Повышение креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Утабеков, С. С. Повышение креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта / С. С. Утабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 96-101. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112981/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует вопросы и перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта. Выделяется дискуссионный и противоречивый характер оптимизации деятельности дизайнеров с применением искусственного интеллекта. Подчеркивается, что для начинающих дизайнеров искусственный интеллект становится средством знакомства с различными стилями дизайна, упрощения работы и снижения рабочей нагрузки. Искусственный интеллект приобретает значимость в простейших видах деятельности начинающего дизайнера, поскольку у последнего отсутствует возможность выявлять несоответствия и вносить коррективы. По итогам исследования выделяются техники повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, начинающие дизайнеры, нейросети, креативность с ИИ, повышение креативности, генерация идей, техники повышения креативности, деятельность дизайнеров.

Феномен генеративного искусственного интеллекта, интенсивно проникающего во все сферы человеческой жизни, намечает комплексные социально-экономические трансформации и связанные с ними процессы, колоссально перестраивает деятельность представителей многих профессий. Многие ученые сходятся во мнении о том, что искусственный интеллект в целом окажет существенное влияние на содержание и характер реализации трудовых функций работниками, поскольку обладает существенным потенциалом оптимизации рутинных задач и операций, обеспечивает возможность фокусироваться на выполнении прикладных и креативных (недоступных искусственному интеллекту) видов деятельности.

Актуальность исследования вопросов повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта определяется тем, что генеративный искусственный интеллект может стать перспективным и многогранным инструментом не только подготовки, но и адаптации начинающих дизайнеров на рабочем месте, применяться для знакомства с определенными стилями и организации автономного обучения, прививать корпоративный стиль. Подобное направление становится способом влияния на креативность начинающих дизайнеров за счет их более планомерного введения в практическую деятельность.

Цель исследования — охарактеризовать перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта.

Задачи исследования:

1) Определить потенциал применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров.

2) Охарактеризовать содержание креативной функции работника и выделить пути её улучшения средствами искусственного интеллекта.

3) Выявить перспективы влияния искусственного интеллекта на креативность начинающих дизайнеров.

В основу исследования положены труды ученых, посвященные вопросам применения искусственного интеллекта в деятельности специалистов и в решении задач повышения креативности дизайнеров. Исследование основано на теоретических методах: библиографическое описание, анализ источников по теме исследования, их обобщение и синтез.

Тезис о необходимости рассмотрения искусственного интеллекта как прорывного и обладающего потенциалом повышения креативности начинающих дизайнеров инструмента исходит из того, что искусственный интеллект основывается на обширной базе данных, в которую включается различная информация. Среди такой информации можно рассматривать различные предметные нюансы и аспекты, которые для начинающего дизайнера (молодого специалиста) остаются недоступными. Причем такая информация может запрашиваться начинающим дизайнером в достаточно удобной форме, не требует длительных поисков и пояснений, что демонстрирует общий потенциал искусственного интеллекта в решении образовательных задач.

Учитывая тезис о более обширной и удобной информации, предоставляемой начинающему дизайнеру за счет искусственного интеллекта, отметим общие возможности его применения в деятельности дизайнеров. Так, В. Н. Иванова пишет о том, что искусственный интеллект становится не просто инструментом оптимизации деятельности специалиста, а позволяет создать условия синтеза творческой мысли человека с её воспроизводством на базе инструментария искусственного интеллекта. Автор выделяет различные сферы применения искусственного интеллекта в дизайне, которые обеспечивают большее удобство и эффективность функционирования данной сферы [2]. Примечательной в контексте вышеупомянутого видится позиция Е. В. Малашука, который рассматривает искусственный интеллект и применение отдельных его инструментов в веб-дизайне. Автор отмечает, что сегодня все чаще наблюдается ситуация, когда человеческий труд совмещается с инструментами искусственного интеллекта. Подобное совмещение, по его мнению, приводит к осознанному смешению стилей и упрощению реализации многих сложных, ограниченных по времени и ресурсам проектов. По мнению Е. В. Малашука, функциональные возможности искусственного интеллекта, применимые в креативной сфере и находящие перспективность в различных видах и направлениях деятельности, несмотря на все заявления о замещении человеческой функции, не могут превзойти человека, поскольку требуют тщательного управления, четкого отслеживания результатов и оперирования ими для повышения эффективности отдельных инструментов [4]. Иными словами, искусственный интеллект хотя и рассматривается как оптимизационный и достаточно многогранный по своим функциональным возможностям инструмент, он пока еще не может применяться обывателями действительно в выгодном для труда ключе, поскольку требуется проверять информацию, давать ей критическую оценку, выделять неточности.

