Искусственный интеллект в работе веб-дизайнера: друг или враг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Тарасов, А. И. Искусственный интеллект в работе веб-дизайнера: друг или враг / А. И. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112954/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье исследуется целесообразность применения искусственного интеллекта в работе веб-дизайнера. В ней рассмотрены основные аспекты и способы использования искусственного интеллекта, которые могут быть полезны для разработки дизайна веб-страниц. В работе изучены преимущества и недостатки при внедрении искусственного интеллекта в работу по созданию веб-функционала. Автор пытается дать ответ на вопрос, действительно ли полезен искусственный интеллект и не способен ли он в будущем вытеснить саму профессию веб-дизайнера.

Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, возможности искусственного интеллекта, веб-дизайн, ADI, нейросеть.

Введение

В современном мире внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы человеческой деятельности становится все более явным и значимым. Веб-дизайн как ключевой аспект создания визуально привлекательных и функциональных интернет-ресурсов не остается в стороне от этого процесса. Большинство сегодняшних задач, на которые раньше уходили многие часы работы веб-дизайнера, решаются за минуты благодаря алгоритмам ИИ. Однако возникает вопрос: является ли искусственный интеллект в самом деле союзником веб-дизайнера, помогая достичь новых высот в профессии, или же его конкурентом, возможно, вытесняя с рынка труда? И вообще, насколько правильно передавать создание веб-ресурсов машинным алгоритмам?

Краткая история развития ИИ

Чтобы лучше понять предпосылки дальнейшего развития и возможностей ИИ, следует заглянуть в прошлое и понять, какими темпами происходило развитие искусственного интеллекта.

Возможность разрабатывать программы, выполняющие сложные интеллектуальные задачи, появилась только после появления компьютеров уже после Второй мировой войны. В 1950-х годах ученые из различных областей стали задумываться о возможности создания искусственного мозга. Тогда исследования в области неврологии показали, что мозг представляет собой нейронную сеть, а английский математик Адам Тьюринг предположил, что любой вид вычислений можно представить в цифровом виде, и в 1951 году аспирантом Марвином Мински была создана первая нейронная сеть SNARC. К 1950 году А. Тьюринг разработал тест, определяющий уровень схожести действий машины с сознанием человека, впоследствии названный тестом Тьюринга. Название «искусственный интеллект» впервые было использовано на Дартмутской конференции в 1956 году, тогда же и появилась научная дисциплина «Исследование искусственного интеллекта». [1]

В 1980-х происходило дальнейшее развитие машинного обучения, но из-за недостатка вычислительной мощности разрабатываемые системы не могли работать полноценно.

В 1990-х и начале 2000-х было создано множество машин, понимающих не только речь человека, но даже играющих в настольные игры: знаменитый шахматный матч между компьютером и Каспаровым 11 мая 1997 г. закончился победой машины.

Это открыло глаза многим технологическим компаниям на передовые возможности нейронных сетей. Взрывной рост вычислительных мощностей в это же время позволил воплотить их в жизнь.

С 2010 г. по настоящее время ИИ стал применяться в самых различных сферах жизни, включая и дизайн — создаются генеративные модели, способные создавать изображения, тексты и код.

И уже сегодня идет настоящая гонка между крупными компаниями за право обладать самым передовым и многофункциональным ИИ.

Области применения ИИ в веб-дизайне

В работе веб-дизайнера ИИ может применяться для выполнения многих рутинных и времязатратных задач. В настоящее время развитие получила разработка под названием ADI (Artificial Design Intelligence) — это технология, использующая искусственный интеллект для автоматизации дизайна и графики. Её можно применять не только в дизайне, но и в веб-дизайне, архитектуре, производстве и других областях. Основная идея заключается в ускорении и упрощении создания дизайн-проектов, делая их более эффективными и доступными. [2]

В настоящее время существует ряд различных инструментов на базе ИИ, которые могут помочь дизайнерам создавать более качественные пользовательские интерфейсы и включают в себя такие аспекты ADI как:

  1. Создание реалистичных макетов того, как будет выглядеть и ощущаться пользовательский интерфейс. Это полезно для получения обратной связи от пользователей на ранних этапах процесса проектирования.
  2. Автоматическое создание высококачественных иконок и иллюстраций. Это экономит дизайнерам много времени и сил. К тому же гарантирует согласованность всех ресурсов пользовательского интерфейса.
  3. Создание предложений макета на основе пользовательских данных. Это помогает дизайнерам понять, как пользователи взаимодействуют с различными элементами пользовательского интерфейса. Это помогает им принимать более правильные решения о том, где размещать элементы взаимодействия.
  4. Генерация кода для адаптивного дизайна. Это экономит дизайнерам много времени и усилий при создании веб-сайтов, которые хорошо выглядят на всех устройствах.

В частности, можно выделить следующие успешные примеры платформ и программ, направленных на создание веб-интерфейса и оптимизации производительности:

— The Grid: Платформа использует ИИ для создания адаптивных веб-сайтов на основе контента пользователя.

