Мотивы совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 22.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Королёва, А. А. Мотивы совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних / А. А. Королёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113014/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена анализу мотивов, побуждающих к совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних. Рассматриваются различные факторы, включая социально-экономические, психологические и культурные, которые могут способствовать возникновению таких мотивов. В работе акцентируется внимание на значении понимания этих мотивов для разработки эффективных предупредительных мер и методов реабилитации как для жертв, так и для правонарушителей.

Ключевые слова: противоправные действия, несовершеннолетние, мотивы, социально-экономические факторы, психологические факторы, культурные факторы, предупредительные меры, реабилитация, ювенальная юстиция, защита прав несовершеннолетних.

В современной социальной парадигме проблематика противоправных деяний, жертвами которых становятся несовершеннолетние лица, занимает центральное место в дискурсе, касающемся обеспечения безопасности и защиты прав детей. Со временем трансформируется социокультурная среда, происходит эволюция норм и ценностных ориентиров общества, что, в свою очередь, оказывает влияние на паттерны поведения индивидов, включая те паттерны, которые детерминируют совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.

Первостепенным аспектом для установления обстоятельств при расследовании преступлений является предмет доказывания. Предметом доказывания выступает совокупность всех обстоятельств по уголовному делу, в которую входят ошибочно устанавливаемые обстоятельства. Задачами методики расследования преступлений против несовершеннолетних можно обозначится такие аспекты как:

— Поиск возможных источников доказательств;

— Получение от участников расследования доказательств и по средствам построения следственных версий, а также построение логической закономерной цепочки;

— Характер события, содержание и способ совершения преступления.

К сожалению, зачастую сложно выявить эти аспекты, но так или иначе возможно знать характер действий и понимать, почему возникают определенные факты при расследовании преступлений. [3, с. 3]

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», каждому ребенку обеспечивается защита и создаются благоприятные условия для его всестороннего развития. Это включает поддержку физического, интеллектуального, морального, духовного роста и социального благополучия в условиях, характеризующихся свободой и уважением к личной честь и достоинству ребенка. В рамках законодательства РФ, преступления против семейных отношений и несовершеннолетних рассматриваются как серьезные нарушения, подрывающие основы семейного благополучия и детской защиты. Такие действия включают нарушения, затрагивающие семейные связи, установленные браком или родством, и создают угрозы благополучному развитию детей, обеспечивая их защиту посредством уголовного судопроизводства и подчеркивая важность семейных и социальных обязательств, в том числе обеспечение воспитания и материальной поддержки.

Уголовное право Российской Федерации активно защищает права и интересы семьи и несовершеннолетних, отводя этим вопросам приоритетное место в своем регулировании. В Уголовном кодексе РФ глава, посвященная преступлениям против семейных и детских прав, выделяет общественные отношения, направленные на охрану этих интересов, как основной объект защиты.

Преступления против несовершеннолетних включают действия, такие как вовлечение молодых людей в преступную деятельность или антиобщественные действия, розничную продажу алкоголя несовершеннолетним, а также невыполнение обязательств по воспитанию. Примеры таких нарушений указаны в статьях 150, 151, 151.1, и 156 УК РФ соответственно. [4]

С другой стороны, преступления против самой семьи обуславливаются действиями, подрывающими основы семейных уз, включая подмену ребенка, незаконное усыновление или удочерение, разглашение тайны усыновления, и уклонение от выплаты алиментов на детей или нетрудоспособных родителей, что охватывается статьями 153, 154, 155, и 157 УК РФ.

Таким образом, Уголовный кодекс четко разделяет преступления, наносящие урон семейным и детским правам, на две основные категории, подчеркивая стремление закона охранять эти фундаментальные социальные ценности.

Принимая во внимание многогранность мотивационной сферы и разнообразие условий, способствующих реализации таких деяний, научное исследование данной проблематики требует комплексного подхода и глубинного понимания всей совокупности факторов, детерминирующих этот процесс. Важно отметить, что каждый случай уникален, но существует ряд общих факторов, которые могут повышать вероятность таких действий [2]:

1. Социально-экономические условия:

— Причины, обуславливающие совершение противоправных деяний в отношении несовершеннолетних лиц, характеризуются многоуровневостью и многогранностью, охватывая социально-экономические, психологические и культурные аспекты. Важно акцентировать внимание на том, что каждый казус уникален, однако существует ряд общих факторов, которые могут повышать вероятность реализации таких деяний. Социально-экономические условия, а именно низкий уровень доходов, безработица, недостаток жилья и другие факторы материальной нестабильности, способны порождать стресс и напряжение в семейных системах, что, в свою очередь, повышает риск совершения противоправных действий в отношении детей. Социальная изоляция и недостаточный доступ к социальным службам также играют роль катализатора.

— Исследователи в области социологии и социальной работы акцентируют внимание на социально-экономических условиях, в которых происходит рост и воспитание детей. Обстоятельства бедности, социальной изоляции семьи, недоступности образовательных и социальных услуг увеличивают риски реализации противоправного поведения в отношении несовершеннолетних. При этом подчеркивается, что не только материальная депривация, но и отсутствие эмоциональной поддержки и понимания в семейной системе могут выступать в качестве катализаторов преступлений против детей.

2. Образовательно-просветительская сфера:

— Недостаточное освоение родительским и опекунским сообществом постулатов обеспечения детских прав и применения безнасильственных воспитательных практик может привести к снижению уровня их осведомленности в данном вопросе и использованию в воспитательном процессе несовершеннолетних методик, включающих в себя элементы насилия.

