Некоторые аспекты правового регулирования частной жизни в условиях развития информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Лисов, И. Л. Некоторые аспекты правового регулирования частной жизни в условиях развития информационных технологий / И. Л. Лисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112969/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает некоторые правовые аспекты сохранения, защиты неприкосновенности частной жизни и ее конфиденциальности в условиях бурного развития информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, законодательная база, правовое регулирование частной жизни.

Развитие информационных технологий оказывает значительное влияние не только на все общество в целом, но и на каждого конкретного человека и его частную жизнь, в конечном итоге. Бурное развитие последних в виде социальных сетей, различных интернет-маркетплейсов и пр., предоставило новые возможности для сбора, обработки и порой несанкционированного и распространения и использования персональных данных, в т. ч. без согласия владельца.

В связи с этим возникает острая необходимость правового регулирования этой сферы для обеспечения защиты прав и свобод граждан.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства. Вместе с тем, последнее должно гарантировать каждому защиту от такого вмешательства третьих лиц.

Следует отметить, что изменение масштаба проблемы обеспечения неприкосновенности частной жизни наметилось уже в 90-е годы XX века и стало тем более острей в XXI веке, что было тесно связано с быстрым распространением цифровых сетей и резким снижением затрат на связь.

Современное общество не может существовать без развития информационных технологий. Развитие информационного общества, те масштабные изменения, которые происходят, в связи с этим во всех сферах жизни человека, неизбежно затрагивают и сферу права.

Неприкосновенность частной жизни является фундаментальным правом любого человека, закрепленного в ст. 23 ст. 24 Конституции Российской Федерации [6].

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет национальные интересы государства в информационной сфере. В ней отмечено, в частности, что информационная инфраструктура, системы связи должны работать постоянно и бесперебойно. Информация о государственной политике должна быть достоверной. Развитие информационных технологий и электронной экономики, электронных услуг требуют при этом обеспечения их глобальной безопасности.

В этой связи особо отмечено, что при использовании информации неукоснительно должны соблюдаться конституционные права граждан и неприкосновенность частной жизни. [8].

О национальных интересах при информатизации говорится и в принципах Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Она призвана обеспечивать права граждан в плане доступа к информации, свободу выбора средств ее получения.

У граждан должен быть выбор традиционных (аналоговых) или цифровых форм получения услуг, при соблюдении приоритет традиционных национальных ценностей поведения в сфере информационных технологий. И государство призвано защищать интересы своих граждан в информационной среде [9].

Анализ приведенных выше стратегических документов, показывает, что главной задачей государства является повышение уровня качества жизни граждан Российской Федерации на основе информационных технологий [3; 5].

Основными законодательными актами, регулирующими вопросы частной жизни, в условиях реализации выше названных стратегических документов, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также целый ряд таких федеральных законов, как «О связи», «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Совокупность норм конституционного, гражданского, информационного, административного, и, в некоторой степени, и уголовного права, образуют правовое обеспечение информационных отношений, с помощью которого и осуществляется противодействие угрозам безопасности всех субъектов информационных отношений [1; 4].

Все это позволяет государству осуществлять правовое регулирование информационной среды, переход к информационному обществу или обществу знаний и защищать права и свободы граждан, организаций, государства в информационной сфере.

Однако, несмотря на урегулированность некоторых правовых аспектов защиты частной жизни в условиях развития цифровых технологий, данные о человеке могут быть собраны, обработаны и использованы без его согласия, как уже говорилось выше, ведет к серьезным нарушениям частной жизни.

Социальные сети, мобильные приложения, интернет-магазины, многочисленные системы видеонаблюдения и др. цифровые инструменты создают новые возможности и угрозы для вмешательства в частную жизнь человека. Таким образом, угрозы частной жизни исходят сегодня из различных источников.

По мнению ученых, занимающихся вопросами правового регулирования информационных отношений в современном обществе, угрозы могут быть классифицированы следующим образом:

– технологическая угроза;

– угроза от действий государственных и негосударственных структур;

– угроза со стороны частных правонарушителей и различных коммерческих фирм, учреждений, организаций [2].

Реальность показывает, что, в современных условиях все большее число людей сталкивается с самыми разнообразными проблемами по осуществлению своего права на неприкосновенность частной жизни.

Способы нарушения неприкосновенности частой жизни в цифровой среде, к сожалению, намного опережают меры защиты ее. Из этого вытекает довольно пессимистичный вывод, что в условиях информационного общества и широкого использования сети Интернет полное обеспечение права граждан на неприкосновенность частной жизни объективно невозможно [2].

