Методология Чикагской школы социологии «золотого» периода (1920–1930-е годы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Фрог, М. М. Методология Чикагской школы социологии «золотого» периода (1920–1930-е годы) / М. М. Фрог. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112841/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматривается первое поколение Чикагской школы социологии в контексте их методологических инноваций в период с середины 1910-х по середину 1930-х гг. Фокус сосредоточен на использовании разнообразных статистических методов, а также значении социального картографирования в их исследованиях городской жизни. Автор подчеркивает эмпирическую направленность Чикагской школы, их влияние на городское планирование и социальные реформы, а также коллективный характер исследовательской работы.

Ключевые слова: Чикагская школа социологии, социальное картографирование, эмпирическая социология, Роберт Парк, Эрнст Бёрджесс

Факультет социологии Чикагского университета по праву известен во всем мире благодаря роли, которую он сыграл в истории социологии. В Чикагском университете социология развивалась в контексте активного участия факультета в реализации социальных реформ в городе. В это время социальные заказы для социологов были редким явлением. Администрация города столкнулась с серьезными трудностями в период массовой иммиграции из Европы, когда город превратился в место проживания эмигрантских групп, составлявших половину населения в 1900 году. В результате город стал символом преступности, и администрация Чикаго обратились к университету, особенно к его социологическому факультету, как месту, где были сосредоточены идеи социального реформизма. Университет успешно адаптировался к сложившейся ситуации, утверждая подход к социологии, в котором основное внимание уделялось получению конкретных знаний о социальных явлениях, практически полезных для решения проблем общества и города.

Время с середины 1910-х по середину 1930-х гг. считается «золотым периодом» в истории Чикагской школы, именно в это время профессора социологического факультета разработали новаторский подход в использовании эмпирических данных. Своей уникальностью Чикагская школа обязана признанному интеллектуальному лидеру Роберту Эзра Парку (1864–1944 гг.), заложившему основы социологии города. Поскольку социология мыслилась чикагцами как эмпирическая наука, то исследования факультета опирались на непосредственное знакомство с общественной жизнью. Роберт Парк говорил своим студентам о том, что они должны получать сведения об объекте исследования самостоятельно путем включенного наблюдения: «Вам говорили идти и порыться в библиотеке, накапливая тем самым кучу заметок и вбирая слой глубоко въевшейся книжной пыли, но нужно еще одно: непосредственное наблюдение. Идите в холлы роскошных отелей и на пороги ночлежек, посидите на диванах Золотого Берега и на кроватях в трущобах. Короче говоря, господа, идите и запачкайте ваши штаны в реальных исследованиях» [8]. (прим. перевод авторский) Р. Парк увидел возможности использования Чикаго для исследований и рассматривал город как социальную лабораторию, поскольку именно в городе можно наблюдать различные социальные процессы, исследовать человеческую природу, что в конечном итоге дает представление о современном обществе. Помимо Р. Парка на факультете работали видные представители социологической мысли: Эрнст Бёрджесс, Луис Вирт, Эверет Хьюз, Франклин Фрейзир и многие другие.

По мнению, чикагцев, социология может принести реальную пользу в решении конкретных проблем, которые стояли перед обществом [3]. Особенно подчеркивалась ими возможность практического применения результатов исследования. Многолетнее плодотворное сотрудничество с трудовыми и расовыми комиссиями, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также современное планирование районов города Чикаго было невозможно без вклада со стороны социологов, которые изучали городские сообщества.

При всей тематической и методологической оригинальности методология социологического исследования никогда не была у чикагцев предметом самостоятельного интереса. Поэтому узнать об их методологии можно только из самих исследований. Чикагцы пользовались как эмпирическими, так и статистическими методами. Выбор методологии зависел от конкретных исследовательских задач.

Чикагские социологи в своих исследованиях использовали различную статистику, собираемую как Бюро переписи населения, так и социальными службами, полицией, государственными, муниципальными и общественными организациями [4]. Первые этапы исследований носили преимущественно описательный характер. Э. Бёрджесс, видный американский социолог, работавший вместе с Р. Парком, сумел наладить большое количество рабочих контактов в области социальной работы, их сотрудничество помогало собирать данные для исследований. Но не всегда статистические отчеты удовлетворяли запросы исследователей. Иногда им самим приходилось фиксировать статистические данные, собирая релевантную информацию. В качестве примера можно привести наблюдение за гостиничными постояльцами, фиксация информации об их поле, возрасте, цвете кожи. Данная информация была необходима для исследования гостиничной жизни Чикаго [6].

К началу 1920-х гг. чаще всего социологи пользовались эмпирическими методами, но уже во второй половине 1930-х годов, особенно при активном участии Э. У. Бёрджесса и У. Огборна, начали использовать факторный анализ, корреляционный анализ, метод исследования случая и другие.