3. Личностно-психологические особенности:

— Наличие у индивида расстройств личности психического характера, проявление агрессивных тенденций, низкая самооценка, затруднения в саморегуляции, а также опыт ранее совершенного противоправного или жестокого поведения могут являться сопутствующими факторами, формирующими предпосылки для совершения противозаконных действий в отношении несовершеннолетних. Многочисленные клинико-психологические исследования демонстрируют, что значительная часть лиц, совершивших насильственные деяния в отношении детей, имеет в анамнезе случаи психических расстройств или перенесенного в детском возрасте насилия, что ассоциируется с повышенным риском проявления агрессивного поведения в зрелом возрасте.

4. Влияние психоактивных веществ:

— Злоупотребление алкогольными напитками либо наркотическими средствами существенно увеличивает вероятность совершения агрессивных и правонарушающих действий.

5. Культурно-социальные нормы:

— Отдельные культурные и социальные установки могут способствовать поддержанию или даже оправданию насильственных действий в отношении детей. Гендерные и статусные стереотипы также оказывают влияние на формирование моделей поведения с несовершеннолетними.

6. Семейная динамика:

— Внутрисемейное эмоциональное насилие, отсутствие доверительных и гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, наличие истории применения силы в семье, а также неадекватные, основанные на принуждении методы воспитания могут значительно увеличить вероятность совершения противозаконных действий в отношении несовершеннолетних лиц.

7. Отсутствие социальной поддержки:

— Неконтролируемый доступ подрастающего поколения к насильственному и неуместному контенту в сети Интернет и средствах массовой информации может способствовать формированию девиантных паттернов поведения и искажать представления о безопасных и этичных нормах взаимодействия.

Отсутствие доступа к квалифицированным социальным и психологическим услугам для семей и несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, значительно повышает риск совершения ими правонарушений.

К наиболее распространенным мотивам относят: корыстные посягательства, ненадлежащее исполнение обязанностей в отношении воспитания, эгоцентризм.

При расследовании преступлений, затрагивающих несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации сталкиваются с рядом сложностей:

— Одной из основных проблем является психологический барьер у детей, которые часто боятся или не желают делиться информацией о произошедшем из-за страха перед возможными последствиями или из-за чувства привязанности к причастному к делу лицу.

— Также критично учитывать необходимость защиты интересов ребенка в процессе расследования, что требует от правоохранительных органов особой внимательности и профессионализма при взаимодействии с несовершеннолетними жертвами и свидетелями.

— Проблемы усложняются ограничениями в проведении некоторых видов следственных действий с участием детей, требованиями к специализированной подготовке сотрудников и необходимостью привлечения психологов и других специалистов для работы с несовершеннолетними.

— Проблематика конфиденциальности и сохранения анонимности жертв и свидетелей, особенно в условиях малых населенных пунктах, где информация может быстро распространяться, также представляет собой дополнительные вызовы.

Для эффективного снижения уровня преступлений в отношении детей необходимо разработать и реализовать комплекс долгосрочных и краткосрочных мероприятий профилактического и реагирующего характера. Одним из ключевых направлений является разработка и внедрение всеобъемлющих образовательных программ, нацеленных на повышение уровня осведомленности о правах ребенка и негативных последствиях насилия среди самих несовершеннолетних, их родителей и работников социальной сферы, контактирующих с детьми. Это будет способствовать формированию здоровых, гуманных взаимоотношений и созданию поддерживающей среды. [1]

Также крайне важно обеспечить безопасную среду в школьных учреждениях и домашних условиях, где каждый ребенок мог бы чувствовать себя защищенным. Предоставление доступа к высококвалифицированным психологическим и социальным услугам окажет необходимую поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или пережившим насилие.

Совершенствование законодательной базы посредством ужесточения уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних будет оказывать сдерживающее воздействие на потенциальных нарушителей.

Налаживание тесного межведомственного взаимодействия и кооперации между организациями, занимающимися защитой детей, позволит обеспечить оперативный обмен информацией и скоординированные действия в решении этой важнейшей задачи. [5]

Реализация долгосрочных программ, направленных на укрепление взаимоотношений и компетенций в семье, будет способствовать созданию благоприятной и поддерживающей атмосферы внутри семейных сообществ.

Информационно-просветительские мероприятия, нацеленные на вовлечение широких слоев населения, динамично повысят общественную осведомленность о проблеме насилия в детской среде и актуализируют вопрос об активном участии граждан в ее профилактике и предупреждении.

Постоянный мониторинг и оценка результативности реализуемых мероприятий обеспечат внесение необходимых корректив в рамках адаптации к динамично меняющимся условиям. Только благодаря комплексному и системному подходу на всех уровнях общества можно добиться максимального улучшения ситуации.

Литература:

  1. Горностаева, В. А. Некоторые вопросы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (статья 151 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Череповецкие научные чтения 2016. Материалы всероссийской научно- практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 47–49.
  2. Карпова, А. Н. Причины и виды вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 184–187.
  3. Куемжиева, С. А. О целеопределении в расследовании преступлений против семьи и несовершеннолетних/ 2018. С. 3. Текст: электронный// КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tseleopredelenii-v-rassledovanii-prestupleniy-protiv-semi-i-nesovershennoletnih/viewer
  4. Ростокинский, А. В. Преступность несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт. 2022. 275 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/498975
  5. Рыбальская, В. Я. О виктимологическом направлении профилактики преступности несовершеннолетних // Виктимология и профилактика правонарушений: Сборник научных трудов. Иркутск, 1979. С. 68.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, отношение детей, Российская Федерация, отношение, расследование преступлений, ребенок, вероятность совершения, предмет доказывания, риск совершения, УК РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос