законы, определяющие особенности информационного обеспечения, использования информации на территории Российской Федерации в принципе;

2) федеральные законы, посредством которых осуществляется нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов, включая ОВД РФ;

3) подзаконные акты ведомственного характера, регулирующие вопросы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД РФ и иные связанные с ней вопросы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
  3. Казакбиев, Т. А. Основные задачи и направления деятельности по обеспечению информационной безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / Т. А. Казакбиев // Право. общество. государство: история и современность. — 2019. — № 1. — С. 28–33.
  4. Калужина, М. А. Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / М. А. Калужина // Проблемы эффективности права в современной России. — 2016. — № 1. — С. 462–468.
  5. Самоделкин, А. С. Основные направления совершенствования правового регулирования координации оперативно-розыскной деятельности / А. С. Самоделкин // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 4. — С. 40–45.
  6. Саркисян, Г. Г. Правовая основа информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: современное состояние и проблемы / Г. Г. Саркисян // Юрист — Правоведъ. — 2020. — № 3. — С. 161–166.
  7. Яичко, Д. И. О некоторых вопросах правовой основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / Д. И. Яичко // Закон и право. — 2018. — № 10. — С. 135–137.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, нормативно-правовое регулирование, Российская Федерация, информационное обеспечение, оперативно-розыскная деятельность, акт, информационное обеспечение ОРД, правовая основа, классификация источников, непосредственное отношение.


Похожие статьи

Задать вопрос