Чикагская традиция внесла свой вклад в разнообразие статистических методов, особое внимание уделяя социальному картографированию. На протяжении этих лет стало невозможно представить защиту диссертации без использования карт. Различные виды карт (точечные, штриховые и прочие) использовались для отображения практически всего: демографических данных, уровня преступности, правонарушений среди подростков, распределения банд, случаев самоубийств, расположения притонов, цен на землю, а также разнообразных заведений, таких как танцевальные клубы, кинотеатры и многое другое. На курсе Бёрджесса по социальной девиации студентов отправляли собирать социологические данные для создания городских карт. В ходе анализа собранных данных Бёрджесс и студенты поняли, что многие социологические явления взаимосвязаны географически. Парк и Бёрджесс ввели практику полевых исследований, чтобы активизировать работы, посвященные картографированию Чикаго. Карты, которые составляли социологи, отображали места концентрации несовершеннолетних правонарушителей, преступников различных типов, посетителей танцевальных залов, кинотеатров, ночлежных домов, а также расположение деловых и промышленных центров, спальные и фешенебельные районы и др. В ходе анализа социальных карт города Чикаго Э. Берджесс и Р. Парк выдвинули теорию о концентрических зонах [5]. Переписи населения Чикаго были впервые составлены в 1910 году, и данные по участкам были доступны после каждой последующей переписи. Исследователи из Чикаго добавили много собственных данных, так что вскоре стало возможным использовать данные о динамике различных социальных явлений в различных районах города. Важную роль в исследовательском процессе сыграли студенты, в том числе магистранты. Студенты применяли методы личного наблюдения, проводили интервью, использовали статистику и данные переписи, и систематически записывали явления города. По отдельности некоторые из этих видов деятельности могли показаться чисто описательными, но они вписывались в растущие модели городской структуры и теории городского поведения, которые разрабатывались Парком и Бёрджессом. Результатом этой работы стало появление «Карты Чикаго» в 1924 г., в которой суммировалась информация о зонировании города, о криминогенной, политической, экономической обстановке.

Карты не только предоставляли наглядное представление статистических данных по районам, но и служили основой для последующих исследований. Они визуализировали территориальное распределение изучаемых явлений и проблем, позволяя выявить места с их высокой концентрацией для последующего качественного анализа. Исследователи предполагали, что условия, благоприятные для определенных явлений и проблем, наиболее выражены именно в этих районах. Исследователь наследия чикагцев В. Г. Николаев пишет, что «изучение банд проводилось в местах их сосредоточения, а анализ социальных факторов самоубийств проводился в районе с высшим уровнем самоубийств. Комплексные исследования факторов подростковой делинквентности и криминальной активности предшествовали изучению территориального распределения правонарушений и выявлению «ареалов делинквентности» [7]».

Первое поколение Чикагской школы социологии являлось новаторами в методологии социальных исследований. Идейный вдохновитель социологического факультета Роберт Парк совместно с Э. Берджессом и их студентами пользовались эмпирическими методами, включая непосредственное наблюдение, интервью. Кроме того, важно отметить значимость использования статистических методов, а также социального картографирования в работах чикагских социологов. Смена описательных методов на более сложные статистические подходы во второй половине 1930-х годов свидетельствует о постепенном развитии методологии Чикагской школы. Факторный анализ, корреляционный анализ и другие статистические методы стали инструментами, позволяющими социологам проводить более глубокие и обоснованные исследования. Таким образом, первое поколение Чикагской школы социологии заложило основы новаторской методологии, объединяя теоретические концепции с эмпирическими методами и оказав влияние на современное понимание социологии города.

Литература:

  1. Вальдес Одриосола М. С. Эволюция социологических теорий города XIX-XX вв // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sotsiologicheskih-teoriy-goroda-xix-xx-vv (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Житкевич В. В. Метод социального картографирования в рамках исследований социальных проблем города представителями Чикагской школы социологии 1920–1930 гг. // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2008. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-sotsialnogo-kartografirovaniya-v-ramkah-issledovaniy-sotsialnyh-problem-goroda-predstavitelyami-chikagskoy-shkoly-sotsiologii (дата обращения: 03.01.2024).
  3. Луков В. А., Тихомиров Д. А. Чикагская социологическая школа: начало качественной стратегии в эмпирической социологии // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chikagskaya-sotsiologicheskaya-shkola-nachalo-kachestvennoy-strategii-v-empiricheskoy-sotsiologii (дата обращения: 03.01.2023).
  4. Баньковская С. П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117–139.
  5. Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000. № 4. С. 122–136.
  6. Парк Р. Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы: Альманах журнала «Социологическое обозрение». — СПб.: Владимир Даль, 2008. — С. 29–43
  7. Чикагская социология: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и пер. Николаев В. Г.; Отв. ред. Ефременко Д. В. — М., 2015. — 430 с
  8. Jeniffer Platt, «The Chicago School and Firsthand Date», History of the Human Sciences 7 (1994), pp. 57–80.
Основные термины (генерируются автоматически): данные, социальное картографирование, Чикагская школа, Чикагская школа социологии, Парк, социологический факультет, корреляционный анализ, непосредственное наблюдение, факторный анализ, Чикагский университет.


Ключевые слова

Чикагская школа социологии, социальное картографирование, эмпирическая социология, Роберт Парк, Эрнст Бёрджесс

Похожие статьи

Задать вопрос