— Adobe Photoshop: Встроенные функции, такие как Content-Aware Fill и Neural Filters, используют ИИ для автоматического редактирования изображений и создания различных эффектов.

— Canva: Платформа для графического дизайна использует ИИ для автоматического подбора шаблонов, цветовых палитр и шрифтов, а также для создания графических элементов.

— Adobe Sensei: инструмент на базе искусственного интеллекта, который упрощает творческий процесс, улучшает процесс принятия решений и оптимизирует маркетинговые усилия для достижения наилучших результатов.

— Google Cloud AutoML: платформа на базе ИИ используется для анализа производительности веб-сайта и предоставления рекомендаций по оптимизации.

Помимо веб-интерфейса, дизайнеру также может понадобиться создать изображение, которое будет отвечать его требованиям. Конечно, можно использовать программы-редакторы изображений, такие как Adobe Photoshop, GIMP и другие, но наиболее широкое распространение сейчас получают нейросети, которые по текстовому запросу пользователя генерируют желаемое изображение. На сегодняшний день существует огромное многообразие нейросетей, и каждый пользователь может выбрать ту или иную нейросеть в зависимости от её параметров и своих запросов. Сравнительную сводку некоторых из таких нейросетей можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение нейросетей для генерации изображений

Стоимость

Распознавание русского языка

Скорость генерации

Stable Diffusion

Бесплатно, требует большой вычислительной мощности

Нет

Зависит от вычислительной мощности

Mage Space

Бесплатно или от $4 в месяц

Нет

Средняя

Kandinsky 2.1

Бесплатно

Есть

Быстрая

Dreamstudio.Ai

Бесплатно или от $10

Нет

Средняя

Huqqinqface.co

Бесплатно

Нет

Быстрая

Midjourney

25 запросов на аккаунт, дальше от $10 в месяц

Нет

Быстрая

Lexica

Бесплатно или от $8 в месяц

Нет

Быстрая

Artflow

Бесплатно или от $4 в месяц

Нет

Средняя

StarryAi

5 запросов в день, дальше от $16

Нет

Быстрая

Как можно увидеть, применение ИИ в веб-дизайне охватывает различные аспекты создания и оптимизации интернет-ресурсов. Это включает в себя не только создание макетов и иллюстраций, но и анализ пользовательского поведения, оптимизацию контента для поисковых систем, адаптивный дизайн и многое другое.

Недостатки и ограничения ИИ

Несмотря на большой успех в развитии ИИ, и предвосхищение энтузиастов по поводу будущего внедрения ИИ в большинство аспектов современной жизни, многие забывают, что ИИ далеко не так идеален, как кажется на первый взгляд.

В процессе использования искусственного интеллекта в веб-дизайне также возникают определенные проблемы и недостатки. Например, алгоритмы машинного обучения могут допускать ошибки в определении пользовательских предпочтений или создании уникального и оригинального контента. Это может привести к стандартизации дизайна и утрате индивидуальности уникальных веб-ресурсов.

Основные недостатки ИИ можно выделить в несколько пунктов:

— Отсутствие креативности: ИИ способен генерировать варианты дизайна, но ему не хватает творческого мышления и понимания контекста.

— Необходимость регулирования: ИИ далеко не универсален и требует постоянного обучения и настройки, что подразумевает участие человека.

— Потенциальные ошибки: ИИ может допускать ошибки в дизайне, которые необходимо отслеживать и исправлять.

Примеры ошибок, связанных с ИИ:

  1. Генерация нереалистичных изображений: Некоторые генеративные модели изображений могут создавать лица людей или объекты с неестественными пропорциями или искажениями.
  2. Склонность к стереотипам: Обучаясь на больших наборах данных, ИИ может воспроизводить и усиливать существующие социальные стереотипы. Так, например, участниками Всемирного экономического форума подчеркнута была данная предвзятость, обнаруженная в нейросети DALL-E mini, когда ей было предложено создать «картину генерального директора, основывающего стартап в Европе». Ни на одной из картин, созданных ИИ, в качестве генерального директора не была изображена женщина. В целях устранения данной предвзятости, технологи-дизайнеры и исследователи, сконцентрировались на привнесении этики в процессы проектирования ИИ. [3]
  3. Проблемы с доступностью: ИИ-генерируемые дизайны могут не соответствовать стандартам доступности для людей с ограниченными возможностями.
  4. Неэффективный код: Инструменты на основе ИИ для автоматического написания кода могут генерировать код с ошибками или неэффективными решениями.

Кроме того, следует помнить, что генерация иллюстраций и дизайна на локальной машине требует большой вычислительной мощности и не обещает высокого качества результатов, а облачные решения, как правило, платные.

Еще одним из основных недостатков при использовании ИИ, который можно вынести в отдельный пункт, является, как ни странно, его подконтрольность. Известно, что в настоящее время многие компании закрыли доступ для взаимодействия с ИИ веб-дизайнерам из России. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сам ИИ — весьма непостоянный инструмент, которого можно лишиться в любой момент. Следует помнить, что в будущем нельзя будет всецело полагаться на помощь ИИ, поэтому важно развивать собственные навыки, которые смогут эффективно заменить любую из нейросетей.

