Механизмы стратегического планирования образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 16.04.2024

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Е. К. Механизмы стратегического планирования образовательной организации / Е. К. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113015/ (дата обращения: 01.12.2024).



Российская образовательная система эффективно использует стратегическое планирование для обеспечения развития сферы образования. Вопросы управления стратегическим развитием в настоящее время являются первостепенными для любой образовательной организации. Ориентация на успешное функционирование любого образовательного учреждения в долгосрочной перспективе обусловливает необходимость определения его стратегического потенциала, степени и направлений его использования и способности адаптироваться к изменяющемуся поведению элементов внешней среды [2].

В нестабильной рыночной среде для организации образования стратегическое планирование становится острой необходимостью. Однако основой формирования стратегии развития образовательной организации должно стать его управление. Первоочередной задачей каждой образовательной организации является создание собственной уникальной стратегической модели развития. Современная политика в области образования держит ориентир на стратегическое развитие. В связи с этим, особенно актуальным является вопрос исследования механизмов стратегического планирования образовательной организации [2].

Одним из основных механизмов является анализ внешней и внутренней среды образовательной организации с целью изучения основных трендов в области образования, а также рассмотрение конкурентной среды с выявлением сильных и слабых сторон. Определяет потенциал учебного заведения в области качества оказываемых образовательных услуг именно внутренняя среда, которая должна гибко реагировать на изменения внешней среды. В анализе внутренней среды рассматриваются производственный, кадровый и конкурентный потенциалы, на данном этапе проводится SWOT-, PEST-анализы в образовательной организации. Большое внимание образовательная организация уделяет тем направлениям, которые ее окружают, в частности, конкуренты, партнеры и участники образовательного процесса. Для анализа факторов внешней среды рассматриваются федеральные, региональные, муниципальные программы развития образования на долгосрочный период, различные рейтинги образовательных организаций, СМИ, аналитические отчеты органов управления образования [1].

Следующим механизмом является определение стратегических целей и приоритетов, основных направлений развития организации, которые помогают администрации образовательной организации правильно ставить цели и задачи, которые представляют предназначение образовательной организации как конкурентоспособной среды [1].

На этапе разработки стратегии определяются план действий для реализации основных стратегических направлений. На основе аналитических данных прошлого проектирования для разработки новой стратегии используется информация аналитического блока предыдущего этапа, личный опыт руководителя, рекомендации экспертов высшей школы, анализ опыта конкурентов, данные мониторинга запросов потребителей образовательных услуг [3].

После разработки стратегии управленец в образовательном учреждении переходит к этапу реализации, а именно выполнение запланированных целей задач, распределение выделенных ресурсов, контроль за выполнением поставленных целей и задач, корректировка стратегии. Помогают объективно оценить данные мониторинга удовлетворенности потребителя и участников образовательного процесса, плановые отчеты по реализации стратегии [1].

Конечным механизмом после стратегического периода является оценка результатов, которая сопровождается изучением полученного опыта и сделанных выводов на основе работы с разработанной стратегией для составления будущих стратегических решений. В рамках данного этапа выбранная стратегия оценивается на соответствие жизненным реалиям. Стратегия является гибким инструментом управления образовательной организацией и в случае возникающей необходимости в нее могут быть внесены дополнительные корректировки. Для оценки результатов используются данные ежегодного анализа реализации стратегии; данные мониторинга удовлетворенности потребителя и участников образовательного процесса [1].

Таким образом, стратегическое планирование является важным условием эффективного развития образовательной организации. Грамотная организация и реализация данного вида планирования — одна из важнейших функций современного образовательного менеджмента. Руководитель образовательной организации должен обладать умениями и навыками определения стратегии, это будет способствовать выбору верной индивидуальной траектории развития организации в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Все эти механизмы помогают обеспечить эффективное управление образовательной организацией и достижение ее стратегических целей.

Литература:

  1. Календаров, В. Б. Современные методы стратегического планирования в России / В. Б. Календаров. — Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2015. — C. 155. — Текст: непосредственный.
  2. Патрахина, Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография / Т. Н. Патрахина — Нижневартовск: Издательство. — Нижневарт. гос. ун-та, 2017. — 90 с. — Текст: непосредственный.
  3. Подопригора, М. Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов: монография / М. Г. Подопригора. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 216 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, стратегическое планирование, внешняя среда, внутренняя среда, образовательный процесс, SWOT, мониторинг удовлетворенности потребителя, область образования, образовательное учреждение, стратегическое развитие.


Задать вопрос