Правовая неопределённость законодательства РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Лутцев, А. А. Правовая неопределённость законодательства РФ / А. А. Лутцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 221-225. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112394/ (дата обращения: 12.05.2024).



В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с несовершенством и двусмысленностью законодательства, правовыми пробелами и коллизиями, а также сложностями в их толковании и применении.

Ключевые слова: право, законодательство, эффективность законодательства, правовая неопределённость, стандарты законодательства.

This article discusses topical issues related to the imperfection and ambiguity of legislation, legal gaps and conflicts, as well as difficulties in their interpretation and application.

Keywords: law, legislation, effectiveness of legislation, legal uncertainty, standards of legislation.

Государство и право тесно взаимосвязаны и не могут существовать раздельно. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства и его функции, тем самым вносит чёткую определённость в осуществление государством политической власти. Из этого следует, что поддержание государства, как целостной структуры невозможно без такого элемента, как законодательство. Во многих демократических странах, в том числе в России, закон включает в себя один из основополагающих принципов: «правовой определённости[1]», согласно которому неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования недопустимы, так как, препятствуя должному пониманию его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод. Этот принцип существует одновременно с несоответствующим, противоречащим ему понятием: правовая неопределённость законодательства — проблема, которая до этих пор не решена и не исключена из судебной или юридической практики [12].

Понятие «правовой определённости» впервые было обозначено в римском праве: «закон всегда определён»[2]. Юристы того времени считали, что правовая определённость — фундамент правого порядка государства. Являясь одним из основных принципов права, понятие означает, что законы и другие нормативные акты должны быть ясными, точными и не допускать различных толкований. Отсюда не сложно догадаться, что, находясь в обратной зависимости, понятие правовой неопределённости, напротив, означает, что правила и нормы не ясны или не однозначны. Рассматривая это понятие в широком смысле Власенко Н. А. приводит следующее определение: «неопределённость в праве, рассматриваемая как антиномия определённости (формальной определённости), есть явление несовершенства правового регулирования, обусловленное объективными и субъективными факторами правообразовання» [3]. Это может привести к тому, что участники правоотношений не знают, как действовать, и могут столкнуться с различными проблемами, такими как нарушение их прав или невозможность защитить свои интересы.

Правовая неопределённость вызвана пробелами в законах, коллизиями правовых норм, вызванными расхождениями или противоречиями между правовыми нормами, когда одна норма противоречит другой или обе нормы, противоречат друг другу [7]. Также неопределённость приводит к отсутствию единой интерпретации в применении законов. Это способствует появлению юридических рисков для всех сторон, включая физические лица, компании и государственные органы. Например, согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца (15 дней). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днём выплата заработной платы производится накануне этого дня. Следовательно, это — юридическая коллизия, поскольку, если первую часть зарплаты работодатель выплатит накануне выходного, то вторую часть работник получит позднее 15 дней. Допустим в организации, согласно правилами внутреннего трудового распорядка, зарплата выплачивается 5-го и 20-ого числа каждого месяца. В ноябре 2023 года выходной приходиться на 5 число (воскресенье), а значит работодатель обязан выплатить зарплату 3 числа. Следующая выплата произойдёт через 16 дней, что невольно противоречит ст. 136 Трудового кодекса. Так, для устранения этой коллизии необходимо внести изменения в законодательстве, чтобы обеспечить своевременное получение работниками второй части заработной платы. И это далеко не единственный пример.

Таким образом, правовая неопределённость в Российской Федерации вызвана несовершенством законодательства. Наше общество (как и любое другое) никогда не перестаёт развиваться, часто изменяется. Это преобразование требует постоянного закрепления общественных отношений их в правовой форме, отмены или изменения устаревающих правовых норм. Эти действия требуют от специалистов в этой сфере проведения большой работы над пересмотром, изменением законодательства страны. В России это затрудняется нехваткой квалифицированных кадров, а также медленным и не слишком эффективным бюрократическим аппаратом. Ещё раз важно отметить — общество постоянно переходит из одной формыв другую, а значит законодательство лишь адаптируется к новым условиям, совершая это с существенным запозданием. Соответственно, абсолютная определённость в праве невозможна. Однако, несмотря на это, Российская Федерация должна стремиться сократить этот «разрыв».

Правовая неопределённость является результатом слишком быстро увеличивающегося законодательства. Именно это создаёт дополнительные сложности для участников правовых отношений. Совсем недавние поправки в Конституцию России 2020 года стали самыми крупными изменениями основного закона страны–была исправлена 41 статья и добавлено ещё пять [13]. Важно отметить, что Российское законодательство постоянно подвергается изменению не только в рамках Конституции. Разнообразные федеральные законы и законы субъектов РФ, указы, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов и органов субъектов РФ всячески претерпевают трансформацию. Уголовный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1996 году, 80 раз подвергался корректировкам, общее их количество достигает 1200. Гражданско-правовой кодекс с 2002 года до настоящего времени редактировался 27 раз. Эти факты позволяют понять, настолько необъятное законодательство в современной России. Этим оно негативно влияет жизнь общества: большое количество законов может сделать систему законодательства громоздкой и сложной для понимания. Излишнее количество законов также могут привести к высоким издержкам для общества, включая расходы на их создание, проведение исследований и консультаций, а также на их исполнение и контроль.