Г. А. Климова и К. М. Бегимай считают, что появление искусственного интеллекта в дизайне является результатом общей эволюции прикладных инструментов — появления первого программного обеспечения, функционал которого подвергался постепенному развитию, расширению и трансформациям. Авторы считают, что искусственный интеллект — это результат объединения потенциала множества специалистов из различных сфер деятельности, который позволил создать универсальный инструмент для дизайнеров [3]. Достаточно прикладным примером, отражающим эволюцию различных сфер под влиянием искусственного интеллекта, является эволюция генеративной графики, о которой пишет О. В. Петрухина. Автор отмечает, что постепенное развитие и усовершенствование инструментов генеративного искусственного интеллекта позволило перейти от неконтролируемого и стихийно формирующегося результата к целенаправленному и соответствующему установленным критериям созданию определенных объектов, геометрических фигур, сложных фонов, текста и др. составляющих, которые применяются в деятельности дизайнеров [6].

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что применение искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров сводится к системе направлений (рис. 1):

Некоторые направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров (составлено автором)

Рис. 1. Некоторые направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров (составлено автором)

Выделенные на рис. 1 направления применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров предоставляют достаточно обширный оптимизационный и упрощающий (улучшающий) деятельность специалиста инструментарий (функционал), значение которого меняется на наш взгляд от профессионализма и степени экспертности специалиста в заданной сфере деятельности. Подобное влияние раскрыто на рис. 2:

Значение и потенциал искусственного интеллекта для дизайнеров различной квалификации (составлено автором)

Рис. 2. Значение и потенциал искусственного интеллекта для дизайнеров различной квалификации (составлено автором)

Исходя из рис. 2, чем более опытным является специалист в сфере дизайна, тем менее значимым потенциалом для него обладают инструменты генеративного искусственного интеллекта, что обуславливается:

— возможностью оптимизации рутинных простейших задач, которые реже используются опытными дизайнерами, работающими в команде и перераспределяющими обязанности;

— постоянным критическим переосмыслением результатов, которые получаются при использовании искусственного интеллекта — опытный дизайнер подвергает значительным коррективам результаты, что не всегда позволяет с заданной эффективностью применять искусственный интеллект;

— невозможностью применять искусственный интеллект в сложных и ответственных задачах, ввиду выявления несоответствия и необходимости постоянной корректировки результатов.

Однако с точки зрения начинающего дизайнера искусственный интеллект обладает куда большим значением, поскольку позволяет работать с информацией, сокращает рутинные действия и позволяет сконцентрироваться на ключевых функциях, снижая общую нагрузку на изучение рутинных задач. Вместе с тем, под началом искусственного интеллекта увеличивается общая результативность обучения, на что указывают множественные исследования [4; 5]. Данная связь позволяет рассматривать искусственный интеллект как способ обеспечить развитие креативности по мере постепенной адаптации дизайнера к трудовым функциям. Е. К. Данилина считает, что способность обучаться определяет перспективность развития креативности специалиста, поскольку подобное связывается с усвоением различных видов деятельности и функций, напрямую определяет творческий рост и самореализацию [1].

М. С. Соловьев и В. В. Латкин рассматривают творчество и креативность как интегральные и связанные между собой понятия, за которыми скрывается перспектива развития человека. Авторы считают, что в эпоху постмодернизма человеческое творчество и креативность все чаще совмещаются с научно-техническим прогрессом. Подобное становится результатом создания новых креативных (творческих) индустрий, в которых определяется занятость человека и реализация его трудовых функций — чем большее количество специалистов действует в индустрии, тем более перспективные и качественные результаты достигаются, приобретается особый общественно значимый эффект [7].

Как пишет Е. В. Масланов, в эпоху цифровизации происходит значительное изменение креативности и креативной функции человека, поскольку ставится вопрос о замещении креативности человека цифровыми инструментами, программами и специализированными помощниками. По мнению автора, креативность в её истинном значении и связи с творчеством не доступна к цифровизации, за исключением случаев, когда креативность в цифровизации является результатом проявления творчества человека в новой среде. Автор придерживается позиции о том, что цифровизация создает все необходимые социально-экономические предпосылки для развития креативности и расширения коллективного знания (явного), аккумулирования коллективного неявного в виде достигаемых творческих результатов [5].

Так, учитывая воззрения современных ученых, отметим, что креативная функция работника (начинающего дизайнера) по своему содержанию в большей степени связывается с творчеством, формированием определенных идей, которые согласуются с поставленными целями и задачами деятельности, определенным социально значимым результатом. Искусственный интеллект в таком случае стоит рассматривать не как замещающий, а как дополняющий и/или расширяющий творческую (креативную) функцию человека инструмент, поскольку искусственный интеллект становится средством в руках профессионала.