Эти тенденции подтверждается целым рядом ежедневных публикаций в средствах массовой информации, в которых регулярно документируются случаи нарушения прав на неприкосновенность частной жизни.

В 2023 году Роскомнадзор зафиксировал 168 утечек персональных данных. В сеть попало более 300 млн записей о россиянах. При этом в 2022 году, после начала специальной военной операции, в сеть «утекли» 600 млн. записей о россиянах. Тогда ведомство зафиксировало более 140 утечек.

Ряд опросов Всероссийского центра по исследованию общественного мнения (ВЦИОМ), АНО «Национальные приоритеты» и Координационного центра при Правительстве Российской Федерации по проблемам защиты персональных данных, восприятия биометрии подтверждает обеспокоенность россиян вопросами безопасности своих персональных данных.

Так, например, проведенный ВЦИОМ опрос в 2023 году показал, что 52 % россиян не готовы делиться персональными данными ни с кем и ни для чего.

56 % респондентов считают, что информация, предоставленная коммерческим компаниям, плохо защищена, при этом обратной позиции придерживаются лишь 19 % опрошенных.

Еще 46 % респондентов полагают, что данные, предоставленные для получения услуг на портале «Госуслуги», также плохо защищены. О том, что государство хорошо защищает данные, говорят лишь 36 % опрошенных. Треть респондентов уверена, что государство использует собранные данные для контроля за жизнью людей и подтверждения их личности [7].

В Ассоциации больших данных, в которую входят VK, «Сбер», «МегаФон» и др., связывают недоверие граждан с «обилием негативных новостей по этой проблеме». Чтобы россияне перестали опасаться оборота их данных, полагают в ассоциации, нужно «насыщать информационное поле не только негативными сообщениями, но и позитивными примерами использования аналитики данных [ВЦИОМ]. Таким образом, хотя право на неприкосновенность частной жизни остается фундаментальным принципом, современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, связанных с его осуществлением.

В этой связи абсолютно закономерен пристальный интерес к теоретическим вопросам о сущности информационного общества для юристов, т. к. понимание тенденций его развития и ключевых характеристик позволяет понимать и предсказывать соответствующие тенденции трансформации и всей правовой системы. Поэтому в этих условиях следует уделять большее внимание разработке механизмов, которые бы обеспечивали защиту приватности в цифровой среде, сохраняя при этом баланс между индивидуальными правами и государственными (общественными) интересами, такими как безопасность и пресечение преступной деятельности. Кроме того, для эффективной защиты неприкосновенности частной жизни необходимо дальше совершенствовать законодательную базу.

Таким образом, нормативное регулирование информационных отношений, представляет собой самостоятельное направление правового регулирования и реализуется в рамках государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности страны. В связи с этим следует уделять большее внимание разработке механизмов, которые бы обеспечивали защиту приватности в цифровой среде, сохраняя при этом баланс между индивидуальными правами и общественными интересами, такими как безопасность и пресечение преступной деятельности. Кроме того, для эффективной защиты неприкосновенности частной жизни необходимо дальше совершенствовать законодательную базу.

Развитие информационных технологий требует особого внимания к правовому регулированию частной жизни граждан. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, повышение уровня защиты персональных данных и обеспечение баланса между интересами государства, бизнеса и граждан в сфере информационных технологий.

Литература:

  1. Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М., 1991. — С. 11.
  2. Гаджиева З. Р. Становление и развитие конституционного законодательства Российской Федерации о доступе граждан к информации о деятельности органов публичной власти. Закон и право. 2013. № 12. С. 12–14.
  3. Гребеник В. В., Воротникова И. В. Тенденции новых цифровых технологий в развитии современного бизнеса // Вестник Евразийской науки, 2018 № 3, https://esj.today/PDF/42ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  4. Гришина Е. А. Современное состояние рынка банковского кредитования малого бизнеса: проблемы и перспективы //Факторы успеха. 2017. № 2(9). С. 13–20.
  5. Гурлев И. В. Цифровизация экономики России и проблемы роботизации // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4, URL: https://esj.today/PDF/08ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  6. Конституции Российской Федерации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 12.04.2024).
  7. Статья «ВЦИОМ: 52 % россиян не готовы делиться персональными данными». URL:https://telesputnik.ru/materials/trends/news/vciom-52-rossiyan-ne-gotovy-delitsya-personalnymi-dannymi (дата обращения: 12.04.2024).
  8. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 12.04.2024).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 12.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): частная жизнь, Российская Федерация, информационное общество, правовое регулирование, данные, законодательная база, современное общество, цифровая среда, большее внимание, бурное развитие.


Ключевые слова

информационное общество, информационные технологии, законодательная база, правовое регулирование частной жизни

Похожие статьи

Задать вопрос