Проверка контрагентов в аспекте обеспечения экономической безопасности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Вялых, Д. А. Проверка контрагентов в аспекте обеспечения экономической безопасности предприятия / Д. А. Вялых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112885/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует важность проверки контрагента как аспекта обеспечения экономической безопасности предприятия.

Ключевые слова: контрагент, процесс проверки благонадежности, риски, экономическая безопасность предприятия, меры совершенствования.

Предприятие, находящееся на любой стадии своего развития, нуждается в качественной оценке контрагентов. Формализация и автоматизация анализа рисков является частью тенденции к цифровизации бизнеса. Все базовые операции должны быть формализированы и стандартизированы, что напрямую касается и процесса проверки контрагентов. Ценность массовой проверки контрагентов достаточна важна для эффективного функционирования предприятия.

По данным информационно-аналитической системы «Контур» из исследования и опроса более 1000 предприятий из областей товаров повседневного спроса, энергетики и финансов, можно отметить:

— Только 30 % отечественных организаций проводят системную проверку своей клиентской базы (включают её в каждую стадию сотрудничества с контрагентом)

— 50 % организаций проверяют контрагентов время от времени, но не на постоянной основе. В большинстве случаев организации проверяют незнакомые фирмы перед заключением первой сделки;

— 20 % организаций не проводят такие проверки почти никогда.

Как правило, партнёров проверяют на благонадёжность во избежание коммерческих (60 %) или налоговых (30 %) рисков. Репутационными потерями обеспокоены меньшинство компаний — только 10 %.

Отечественные организации проверяют:

— регистрационные данные — 100 % опрошенных компаний;

— Сведения о собственниках и акционерах — 90 %;

— судебную практику — 80 %;

— данные, указывающие на ожидаемое банкротство — 80 %;

— бухгалтерскую отчётность — 65 %.

Информация о товарных знаках, лицензиях, исполнительных производствах и публикациях СМИ менее востребована: менее 1 %.

Стандартизированная проверка контрагентов — это оценка рисков работы с привычными контрагентами с точки зрения принятия привычных решений. Данное определение имеет исключения, такие как:

— Проверка привычных контрагентов с непривычной точки зрения;

— Анализ непривычных для компании или отрасли контрагентов;

— Выход компании за границы риск-ориентированного подхода.

Оценка контрагентов является важным этапом в обеспечении экономической безопасности предприятия. Важность этой категории должны понимать не только руководители предприятий, но и все сотрудники. Данная проверка должна проводится по пунктам, отмеченным в Письме ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4–15/10588, в котором разъясняется, что для проверки бизнес-партнера следует использовать:

  1. Общедоступные сведения открытых данных на сайте www.nalog.ru.
  2. Общедоступные критерии оценки рисков, закрепленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  3. Оценка наличия или отсутствия: документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя); копий документа, удостоверяющего его личность; информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных/торговых площадей; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора; используемого предпринимателем адреса массовой регистрации; дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании.

Региональные отделения ФНС России рекомендуют проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. К таким рекомендациям относятся:

— Личная встреча с руководителем организации — контрагента при заключении договора;

— Использование видеосвязи для обсуждения условий сделки, если возможность для личной встречи отсутствует

— Использование информации, опубликованной на официальных страницах госорганов и судов.

К иным способам проверки относятся:

  1. Запрос сведений о контрагенте в ФНС;
  2. Запрос у контрагента документации: свидетельства ИНН и ОГРН; сведения о сайте организации, карточку предприятия; учредительные документы; информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; решение о создании, реорганизации (при наличии), о назначении исполнительного органа; приказ о назначении главного бухгалтера; сведения о применяемой системе налогообложения; бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период и сведения о предоставлении этой отчетности в налоговый орган; решение о заключении крупной сделки (для крупных сделок); сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник; справка об аффилированных лицах.
  3. Проверка контрагента с использованием специальных сервисов и источников в интернете.
  4. Проверка репутации контрагента (анализ характеристики компании, ее истории, ее отношения к выполнению договорных обязательств, отзывы о компании, мнение других партнеров и клиентов).

На современном этапе развития бизнеса важно эффективно проводить проверку контрагентов с учетом трансформации данного бизнес-процесса: Приоритетные подходы к трансформации проверки контрагента:

  1. Внедрение сценарного подхода в оценке. Данный подход характеризуется прогнозированием различных ситуаций для коммерческой гибкости, необходимой для развития бизнеса;
  2. Обучение сотрудников компании и усиление компетенций в области проверки. Данная мера не только повысит качество проверок, но и создаст условия для цифровой трансформации;

Мероприятия для создания модели стратегического развития проверки контрагентов:

  1. Учет стратегии компании и бизнес-модели. Важно оценивать настоящее положение качества оценки контрагентов со стороны интеграции и её влияния на аспекты деятельности организации (продажи, бюджет, риски, корпоративную культуру);
  2. Моделирование трендов корпоративной безопасности. Данное мероприятие важно проводить с учетом давления негативных прогнозов на принятие решений, повышенного стресса компании, факторов влияния интереса государства.

Данные направления мероприятий помогут определить предпосылки к росту потребности в новых технологических обновлениях систем безопасности, а также вызвать потребность в повышении гарантии безопасного сотрудничества, а также выявить проблемные места системы оценки контрагентов.

Некачественная проверка контрагентов может оказать негативное влияние на деятельность организации в целом. Основные риски, которые предприятие может понести от проверки контрагентов: повышение дебиторской задолженности; риск возможности невыполнения обязательств контрагентом; репутационные, налоговые риски; риски корпоративного мошенничества; нарушение сроков поставок, количества поставляемой продукции, а также поставка некачественного материала; нарушение способа оплаты, договоренностей о ценах; банкротство контрагента, или наличие признаков банкротства; остановка производства (деятельности) контрагента по различным причинам; политические ситуации (санкции).

Направления совершенствования системы оценки контрагентов организации можно разделить на три группы:

  1. Управление улучшениями. Модернизирование процесса проверки путем: упрощенного порядка проверки по ключевым рискам, который закроет 60–80 % проверки; назначение ответственных лиц и повышение их квалификации; составление матрицы сотрудничества и гарантии в зависимости от результатов проверки.
  2. Список ключевых клиентов и поставщиков. Данное направление заключается в составлении реестра особого порядка проверки для основных клиентов и поставщиков и, соответственно, более подробной проверки при новых контрагентах. Также важно внедрить в процесс проверки внешний анализ (особенности иностранного законодательства, обмен информацией).
  3. Информатизация процесса проверки. Использование автоматизации процесса проверки, программ обучения сотрудников по актуальным моделям проверки.

Литература:

  1. Письмо ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4–15/10588
  2. Богомолов, Ю.В. «Экономическая безопасность предприятий: методы и моделирование»
  3. Карасева, Е.Л. «Методы и приемы проверки контрагентов»
  4. Смирнов, В.Ю. «Анализ контрагентов как составляющая обеспечения экономической безопасности предприятия».
  5. Практика бизнеса: проверка контрагентов в корпорациях. — Текст: электронный // Контур: [сайт]. — URL: https://kontur-f.ru/news/proverka-kontragentov-v-korporaciyakh/?ysclid=luu0qrp9gb418702838
Основные термины (генерируются автоматически): контрагент, процесс проверки, экономическая безопасность предприятия, данные, контрагент условий договора, личная встреча, проверка, реальное выполнение.


Ключевые слова

риски, экономическая безопасность предприятия, контрагент, процесс проверки благонадежности, меры совершенствования

Похожие статьи

Задать вопрос