Ещё одной причиной возникновения несовершенства законодательства является отсутствие алгоритма оценки. Судебная практика обнаруживает проблему отсутствия чёткого и последовательного алгоритма оценки законности, что может являться причиной принятия судами противоположных решений при наличии единого законодательства. К примеру, в постановлении Конституционного суда Республики Карелия (от 17.12.2008 года) оценивая методику определения размера арендной платы за муниципальное имущество, судья указал, что использованное в ней словосочетание «как правило» влечёт возможность неоднозначного толкования этого пункта и допускает неопределённость в правовом регулировании. Однако иную оценку тому же выражению дал Верховный суд РФ (в решении от 27.07.2011 года), анализируя формулировки, содержащиеся в порядке и условиях профессиональной переподготовки военнослужащих — граждан РФ по контракту. Использованная в указанном акте фраза «военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчётом, чтобы она заканчивалась…», по мнению суда, направлена на детализацию установленного для военнослужащих права, а потому является допустимой юридической техникой, не создающей неопределённость. Подобных примеров множество, практически любое определение, хоть немного чётко не конкретизированное, может трактоваться законодателем по-разному. Это несомненно приводит к различным проблемам и конфликтам, связанным с применением и толкованием законодательства.

Правовая неопределённость так же возникает по причине сложности процесса принятия и изменения законодательства. Этот процесс может включать множество этапов, таких как разработка законопроекта, его рассмотрение и принятие законодательным органом, подписание и опубликование закона главой государства, а также его реализация и применение. Например, законодательная инициатива федерального законао внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» поступила в Государственную Думу 23.06.2021 года. Опубликование изменений в ФЗ официально произошло только после прохождения всех стадий рассмотрения — 28.06.2023 года. Прошло больше двух лет, прежде тем законодательная инициатива обрела свою силу в виде закона. На каждом из этих этапов могут возникать различные трудности и препятствия, такие как политические разногласия, бюрократические преграды или необходимость согласования с другими законами и правовыми нормами. Все это может приводить к задержкам в принятии и изменении законов, что в свою очередь может способствовать появлению их несовершенства и пробелов в правовом регулировании.

Обращение к опыту зарубежных стран может быть полезным для понимания и оценки различных аспектов общественной жизни, а также для возможного применения успешных практик в своей стране, в частности, к правовой системе Китая [11].

Так, законы в этой стране принимаются согласно тщательно выверенным и обозначенным угрозам, и трудностям, в которых на данный момент прибывает Китайский народ. К угрозам ВСНП[3] относит: коррупцию, терроризм, защиту государственной целостности, демографию, ухудшение экологической обстановки, нехватку энергетических ресурсов. В зависимости от характера вызовов и угроз, продолжительности их существования, законодатель принимает определённые правотворческие шаги для решения определённых заранее проблем. Например, в сфере противодействия коррупции по вопросам уголовно-правового характера в УК КНР посвящена целая 8 глава [4]. Её анализ наглядно даёт понять, что законодатель относит этот вопрос к преступлениям тяжким, обладающим особенной общественной опасностью. Так, согласно статье 383 УК КНР «сравнительно крупная взятка» предполагает лишение свободы до 3-х лет, «крупная» от 3 до 10 лет, а «особо крупная»: лишение свободы от 10 лет до пожизненного срока или смертной казни[4]. Настолько строгие меры достаточно часто распространены и направлены на решение проблемы, которую ВСНП определил ранее. В сфере политики контроля за рождаемостью в 2013 году ВП ВСНП[5] принял постановление «Об урегулировании и совершенствовании политики рождаемости» цель которой снять демографическое напряжение вызванное стремительным падение рождаемости[6] и «старением» населения: по экспертным оценкам если всё оставить как есть, то к 2040 году на одного пенсионера в КНР будет приходиться лишь 1,7 работающих, что в свою очередь негативно повлияет на пенсионную систему страны. Этот и подобные ему законы способствуют преодолению трудностей, которые были определены правящей партией как необходимые для решения. Подобный подход к определению основных проблем, с которыми сталкивается Китай, способствует более грамотной, сосредоточенной и направленной работе законодательства, которое будет изменяться в соответствии с современными условиями. Этот метод всегда будет актуальным, поскольку в зависимости от ситуации в мире и в самом Китае органы власти всегда могут выявить наиболее острые вопросы и, не отвлекаясь на другие, решить именно их.

Таким образом, новые законы в Китае принимаются быстро, законодательство обновляется более направленно, и простому гражданину не сложно следить за изменениями в законах и понимать необходимость их принятия.

