Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 11.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, В. В. Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот / В. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112879/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению копинг-стратегий у подростков-сирот. Анализируется влияние окружающей среды на психоэмоциональное развитие подростков-сирот, которое определяет ими выбор определенных копинг-стратегий. Каждое психотравмирующее обстоятельство, воздействующее на подростка, особым образом отражается на его поведении, мыслях и реакциях, поэтому на современном этапе развития психологии проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными посредством раскрытия такого феномена, как копинг.

Ключевые слова: копинг-стратегия, копинг-поведение, личность, стресс, стрессовая ситуация, ресурсы, подростки, дети-сироты.

Копинг — это способность человека справиться с трудной жизненной ситуацией (стрессом), прибегая к собственным когнитивным и эмоциональным ресурсам. Иными словами, это адаптивное поведение, позволяющее личности максимально быстро совладать с кризисными обстоятельствами и снова ощутить психологическую защищенность. Актуальный ответ на раздражитель — это копинг-стратегии, непосредственные действия человека для управления стрессом. Определенный фон создается за счет копинг-ресурсов, т. е. опыта преодоления трудностей конкретной личности, ее характеристик [3].

В первые появился термин «coping» у Л. Мэрфи при изучении поведения детей дошкольного возраста по преодолению требований, выдвигаемых кризисами развития.

В последствии термин прослеживается в работе Р. Лазарус и затем уже многими исследователями, занимающимися проблемами стресса, неблагоприятными жизненными событиями и путями выхода из неблагоприятных жизненных ситуаций.

Рассматривая процессы взаимодействия личности и окружающей среды, R. Lazarus акцентировал внимание на процессах когнитивной оценки человеком каждой конкретной ситуации такого взаимодействия. Если ситуация расценивается человеком как потенциально затруднительная, угрожающая, то происходит актуализация индивидуального репертуара внутренних средств прохождения затруднений, или копинг-стратегии.

Психологи Р. Лазарус и С. Фолкман обозначили основные восемь копинг-стратегий:

— планирование решения проблемы (подразумевает оценку ситуации, а также составление алгоритма необходимых действий для выхода из нее);

— конфронтационный копинг (агрессивные усилия для преодоления ситуации, присутствие враждебности, неоправданного риска и упрямства);

— принятие ответственности, что означает осознание собственной роли в сложившейся ситуации и попытки что-то изменить;

— самоконтроль, который выражается в овладении своими эмоциями и действиями; − положительная переоценка, своего рода, оптимизм и поиск чего-то положительного в самом плохом состоянии дел, концентрация на плюсах;

— обращение к помощи окружающих;

— дистанцирование, максимальное уменьшение значимости кризисной ситуации, когнитивные усилия отдаления проблемы;

— бегство-избегание, применение всех способов и усилий уйти от проблемы [7].

Принято выделять два типа копинг-стратегий, которые были обозначены Р. Лазарусом и С. Фолкман, как «проблемно ориентированные» и «эмоционально ориентированные» [2].