В связи с обозначенным, актуальным остается вопрос, каким образом искусственный интеллект способен влиять на креативность начинающих дизайнеров. На наш взгляд, потенциал влияния искусственного интеллекта на креативность именно начинающих дизайнеров стоит раскрывать с точки зрения:

Во-первых, знакомства с определенными стилями, подходами и способами организации собственной деятельности. Искусственный интеллект в рамках данного направления отличается способностью предоставления начинающим дизайнерам доступа к огромному массиву информации о различных стилях, направлениях и исторических эпохах в дизайне, что позволяет молодым специалистам расширять свой кругозор, находить вдохновение или определять свой собственный путь в профессии. Важно, что подобная информация должна критически оцениваться дизайнером. Кроме того, искусственный интеллект способен анализировать работы начинающих дизайнеров, выявлять сильные и слабые стороны выполненных задач, предлагать рекомендации по улучшению, сформированные исходя из лучших практик, трендов в индустрии или предоставленных примеров реализации.

Во-вторых, формирования необходимых условий оптимизации рутинных задач для укрепления более креативных, которые связаны не с выполнением рутины, а раскрытием личного потенциала креативности конкретного дизайнера. Искусственный интеллект берет на себя повторяющиеся и трудоемкие задачи (ретушь фотографий, создание макетов, подбор шрифтов и цветовых палитр, формирование текстовых макетов и т. д), что освобождает время для решения более креативных задач, требующих нестандартного мышления и индивидуального подхода, недоступного искусственному интеллекту.

В-третьих, оказанием сопровождающей поддержки в реализации креативной функции, ввиду развития и/или расширения идей, которые предлагаются начинающим дизайнером. В таком случае дизайнером используются функции (техники) мозгового штурма, визуализации концепций, улучшения продуктов (идей) под конкретную аудиторию. Данные техники раскрыты более подробно в таблице 1:

Таблица 1

Техники развития креативных идей начинающего дизайнера с применением искусственного интеллекта

Техника

Особенности

Преимущества реализации в диалоге с нейросетью

Мозговой штурм

— генерация большого количества идей за относительно короткий промежуток времени;

— стимулирование нестандартного мышления и поиск нелогичных (в контексте диалога) решений, что расширяет креативную функции;

— работа доступна как в команде, так и индивидуально

Нейросеть способная интегрально анализировать информацию из различных областей и предлагать нестандартные связи, которые человек может упускать в ходе творчества. В таком случае искусственный интеллект помогает выйти за рамки привычного мышления и взглянуть на задачу с новой стороны. В том числе нейросеть способна автоматически группировать идеи по категориям, выявлять связи и закономерности

Визуализация концепций

— преобразование абстрактных идей в визуальные образы;

— создание набросков, макетов, 3D-моделей и анимаций;

Нейросеть может генерировать различные варианты визуализации идеи, что экономит время и ресурсы дизайнера, в том числе ввиду возможности быстро менять параметры визуализации, например стиль, цветовую палитру, композицию

Улучшение идей под целевую аудиторию

— анализ потребностей, предпочтений и поведения целевой аудитории;

— адаптация дизайна под специфику аудитории;

— повышение эффективности и результативности дизайна или его концепта при работе с целевым потребителем;

Решения нейросети основаны на огромные массивах данных о целевой аудитории, что позволяет выявлять скрытые паттерны и тренды. В том числе искусственный интеллект способен проводить A/B тестирование различных вариантов дизайна и выбирать наиболее эффективные решения в контексте целевой аудитории и её особенностей

Таким образом, учитывая результаты проведенного сравнительного анализа и исследования особенностей и перспектив перспективы повышения креативности начинающих дизайнеров с применением инструментов генеративного искусственного интеллекта, отметим перспективность внедрения искусственного интеллекта в деятельность начинающих дизайнеров при необходимости одновременного контроля за результатами и самостоятельностью реализации. Подобное обуславливается тем, что эффективное использование искусственного интеллекта требует проведения экспертной оценки; искусственный интеллект необходимо рассматривать именно как инструмент, а не способ замещения всех функций дизайнера.

Литература:

1. Данилина Е. К. Креативность и обучение // Территория новых возможностей. 2015. № 4 (31). С. 209–214.

2. Иванова В. Н. Синтез творческой мысли и искусственного интеллекта // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». 2022. № 1. С. 132–134.

3. Климова Г. А., Бегімбай К. М. Исторический процесс возникновения искусственного интеллекта в дизайне // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 1 (103). С. 11–13.

4. Малашук Е. В. Инструменты ии в веб дизайне: области применения и методы использования // Инновационная наука. 2023. № 10–1. С. 21–30.

5. Масланов Е. В. Креативность и цифровизация // Epistemology & Philosophy of Science. 2022. № 3. С. 38–45.

6. Петрухина О. В. Генеративная графика: вчера, сегодня, завтра // НАУ. 2023. № 88–2. С. 9–11.

7. Соловьев М. С., Латкин В. В. Творчество и креативность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 13–15.

Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, деятельность дизайнеров, начинающий дизайнер, инструмент, задача, целевая аудитория, автор, дизайнер, креативность начинающих дизайнеров.


Ключевые слова

искусственный интеллект, нейросети, генерация идей, начинающие дизайнеры, креативность с ИИ, повышение креативности, техники повышения креативности, деятельность дизайнеров

Похожие статьи

Задать вопрос