Использование методов и подходов зарубежных стран при принятии и изменении законов зачастую приводит к улучшению собственной правовой системы и уменьшения неопределённости в законодательстве. При этом важно не забывать, что грамотное заимствование опыта предполагает не примитивное копирование точь-в-точь, а перенимание знаний с учётом исторических, экономических, политических особенностей страны. Таким образом, органы власти должны собрать пленум, конференцию или совещание и обсудить на нем вопрос о основных проблемах и способах их решения. Это поможет определить наиболее важные направления развития и в зависимости от них в дальнейшем совершенствовать законодательство.

Кроме того, существует необходимость решения проблемы быстрого увеличения количества законов в нашей стране. Для решения которой необходимо провести анализ существующего законодательства, выявить дублирующие и противоречивые нормы, а также устаревшие законы. Благодаря отмене и систематизации избыточных и противоречивых норм, законодательство станет проще и понятнее.

Отсутствие чёткого и понятного алгоритма оценки различных ситуаций приводит к неоднозначному толкованию законов, различным подходам к их применению, а также возможным злоупотреблениям со стороны тех, кто обеспечивает их исполнение. Чтобы решить эту проблему, можно, например, разработать и внедрить чёткие критерии и процедуры оценки, которые будут понятны и доступны для всех участников правоотношений. Это поможет обеспечить более эффективное использование законов, снизить коррупцию и повысить доверие общества к законодательству.

Трудности в изменении и принятии законодательства, так же могут повлечь за собой негативные последствия, такие как замедление процесса законотворчества и снижение его эффективности. Кроме того, усложнение процесса принятия решений может привести к ошибкам и коррупции. Для решения этих проблем необходимо упростить законодательство, проводить регулярные ревизии и обучать законодателей [2].

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что правовая неопределённость является серьёзной проблемой, которая может привести к нарушению прав граждан и неэффективному функционированию правовой системы. Преодоление правовой неопределённости в законодательстве Российской Федерации является важным условием для обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, а также развития экономики и социальной сферы страны. Предложенные меры по снижению негативного влияния правовой неопределённости на законодательство не являются новыми, но их внедрение может существенно улучшить правовую систему, а реализация данных мер потребует значительных усилий и ресурсов государства и поддержки со стороны общества.

Литература:

  1. Берсенев А. А., Красняков Н. И. Укрепление законности и правопорядка в России // Развитие территорий. 2018. С. 3–9.
  2. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Российское право. 2008. С. 9–17.
  3. Власенко Н. А. Проблемы правовой неопределённости. — М.: 2023. — 176 с.
  4. Галиуллина С. Д., Сафина Е. А. Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности// Проблемы востоковедения. 2020. С. 8–14.
  5. Глухова Е. В. Снижение риска неопределённости при соотнесении норм международного права с правом отечественным. // Вестник ЮУрГУ. 2017. С. 25–30.
  6. Латыпова Н. С. Неопределённость права (исторический пример США) // Актуальные проблемы государства и права. 2021. С. 3–11.
  7. Мельник Н. В., Новикова Л. В. Неопределённость в российском праве // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». СПб., 2009. — 6 с.
  8. Петрова Е. А. Правило stare decisis как основа судебного правотворчества в США // Ленинградский юридический журнал, 2015. С. 2–9.
  9. Пряхина Т. М. Правовая неопределённость закона // Вестник МГПУ. Серия Юридические науки. 2014. С. 32–38.
  10. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, М. 2001. — 375 с.
  11. Трощинский П. В. Современное законодательство КНР: проблемы и перспективы развития// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. С. 24–31.
  12. Момотов В.В. Принцип правовой определённости и неопределённость права // Юристъ - Правовед. 2013. - С. 2.
  13. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Актуальная версия с сайта Президента Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/.

[1] Концепция правовой определённости признана Европейским судом в качестве одного из общих принципов права Европейского союза с 1960-х годов.

[2] Выражение принадлежит римскому юристу Ульпиану (примерно 170 - 228 гг. н.э.)

[3] Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) — высший законодательный орган Китайской Народной Республики, согласно Конституции КНР.

[4] Смертная казнь в КНР применяется чаще, чем в любой другой стране. Для исполнения приговора используют расстрел или смертельную инъекцию (последнее применяют как правило в большинстве случаев, так как это считается более гуманно по отношению к осуждённому).

[5] Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Он занимается принятием всех законодательных актов, кроме тех, принятие которых отнесено к исключительной компетенции Всекитайского собрания.

[6] Статистика: число новорождённых в 2020 г. - 12 млн по сравнению с 14,65 млн в 2019 г. что составляет уменьшение на 18%.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, законодательство, заработная плата, изменение, норма, правовая неопределенность, правовое регулирование, проблема, законодательная инициатива, Трудовой кодекс.


Ключевые слова

законодательство, право, правовая неопределенность, эффективность законодательства, стандарты законодательства

Похожие статьи

Задать вопрос