В зарубежной и отечественной психологии многочисленные работы посвящены проблеме изучения копинг-поведения и психологических защит личности, которые разъясняют понятие копинга, а также рассматривают различные классификации копинг-стратегий, инструменты совладающего поведения и роль копингов в преодолении стресса, взаимосвязь копинг-поведения с защитными механизмами личности, методы изучения совладающего поведения [1]. Исследователи чаще всего основываются на одном из традиционных подходов в описании совладающего поведения: как процесса адаптации личности к трудным ситуациям, как процесса реагирования на стрессовые события конкретным образом, как деятельность личности по поддержанию и сохранению равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требования, как субъективную оценку трудных ситуаций, которая закрепляется в виде систем значений, убеждений и ценностей. Опасность представляют стрессоры для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, которые оказывают неблагоприятное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие его личности. Общее физическое и психическое развитие подростков-сирот, переживших жестокое обращение в семье, отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. Чувство безопасности является основным звеном успешного развития. Стрессоры психического воздействия на детей, со стороны родственников способствуют развитию защитных реакций, проявляющихся конфликтности, в импульсивности, обособленности, агрессивности, деструктивных неосознаваемых поведенческих реакциях, приводят к попыткам суицида, страхам. Появляются нарушения в сфере самосознания. Поведение подростков-сирот, направленное на преодоление стрессовых состояний и кризисных ситуаций, представляет собой довольно сложный механизм. Первоначальная реакция ребенка на жестокое обращение в семье обозначает способ его эмоционального реагирования на ситуацию. Если эмоциональная реакция ребенка оказывается адаптивной, то она закрепляется в когнитивной сфере как вариант ответа на наличный стрессор. В конкретном случае стрессор выступает как стимул для эмоциональной реакции и закрепляет определенный стиль поведения ребенка. При воздействии стрессора на психику ребенка-сироты возникает психическое напряжение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере, которое ребенок должен преодолеть с помощью имеющихся у него личностных ресурсов. В случае неспособности ребенка адекватно отреагировать на действие стрессора, включается защитный механизм, способствующий блокировке возникшего напряжения. При этом создаваемая психическая защита может быть слабой, если блокируется только одна из сфер, в которой возникло напряжение, или сильной, когда блокируются все личностные сферы и ребенок не может задействовать имеющиеся у него личностные ресурсы для изменения кризисной ситуации. Диспозиционная концепция позволяет объяснить копинг-поведение детей-сирот через совокупность личностных черт, которые формируют устойчивый стиль реагирования на стрессовые события. В данном случае, однотипные стрессовые ситуации не воспринимаются ребенком как факторы риска до тех пор, пока он не начинает осознавать возникшую ситуацию как кризисную и не начинает искать пути ее решения. В зависимости от наиболее полного осознания действующих стрессоров, ребенок реагирует на них «эмоциональным», «когнитивным» или «поведенческим» компонентом Я-концепции. Отечественные исследования Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, представили, что низкий уровень самооценки предопределяет выбор пассивных стратегий преодоления стресса, а высокий уровень самооценки способствует выбору адаптивных копинг-стратегий [5]. Системный подход закрепляет субъективную оценку стрессора как негативного в жизни подростка-сироты, в результате чего изменяются его ценности и убеждения, которые регулируют восприятие кризисной ситуации и устанавливают поведение личности по снижению действия стресса. Исходя из данного подхода, психологическая адаптация обеспечивается посредством личностно-средового взаимодействия, в процессе которого проявляются индивидуальные тенденции, актуализирующиеся в стрессовых ситуациях на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях организации личности. Стресс начинается сразу после восприятия и когнитивной оценки стрессового события. Подростком происходит оценка ситуации и результата выбранного поведения. [6]. Удачное совладание рассматривается как удачная адаптация. Копинг-поведение подростков-сирот как механизм преодоления и совладания со стрессовыми жизненными ситуациями, определяющий появление когнитивных и поведенческих реакций в ответ на психическое напряжение, актуализирующих оценку стрессового события как негативного и обуславливающих выбор защитной поведенческой модели. Первичной реакцией организма подростка является эмоциональное реагирование на возникшее психическое напряжение.

Когнитивное реагирование согласовано с процессом осмысления кризисной ситуации и направлено на ее оценку и последующее отношение к ситуации. Поведенческое реагирование проявляется в двигательных реакциях на стресс, направлено на устранение или изменение стрессора. При чрезмерном психическом напряжении, поведенческое реагирование может оказаться затруднено. Личностный потенциал связан со способностью к преодолению стрессогенных воздействий на основе личностных ресурсов, социального опыта, а также способностью вращивание опыта других. Возможность среды, позволяют ребенку вывести систему отношений из состояния жестко фиксированного равновесия, чтобы перевести ее на новый уровень функционирования, расширяя возможности преодоления трудностей. Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней социальной среды. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны и могут зависеть как от биологических факторов среды и конституционального типа ребенка, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности. Его уровень постоянно изменяется и в экстремальных условиях приближается к индивидуальному критическому значению, когда человек использует все резервные психические возможности. Прорыв адаптационного барьера может происходить на психологическом (личностном) или социальном уровне.

Модель защитного копинг-поведения представляет собой актуальные альтернативные ответы личности на внешнюю угрозу, реализуемые в копинг-стратегии и способе контроля стрессом. Подростки-сироты, пережившие насилие в семье, в процессе травматического стресса находятся под давлением и ожидают повторения кризисной ситуации. Психическое состояние проявляется в тревожности, агрессии, регрессии, двигательном возбуждении, внутриличностных и межличностных конфликтах, кризисах, приводящихк социальной дезадаптации. Как указывает в своих исследованиях Н. Н. Бумаженко, у большинства из них переживание психической травмы оставляет отпечаток в виде личностных, эмоциональных, поведенческих реакций и состояний (чувство ответственности и вины за насилие, повышенная возбудимость или чрезмерная бдительность, вспышки агрессии в спокойной обстановке, постоянное переживание чувства потери, сожаление об утрате привычного уклада жизни, противоречивость в понимании мира взрослых, страх остаться без родителя, даже при пережитом насилии и жестокости с его стороны, боязнь повторного физического насилия, боязнь будущего, неуверенность в повседневной жизни, чувство собственной неполноценности на фоне низкой самооценки, затруднения в общении со сверстниками, и др.). Личностная деформация на фоне стрессового расстройства искажает шкалу ценностей, моральных оценок, приводит к возникновению комплекса неполноценности, потере собственного достоинства. Блокирование острого эмоционального состояния способствует блокированию целенаправленной жизнедеятельности человека и развитию затяжного кризиса и психических нарушений. В целом жестокое обращение наносит не только вред психическому и физическому здоровью ребенка, но и обуславливает трудности его социализации в обществе. Отсутствие необходимых социальных навыков и умений, в том числе навыков общения со сверстниками и взрослыми, формирует пристрастие к алкоголю, наркотикам, определяет уход в криминальную и асоциальную среду, суициды. В большинстве случаев дети, пережившие в детстве жестокое обращение и насилие, вырастая, начинают применять данный способ для решения всех своих жизненных проблем. Исходя из этого, важным является изучение стрессоров и определение основных маркеров психического неблагополучия детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье, анализ их защитных поведенческих моделей. На данный момент механизмы психологической защиты представлены с одной стороны как мешающие, тормозящие, препятствующие развитию личности и возможности ее самореализации, а с другой — как защищающие личность человека от внешних воздействий. Функции психологических защит, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, устраняют тревогу и помогают сохранить свое «Я». С другой стороны, они могут оцениваться как негативные, когда психологическое удобство осуществляется путем фальсифицирования восприятия реальности. Многие сложные механизмы защиты представляют собой сочетания более простых. Защитные процессы индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Наиболее часто в литературе по психологии встречаются следующие типы психологических защит: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Кроме этого, выделяют дополнительные психологические защиты: подавление, изоляция, обесценивание, сновидения, фантазия, уход в виртуальную реальность, зависимость от ПАВ, идентификации, агрессия и др. Фактором, который способствует формированию психологической защиты, называют тревогу, вызванную внутренними конфликтами, нарушением самооценки, представлениями человека о себе и т. п. Формирование инструментов защиты происходит в процессе развития личности, начиная с самого раннего возраста. Процесс формирования психологических защит у детей, переживших жестокое обращение в родительской семье, достаточно сложен по своему содержанию, так как ведет к изменениям у них представлений о себе, образе Я, самооценки, отношении к себе. Как отмечают А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, отсутствие чувства безопасности детерминирует формирование специфических защитных форм поведения детей-сирот, проявляющихся в агрессивности, импульсивности, страхах, конфликтном поведении, неадекватных поведенческих реакциях и т. д. [1]

Защитные реакции подростков-сирот, проявляющиеся при трудностях в ежедневных ситуациях не менее разнообразны. Частыми реакциями на жизненные трудности являются поведенческий уход от проблемы. [4].

На втором месте по частоте реакции выступают мысленный уход от проблемы, использование социальной поддержки, сдерживание, принятие.

Подростки стараются позитивно переформулировать ситуацию. Вследствие чего, «сдержанное» состояние достигается за счет включения неадаптивных механизмов и подавления физических реакций, а не через «сдерживание» как принятие волевых усилий. А за этим следует повышение уровня общей тревожности, формированию психологических защит на личностном уровне, и увеличению периода нахождения подростков в состоянии посттравматического стресса. Блокирование острого эмоционального состояния человека способствует развитию затяжного кризиса и психических нарушений.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в сложные жизненные обстоятельства и испытывают каждодневный стресс, у таких детей формируются неконструктивные модели копинг-поведения. Дети применяют неуспешные копинг-стратегии (избегание, приспособление, агрессия). Избегание, как правило, подразумевает пассивные способы уклонения от стресса (уход в болезнь, употребление алкоголя и наркотиков). Приспособление также нельзя назвать эффективной стратегией борьбы со стрессом, т. к. ребенок идет на уступки, пренебрегая собственными интересами. Высоки показатели агрессивного поведения воспитанников организаций в кризисных ситуациях как способа психологической защиты [3].

Литература:

  1. Володина, Ю. А. Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детей-сирот [Электронный ресурс] / Ю. А. Володина, Н. В. Матяш, Н. М. Юшкова // ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». — 2014. — Режим доступа: https://www.science- education.ru/pdf/2014/6/1088.pdf.
  2. Либина А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? [Текст]/ А. В. Либина// Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 2014. -310 с.
  3. Моисеева Т. А. Копинг-поведение детей, оставшихся без попечения родителей. Как помочь? [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 11–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-povedenie-detey-ostavshihsya-bez popecheniya-roditeley-kak-pomoch (дата обращения: 14.12.2022).
  4. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг — стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований. -М., 2016. -МГУ им. Ломоносова.
  5. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс.докт. мед.наук: 19.00.04. -Бишкек -СПб.,2014. -320 с.
  6. Ткаченко Н. С., Климова О. И. К вопросу об особенностях копинг-стратегий поведения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Заметки Ученого. 2020. № 10. С. 463–468.
  7. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, кризисная ситуация, ситуация, ребенок, адаптационный барьер, психологическая защита, реакция, затяжной кризис, когнитивная оценка, острое эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Задать вопрос