Авторское право

Сейчас активно поднимается вопрос о праве на авторство созданных ИИ иллюстраций и дизайнов. Новые реалии вынуждают правительства разных стран трактовать авторское право на сгенерированный контент, по-своему: так, например, в США и Австралии суд постановил, что произведение, созданное с помощью нейросети, не может быть защищено авторским правом, поскольку оно не было создано человеком. Любые картинки становятся с юридической точки зрения «общественным достоянием», то есть их нельзя использовать с целью получения прибыли.

В Европе ситуация ровно противоположная: суды считают сгенерированные картинки собственностью автора, не учитывая участие ИИ. Суд неоднократно заявлял, что авторское право распространяется только на оригинальные произведения.

В правовом поле Российской Федерации всё достаточно просто: правом на авторство и его защиту может обладать только человек. [4]

Чтобы избегать дискриминации дизайнеров, работающих без помощи ИИ, начали создаваться специальные инструменты, позволяющие отличить сгенерированное изображение от человеческого творчества. Компания Google уже представила новый инструмент под названием SynthID для идентификации изображений, сгенерированных искусственным интеллектом. Программа будет встраивать незаметные водяные знаки, чтобы пометить такие работы как сгенерированные в своей поисковой выдаче.

Сотрудничество веб-дизайнера и ИИ

Все большее опасение у дизайнеров вызывают размышления о вытеснении их профессии развивающимся ИИ. Но на самом деле основой использования искусственного интеллекта в веб-дизайне служит сотрудничество между ИИ и человеком. ИИ не заменяет веб-дизайнеров, а становится лишь мощным инструментом, расширяющим их возможности.

Это мнение подтверждают слова Вон Дж Ю, основателя Wjystudios, который в последнее время руководил опытными дизайнерскими работами для Porsche, Edward Jones, Alzheimer's Association, Bic, Cedar Fair и других: «Художники и дизайнеры должны использовать инструменты искусственного интеллекта в своем творческом процессе, потому что при правильном использовании эти инструменты могут не только облегчить их работу, но и помочь им расширить свои творческие горизонты. ИИ не заменяет человеческое творчество; он усиливает его».

Вон предлагает, чтобы дизайнеры могли использовать первоначальные результаты ИИ в качестве основы и наполнять их креативностью, изысканностью и эмоциональным резонансом для создания привлекательных проектов. [5]

Похожее мнение разделяет и Роб Гирлинг, соучредитель Artefact Group, фирмы, занимающейся продуктовой стратегией и UX-дизайном: «Сегодня большинство проектных работ основано на творческом и социальном интеллекте. Эти наборы навыков требуют сочувствия, постановки проблем, творческого решения этих проблем, ведения переговоров и убеждения. Первым воздействием ИИ будет то, что все больше и больше людей, не являющихся дизайнерами, будут развивать свои творческие способности и навыки социального интеллекта, чтобы повысить свои возможности трудоустройства» [6]

Заключение

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что искусственный интеллект не является ни врагом, ни другом веб-дизайнера, а скорее инструментом, способствующим развитию данной профессии. Правильное использование ИИ может помочь веб-дизайнеру повысить эффективность своей работы, улучшить качество создаваемых интернет-ресурсов и обогатить пользовательский опыт. Однако необходимо помнить о возможных ошибках и недостатках ИИ, поэтому важно уметь использовать его с умом и осторожностью. В будущем сотрудничество между веб-дизайнерами и искусственным интеллектом будет играть все более значимую роль в развитии цифровой среды.

Литература:

  1. Искусственный интеллект. — Текст: электронный // iot.ru: [сайт]. — URL: https://iot.ru/wiki/iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 08.04.2024).
  2. ADI в пользовательском интерфейсе. — Текст: электронный // habr.com: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/articles/757968/ (дата обращения: 08.04.2024).
  3. Инструменты ИИ в веб дизайне: области применения и методы использования — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-ii-v-veb-dizayne-oblasti-primeneniya-i-metody-ispolzovaniya/viewer (дата обращения: 08.04.2024).
  4. Нейросети и авторское право: судебные дела, ограничения и серая зона. — Текст: электронный // skillbox.ru: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/design/neyroseti-i-avtorskoe-pravo-sudebnye-dela-ogranicheniya-i-seraya-zona/ (дата обращения: 08.04.2024).
  5. Инструменты искусственного интеллекта неизбежно меняют рабочие процессы дизайна. — Текст: электронный // mpost.io: [сайт]. — URL: https://mpost.io/ru/the-inevitable-rise-of-ai-tools-in-design-workstreams-proves-that-resistance-is-futile/ (дата обращения: 08.04.2024).
  6. AI and the future of design: What will the designer of 2025 look like? — Текст: электронный // artefactgroup.com: [сайт]. — URL: https://www.artefactgroup.com/ideas/ai_design_2025/ (дата обращения: 08.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, ADI, вычислительная мощность, дизайнер, инструмент, нет, пользовательский интерфейс, адаптивный дизайн, генеральный директор, дальнейшее развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос