Приложение ветеринарной клиники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. К. Приложение ветеринарной клиники / А. К. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112971/ (дата обращения: 01.05.2024).



Данная статья описывает процесс создания приложения ветеринарной клиники, которое призвано решить такие проблемы, как повышение удовлетворенности клиентов, электронное ведение документации, учет пациентов в базе данных клиники и др. Мотивируется высокая потребность в разрабатываемом приложении, а также приводятся технологии и средства его создания. Подробно описывается процесс непосредственной разработки клиентской и серверной частей приложения.

Ключевые слова: телемедицина, ветеринария, ветеринарная клиника, проектирование, разработка, веб-приложение.

Введение

В нашей цифровой реальности невозможно представить создание и развитие проектов без сопутствующих им клиент-серверных приложений. Ветеринарная клиника может являться примером коммерческой организации, которая стремится привлечь новых клиентов, а также предоставить актуальную информацию о своей деятельности.

Обзор литературы

Ознакомимся с описанными в научных публикациях современными тенденциями применения информационных технологий в деятельности ветеринарных учреждений, в частности с развитием телемедицины применительно к данной предметной области.

В [1, 2] приводятся результаты исследований, проведенных путем анонимного анкетирования. В ходе опросов респондентам было предложено оценить, насколько те или иные цифровые технологии применяются организацией, в которой они работают. В ходе анализа полученных данных были сделаны выводы о том, что такие технологии как электронная почта, веб-сайты, страницы в социальных сетях и т. п. активно используются более чем в 90 % организаций. Стоит также отметить активное использование программ для автоматизации административно-хозяйственных и лечебно-диагностических процессов (электронные карты, документооборот и пр.) [3, 4], в том числе CRM-программ.

В [5] рассматриваются варианты внедрения телемедицины в жизнь владельцев животных, а также оценивает, каким образом данные нововведения могут повлиять на процесс совершенствования цифровизации ветеринарных услуг. Отмечается, что применение информационных технологий в деятельности ветеринарных клиник способно повысить спрос на услуги организации за счет экономии времени клиентов, а также повысить качество взаимодействия владельца животного и ветеринарной клиники. Важность такого взаимодействия подчеркивается и в [6]. В частности важным аспектом разработки приложения является интеграция онлайн-записи на прием к врачу.

На основе анализа процесса создания клиентской части приложения ветеринарной клиники, описанного в [7], можно сделать вывод о том, что подобные программы можно использовать в качестве механизма обмена медицинской информацией. Данная статья приводит пример организации информации о питомце на странице личного кабинета, а также описывает структуру приложения в целом.

Перечень необходимых разделов для приложения ветеринарной клиники, приведенный в [8], может быть взят за основу процесса проектирования собственного программного продукта. Наиболее значимыми для проектирования представляются разделы онлайн-записи на прием, подробное описание услуг и цен, просмотр адресов и контактов клиник, обратная связь. При разработке программного продукта также важно реализовать возможность регистрации и сохранения истории посещений, а также ввода информации о питомце.

Техническая реализация

В качестве методологии разработки представляется наиболее подходящим использование Agile, так как он предлагает итеративный подход, что позволяет быстрее получать обратную связь от заказчика и раннюю демонстрацию работающего продукта [9, 10].

В качестве технологий разработки может быть выбран следующий стек: Java, JavaScript, HTML5, CSS, Spring, система сборки Gradle, ReactJS, СУБД PostgreSQL. Клиентская часть приложения в первую очередь строится с использованием HTML и JavaScript, в частности библиотеки для создания пользовательских интерфейсов ReactJS. Ее удобно использовать из-за отличительной особенности реактивности — явления, при котором в ответ на изменение одного элемента меняется все остальное [11]. В качестве языка программирования используется Java. Для работы с БД веб-приложения была выбрана SQL СУБД PostgreSQL.

Проектирование приложения

Диаграммы вариантов использования применяются для моделирования функциональных требований системы, а основной целью является определение акторов и их взаимодействий с системой через различные сценарии использования. Построим такую диаграмму для проектируемого приложения ветеринарной клиники (рисунок 1).

Диаграмма вариантов использования

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования

Проектируемое приложение реализует паттерн MVC, поэтому клиентская часть, разрабатываемая при помощи ReactJS, является View, т. е. представлением. Различные React-компоненты отображают данные, необходимые пользователю. Компоненты могут быть простыми элементами интерфейса или составными, включающими другие компоненты. Для удобства навигации пользователя необходимо реализовать меню, содержащее все основные разделы. Отдельно должны быть реализованы кнопки авторизации/регистрации и перехода в личный кабинет пользователя.

Для реализации паттерна MVC в серверной части приложения необходимо реализовать Model (модель) и Controller (контроллеры) при помощи фреймворка Spring. В Spring-приложении модель представляет бизнес-логику и доступ к данным. Это могут быть классы, репозитории и т. д., которые управляют данными и их обработкой. Контроллеры же обрабатывают HTTP-запросы от клиента, взаимодействуют с моделью для получения необходимых данных и передают их в представление для отображения. Таким образом, будет разработано RESTful-приложение, которое будет использовать унифицированные HTTP-методы (GET, POST, PUT, DELET) для управления ресурсами и идентификацию ресурсов по URI.

Разработка приложения

Удобно вынести части разметки, такие как футер, навигационная панель и др. в отдельные компоненты и использовать их при необходимости при помощи специальных тегов. Стоит также учесть, что навигационная панель должна быть различной для авторизованных и неавторизованных пользователей, а также для обычных пользователей и администраторов. Помимо отображения статических страниц, таких как «Контакты» и «Главная», клиентская часть также должна работать с динамическим наполнением интернет-ресурса. Для того чтобы иметь возможность осуществлять HTTP-запросы к конечным точкам серверной части приложения прямо из веб-браузера, воспользуемся библиотекой JavaScript под названием Axios. Взаимодействовать с данными из БД может только администратор. Редактирование, удаление и добавление новых данных осуществляется посредством отправки соответственно PUT-, DELETE- или POST-запроса. Для удобства редактирования и добавления данных в клиентской части приложения реализованы специальные формы.

Для разработки серверной части необходимо указать такие зависимости, как Spring Web (для работы с веб-приложениями), Lombok (библиотека сокращения кода в классах и расширения функциональности языка Java), Validation (для валидации данных) и др. В конфигурационном файле указывается порт, на котором будет работать запущенное приложение, свойство JPA, а также настройки для подключения к БД. Основой каждой из моделей является таблица разработанной БД «vetclinic». Для того чтобы объявить новую сущность, используется аннотация @Entity. Для того чтобы привязать новую созданную сущность к существующей таблице в БД используется аннотация @Table с указанием названия таблицы.

Для корректной работы приложения необходимо создания слоя сервисов (в данном случае — сервис для работы с пользователями приложения). Сервисы помечаются аннотацией @Service. Необходимо создать контроллер для регистрации и авторизации с соответствующими конечными точками /register и /login соответственно. При запросе аутентификации отправляется номер телефона и пароль пользователя, при регистрации — все необходимые поля. В ответе пользователь получает токен и экземпляр класса User. Для идентификации пользователя необходимо при аутентификации присваивать ему JWT-токен в методе класса JwtService.

Итоги разработки приложения

Таким образом, было разработано приложение, корректность работы которого была проверена при помощи выполнения unit-тестов, а также при использовании интеграционного тестирования. Код разработки был опубликован в удаленном репозитории. Главная страница приложения представлена на рисунке 2.

Главная страница приложения

Рис. 2. Главная страница приложения

Заключение

Результатом проделанной работы является полнофункциональное приложение для ветеринарной клиники, которое удовлетворяет всем поставленным требованиям, а также решает различные проблемы организации, которая интегрирует разработку в свою деятельность.

Литература:

1. Акчурин С. В., Дюльгер Г. П., Акчурина И. В. [и др.] Использование цифровых технологий в практике работы ветеринарных клиник // Аграрный научный журнал. — 2022. — № 8. — С. 39–42.

2. Мижевикина Ю. А. Сравнительная характеристика crm-программ в условиях ветеринарного центра // Вавиловские чтения — 2022: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 135-й годовщине со дня рождения академика Н. И. Вавилова, Саратов, 22–25 ноября 2022 года. — Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2022. — С. 733–735.

3. Семченко Р. А., Ершов П. П., Василевский Н. М., Салихов С. А., Подскребкина О. А. Организация сервиса в Сети ветеринарных клиник на основе компьютерных технологий // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2015. — № 3(223).

4. Вакуленко О. А., Кумратова А. М., Курносова Н. С. Использование облачных сервисов в ветеринарии // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: Сборник материалов ix студенческого международного форума. — Краснодар: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», 2017. — С. 78–80.

5. Старун А. А. Цифровизация в ветеринарной индустрии с целью повышения эффективности деятельности организаций // Ratio et Natura. — 2020. — № 1(1).

6. Бичаева В. А. Веб приложение для ветеринарной клиники. Организация обратной связи // Научный аспект. — 2023. — № 6. — С. 2486–2496.

7. Тукаева Е. К. Виртуальная ветеринарная клиника. Клиентская часть // Научная конференция учащихся колледжа: материалы 58-й научной конференции. — 2022. — С. 127–131.

8. Панасик Г. А. Веб-сайт ветеринарной клиники «Пёссикот» // 70-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов, 15–20 апреля, Минск: сборник научных работ: в 4. Ч. 4 / Белорусский государственный технологический университет. — Минск: БГТУ, 2019. — С. 160–164.

9. Колесников А.М, Будагов А. С., Мухин К. Ю. Гибкое управление проектами Agilegile: анализ ключевых положительных сторон, недостатков, требований, статистики реализации // Экономический вектор. — 2018. — № 3(14). — С. 53–57.

10. Зайцева И. А., Ебата В. Ш., Ковбаса Н. А. Практика применения методологий Agile, Scrum в ИТ-проектах // Научно-практический журнал. — 2021. — № 1. — С. 62–69.

11. Беккер И. А., Лалов К. С. Преимущества использования библиотеки React при разработке web-приложений // Материалы конференций и семинаров. — Могилев: Белорусско-Российский университет, 2022. — С. 362–364.

Основные термины (генерируются автоматически): ветеринарная клиника, MVC, PUT, клиентская часть приложения, главная страница приложения, клиентская часть, навигационная панель, обратная связь, серверная часть, серверная часть приложения.


Похожие статьи

Задать вопрос